Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:54, контрольная работа
Объект: Процесс организации взаимодействия семьи, детского сада компенсирующего вида и ребенка в ДОУ.
Предмет: Деятельность психолога в работе с родителями.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника с аутизмом.
2. Изучить и выявить проблемы семейного воспитания.
3. Разработать основные направления оказания психологической помощи родителям.
А так же вовлечение родителей в жизнь дошкольного учреждения, необходимы мероприятия, побуждающими родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения.
Если говорить о взаимодействии психолога с родителями, то важно отметить, что такая работа осуществляется в двух направлениях:
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы»
Родительские собрания -
это действенная форма работы
воспитателей с коллективом родителей,
форма организованного
Основные методы работы в группе:
1. Психологическое
2. Групповая дискуссия
- обмен впечатлениями и опытом,
обсуждение книг и журналов
на данную тему, а также новых
законов по данной
3. Элементы терапии творческим
самовыражением. Терапия творческим
самовыражением - клинический, терапевтический
метод лечения людей с
4. Элементы логотерапии (поиски смысла). Логотерпия (древнегр. logos — смысл) – это метод психотерапии, созданный Франклом, представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности. Данный метод основан на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося, прежде всего, трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять.
5. Релаксационные методики.
Человека можно научить
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей.
Для установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений с семьей специалисту требуется тактичное, доброжелательное, корректное поведение, умение поставить себя на место консультируемого и сообщить ему любую информацию в щадящей, не травмирующей его чувства форме. В таком случае эти взаимоотношения будут носить психотерапевтический характер.
При общении с родителями, прежде всего, необходимо показать им пусть даже самые незначительные успехи ребенка в развитии как результат совместной деятельности специалистов и родителей, в которой они являются партнерами. Специалисты должны относиться к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями, внимательно, стараясь не навредить неосторожным замечанием, не нарушить согласие в семье своими рекомендациями. Не следует акцентировать внимание на неудачах и неадекватных поступках ребенка. Это обижает родителей, подрывает их веру в себя и ребенка, лишает доверительности отношений специалиста и родителей. Разговор с родителями всегда следует начинать с того, каких успехов добился ребенок и какие задачи предстоит решить в дальнейшем. Объективные трудности ребенка можно обсудить, предложив конкретные пути их преодоления. Давая те или иные рекомендации, специалист учитывает их выполнимость и возможный ущерб для других членов семьи.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. При «заочной» консультации, родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.
При проведении этой работы
специалисту обязательно
В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Выделяют следующие нетрадиционные формы:
• информационно-аналитические,
• досуговые,
• познавательные,
• наглядно-информационные
Информационно-аналитические. Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».
Особая роль при любой
форме организации
Досуговые. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках познавательные.
Познавательные. Ознакомление
родителей с психологическими особенностями
детей с РДА дошкольного
Их основная цель - обмен опытом семейного воспитания и другое. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. (Приложение 2)
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные;
информационно-
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах.
Необходимо стремиться к
установлению равноправных отношений
между педагогом-психологом, воспитателем
и родителями. Они характеризуются
тем, что у родителей формируется
установка на контакт, возникают
доверительные отношения к
Для определения эффективности взаимодействия ДОУ с родителями психологу необходимо проводить исследование состоящие из трех блоков:
Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, проанализировать особенности семейного воспитания ребенка, обратив внимание на такие параметры, как эмоциональное принятие больного ребенка родителями, заинтересованность в ребенке, забота о нем, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение и специальные диагностические методики.
Для установления диалога родитель-психолог и педагог-родитель на доконфликтном уровне представляется удобным использовать такие приемы, как ответы родителей на опросные листы, где постановка вопросов предполагает ознакомление родителей с определенным подходом к воспитанию детей. Первые обращения к родителям являются просветительскими и служат для создания «первичной мотивации» для совместной работы со специалистами, они не должны быть отпугивающее сложными или трудоемкими. Родители должны получить представление о том, что их воспитательный опыт ценен и интересен для педагогов, психологов.
Данная психодиагностика
позволит не только выявить особенности
воспитания, но и активизирует родителей
на самостоятельную
Цели:
Задачи:
Использованные методики:
психологической грамотности» (Приложение 3 б)
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека. (Приложение 5а,б)