Работа психолога по организации взаимодействия семьи с ребенком РДА в условиях круглосуточного пребывания детского сада компенсирующе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Объект: Процесс организации взаимодействия семьи, детского сада компенсирующего вида и ребенка в ДОУ.
Предмет: Деятельность психолога в работе с родителями.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника с аутизмом.
2. Изучить и выявить проблемы семейного воспитания.
3. Разработать основные направления оказания психологической помощи родителям.

Работа содержит 1 файл

РДА.docx

— 45.66 Кб (Скачать)

А так же  вовлечение родителей в жизнь дошкольного учреждения, необходимы мероприятия, побуждающими родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения.

Если говорить о взаимодействии психолога с родителями, то важно  отметить, что такая работа осуществляется в двух направлениях:

    • с коллективом родителей
    • индивидуально

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы»

Родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного  возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может  быть разнообразной, с учетом пожеланий  родителей. Тему рекомендуем формулировать  проблемно, например: «Как играть с  ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?»  «Работа с агрессией у аутичных детей»  и другие. (Приложение 1)

Основные методы работы в  группе:

1. Психологическое информирование, которое может проходить в  форме беседы с элементами  лекций - информирование и обсуждение  заданной темы, например о самом  заболевании, воспитании и общении  с ребенком.

2. Групповая дискуссия  - обмен впечатлениями и опытом, обсуждение книг и журналов  на данную тему, а также новых  законов по данной проблематике.

3. Элементы терапии творческим  самовыражением. Терапия творческим  самовыражением - клинический, терапевтический  метод лечения людей с тягостным  переживанием своей неполноценности,  с тревожными и депрессивными  расстройствами, разработанный известным  русским психиатром и психотерапевтом  Марком Евгеньевичем Бурно. В основе его лежат две идеи. Первая заключается в том, что человек, страдающий психопатологическим расстройством, может узнать и понять особенность своего характера, своих расстройств, настроения. Вторая идея, вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, пациент может творчески смягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество целебно.

4. Элементы логотерапии (поиски смысла). Логотерпия (древнегр. logos — смысл) – это метод психотерапии, созданный Франклом, представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности. Данный метод основан на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося, прежде всего, трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять.

5. Релаксационные методики. Человека можно научить расслаблять  мышцы по собственному желанию,  что иногда приводит к уменьшению  чувства тревоги. Учитывая положительное воздействие релаксации на нервную систему и ее способность уменьшать ощущение тревоги, клинические специалисты считают, что релаксационные тренировки также могут принести пользу при лечении и профилактике заболеваний, связанных со стрессом. К данным методикам относятся аутотренинг, арт-терапия, лечение с помощью аффирмаций и многие другие. Методы мышечной релаксации (гимнастика и т.п.) эффективны для лечения фобий (страха), гнева и иных состояний.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей.

Для установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений  с семьей специалисту требуется  тактичное, доброжелательное, корректное поведение, умение поставить себя на место консультируемого и сообщить ему любую информацию в щадящей, не травмирующей его чувства форме. В таком случае эти взаимоотношения  будут носить психотерапевтический характер.

При общении с родителями, прежде всего, необходимо показать им пусть даже самые незначительные успехи ребенка в развитии как  результат совместной деятельности специалистов и родителей, в которой  они являются партнерами. Специалисты  должны относиться к семьям, в которых  есть дети с ограниченными возможностями, внимательно, стараясь не навредить  неосторожным замечанием, не нарушить согласие в семье своими рекомендациями. Не следует акцентировать внимание на неудачах и неадекватных поступках  ребенка. Это обижает родителей, подрывает их веру в себя и ребенка, лишает доверительности отношений  специалиста и родителей. Разговор с родителями всегда следует начинать с того, каких успехов добился ребенок и какие задачи предстоит решить в дальнейшем. Объективные трудности ребенка можно обсудить, предложив конкретные пути их преодоления. Давая те или иные рекомендации, специалист учитывает их выполнимость и возможный ущерб для других членов семьи.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в  детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и  «заочные» консультации. Готовится  ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее  подготовить полный ответ, изучить  литературу, посоветоваться с коллегами  или переадресовать вопрос. Эта форма  получила отклик у родителей. При  «заочной» консультации, родители задают разнообразные вопросы, о которых  не желают говорить вслух.

При проведении этой работы специалисту обязательно учитывает  характерологические особенности  членов семьи, выраженность и особенности  стрессового состояния у каждого  из них. Задачей этой работы является, прежде всего, нормализация взаимоотношений  внутри семьи, выработка единого  и адекватного понимания проблем  ребенка. На начальных этапах работы следует избегать бесед, касающихся отдельного прогноза ребенка в плане  обучения, социальной адаптации, особенно при тяжелых нервно-психических  заболеваниях. Всю психотерапевтическую работу с матерью необходимо проводить  одновременно с обучением ее конкретным приемам коррекционной работы.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов  ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Выделяют следующие нетрадиционные формы:

• информационно-аналитические,

• досуговые,

• познавательные,

• наглядно-информационные

Информационно-аналитические. Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических  срезов, опросов, «Почтовый ящик».

Особая роль при любой  форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим  вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов. Основной задачей информационно-аналитических  форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование  данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых  педагогических знаний, отношении в  семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической  основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода  к ребенку в условиях дошкольного  учреждения, повышение эффективности  воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми совместные досуги, праздники, участие родителей и детей  в выставках познавательные.

Познавательные. Ознакомление родителей с психологическими особенностями  детей с РДА дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Их основная цель - обмен опытом семейного воспитания и другое. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. (Приложение 2)

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские. Ознакомление родителей с работой дошкольного  учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей  знаний о воспитании и развитии детей. Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий  и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип  партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку  видят его в другой, новой для  себя обстановке, сближаются с педагогами. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают  думать, искать собственный выход  из сложившейся ситуации. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах.

Необходимо стремиться к  установлению равноправных отношений  между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются  тем, что у родителей формируется  установка на контакт, возникают  доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного  согласия, оставляя право на собственную  точку зрения. Взаимоотношения протекают  в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в  составлении плана работы с ребенком дома.

Для определения эффективности взаимодействия ДОУ с родителями психологу необходимо проводить исследование состоящие из трех блоков:

  1. информационно-аналитического
  2. практического
  3. контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический  блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, проанализировать особенности семейного воспитания ребенка, обратив внимание на такие параметры, как эмоциональное принятие больного ребенка родителями, заинтересованность в ребенке, забота о нем, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение и специальные диагностические методики.

Для установления диалога  родитель-психолог и педагог-родитель на доконфликтном уровне представляется удобным использовать такие приемы, как ответы родителей на опросные листы, где постановка вопросов предполагает ознакомление родителей с определенным подходом к воспитанию детей. Первые обращения к родителям являются просветительскими и служат для создания «первичной мотивации» для совместной работы со специалистами, они не должны быть отпугивающее сложными или трудоемкими. Родители должны получить представление о том, что их воспитательный опыт ценен и интересен для педагогов, психологов.

Данная психодиагностика позволит не только выявить особенности  воспитания, но и активизирует родителей  на самостоятельную психологическую  работу. 

Цели:

    • выявление запроса на образовательную деятельность;
    • составление социального портрета семьи;
    • определение удовлетворенности родителей работой;
    • изучение особенностей семейного воспитания для  последующего учета при планировании и проведении психолого-педагогической работы;
    • создание у родителей активной установки на психокоррекционную работу.

Задачи:

      1. Изучить психологический климат в семье, родительские установки и позиции по отношению к детям, нуждающихся в коррекционной работе;
      2. Определить причины неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения у детей;
      3. Ознакомить родителей с проблемами и нуждами детей.

Использованные методики:

  • вопросник «Удовлетворенность родителей работой ДОУ» (Приложение 3а)
  • вопросник «Определение приоритетов родителей в области их

психологической грамотности»  (Приложение 3 б)

    • вопросник «Определение типа семей» (Приложение 3 в)
    • вопросник «Выявление запроса на образовательную деятельность» (Приложение 4)

Работа с родителями в  рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным  направлениям.

Первое направление - просвещение  родителей, передача им необходимой  информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека. (Приложение 5а,б)

Информация о работе Работа психолога по организации взаимодействия семьи с ребенком РДА в условиях круглосуточного пребывания детского сада компенсирующе