Работа психолога по организации взаимодействия семьи с ребенком РДА в условиях круглосуточного пребывания детского сада компенсирующе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Объект: Процесс организации взаимодействия семьи, детского сада компенсирующего вида и ребенка в ДОУ.
Предмет: Деятельность психолога в работе с родителями.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника с аутизмом.
2. Изучить и выявить проблемы семейного воспитания.
3. Разработать основные направления оказания психологической помощи родителям.

Работа содержит 1 файл

РДА.docx

— 45.66 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Работа психолога  по организации взаимодействия семьи  с ребенком РДА в условиях круглосуточного  пребывания детского сада компенсирующего  вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рождение ребенка —  главное событие в семейной жизни. Трудности психологического и материального  порядка, неизбежно появляющиеся с  рождением малыша, обычно с лихвой окупаются теми счастливыми эмоциональными переживаниями, которые он доставляет. Совсем по-другому обстоит дело, когда в семье рождается ребенок  с отклонениями в развитии. В большинстве  случаев это приводит к шоковой  реакции родителей.

  Ранний детский аутизм (РДА) – это нарушение психического  развития. Характеризуется нарушением  контакта с окружающими, эмоциональной  холодностью, расстройствами речи  и моторики, стереотипности деятельности  и поведения, приводящими к  нарушениям социального взаимодействия

Во всем мире семьи, воспитывающие  аутичных детей, оказываются более  страдающими, чем семьи, имеющие  детей с другими особенностями, в том числе с умственной отсталостью. Стресс в большей степени проявляется  у матерей, испытывающих чрезмерные ограничения личной свободы и  времени из-за сверхзависимости своих  детей, они имеют очень низкую самооценку, считая себя плохими воспитателями.

Ребенок с раннего возраста не поощряет мать, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках, иногда даже не выделяет ее из других людей, не отдает предпочтения в контакте. Такой ребенок  не несет ей достаточного эмоционального отклика, радости общения. Это приводит к депрессивности, астено-невротическим проявлениям.

 Для правильного воспитания  и наиболее благоприятного развития  больного ребенка очень важна  адекватная семья.

Работа с родителями аутичного  ребенка является чрезвычайно важной. Это обусловлено тем фактором, что организационно идеальной, естественной для аутичного ребенка средой является атмосфера семьи. Известны факты, когда исследователи, первоначально  не считавшие роль семьи в коррекционной работе ведущей (Итальянская школа исследования), впоследствии утверждались в том, что только те дети, которые имеют эмоциональную поддержку в семье, обнаруживают прогресс в своем развитии. Остальным же не удается сохранить приобретенные навыки после того, как заканчивается курс коррекционной работы.

Эффективными методами работы с родителями являются активные и  интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается  в том, что субъекты активно проявляют  инициативу и самостоятельность.

Семья и детский сад  – два общественных института, которые  стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и  понять друг друга. Непонимание между  семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей с РДА определяет важность взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего, что именно родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. По данным социологических опросов 7,8 % педагогов обвиняет семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов.

Таким образом, актуальность и вместе с тем недостаточность  разработанности проблемы определили выбор Цель: определить формы, методы и содержание психолого-педагогической деятельности, способствующей эффективному взаимодействию семьи с ребенком РДА в условиях круглосуточного пребывания детского сада компенсирующего вида.

Объект: Процесс организации  взаимодействия семьи, детского сада компенсирующего вида и ребенка в ДОУ.

Предмет: Деятельность психолога  в работе с родителями.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника с аутизмом.

2. Изучить и выявить  проблемы семейного воспитания.

3. Разработать основные направления оказания психологической помощи родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы и трудности семьи аутичного ребенка дошкольного возраста

  Ранний детский аутизм (РДА) – это нарушение психического развития. Характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Важный признак заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света.

Аутизм является следствием особой биологической патологии по результатам последних исследований, это совершенно особенное качество нервных клеток в лобной и височной долях.

Под аутизмом в широком  смысле понимается явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в  своем собственном мире. Неконтактность, однако, может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда она оказывается просто характерологической  чертой ребенка, но бывает вызвана и  недостаточностью его зрения или  слуха, глубоким интеллектуальным недоразвитием  и речевыми трудностями, невротическими расстройствами или тяжелым госпитализмом (хроническим недостатком общения, порожденным социальной изоляцией ребенка в младенческом возрасте).

Существует целый ряд  специальных исследований, посвященных  проблемам психологического функционирования семей, имеющих аутичного ребенка. В них отмечается, что каждая такая  семья, сталкиваясь с экстраординарными  проблемами, испытывает хронический  стресс, тяжесть которого зависит  от тяжести состояния и возраста ребенка. Стресс в большей степени  проявляется у матерей, которые  не только испытывают чрезмерные ограничения  личной свободы и времени, но и  демонстрируют очень низкую самооценку в связи с тем, что недостаточно хорошо, по их мнению, выполняют свою материнскую роль. Воздействие хронического стресса вызывает депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность у матери, причем обнаружено, что все эти проявления у матерей аутичных детей-дошкольников значительно выше, чем у матерей умственно отсталых детей.

Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с  воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее и они переживают чувства вины, утраты, хотя и не говорят об этом так явно, как матери аутичных детей. Отцы также обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены; на них ложатся особые материальные тяготы, связанные с воспитанием трудного ребенка, которые ощущаются все острее в связи с тем, что обещают быть долговременными, почти пожизненными.

Ранимость семьи с аутичным ребенком усиливается, когда семья  проходит определенные критически точки  своего развития: постановка диагноза «ранний детский аутизм», а так же поступление ребенка в дошкольное учреждение.

Таким образом, изменения  в семье происходят на нескольких уровнях:

  1. психологическом – инвалидность и постановка диагноза родителями переживается как острое горе;
  2. социальном – происходят серьезные перестройки внутри семьи.
  3. соматическом – переживания, выпавшие на долю матери «особого» ребенка, часто превышает уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

Существуют типичные установки родителей на понимание особенностей ребенка и подходы в его воспитании.

Вариант I. Это обычно очень  преданные родители, стремящиеся  как можно скорее исправить положение. Они делают отчаянные попытки  преодолеть трудности, несмотря ни на что привлечь внимание ребенка, наладить с ним взаимодействие достаточно директивным путем – пересилить «упрямство», заставить, не идти у него на поводу. Очень часто эту роль берет на себя отец. Такой, не терпящий возражений подход (особенно, если он осуществляется в спокойной, бесстрастной форме) иногда срабатывает – ребенок действительно может однократно выполнить инструкцию и организоваться, но, к сожалению, очень непродолжительно, и это не оказывает решающего влияния на его развитие. Экстремальная необходимость «собраться» требует от ребенка такого напряжения, что в итоге он разряжается на более терпимой маме или в ее присутствии. Кроме того, постоянное повышение реально доступного малышу уровня взаимодействия может спровоцировать возникновение новых и даже более острых поведенческих проблем – фиксированных страхов, в том числе своих близких, нарастающего негативизма, агрессии, что приводит к еще большему уходу от контакта.

 Вариант II. Как правило,  это очень чуткие, бережно подходящие  к малышу родители, занимающие, скорее  всего, выжидательную позицию.  Почувствовав, что ребенок испытывает  больший комфорт, будучи включен  в свои, не всегда понятные  занятия, родители перестают пытаться  в них активно вмешиваться,  пассивно принимают ребенка таким,  какой он есть. Они поддерживают  лишь те ограниченные формы  взаимодействия, против которых  он не протестует или которых  активно требует. Они сверхосторожны, сами не пытаются изменить  сложившееся стереотипы отношений с малышом. Ощущение собственной беспомощности часто порождает у них состояние депрессии. В таком состоянии невозможно эмоционально отреагировать на прорвавшуюся живую реакцию малыша, адекватно поддержать его редкую инициативу контакта, наконец, сохранять в семье атмосферу взаимопонимания, душевной поддержки и безопасности. Таким образом, невольно возникает как бы вторичная аутизация ребенка и в итоге ограничение возможностей его развития.

 Вариант III. Такие родители демонстрируют более естественный и гибкий подход: активный, направленный, но, вместе с тем, и осторожный. С одой стороны, он выражается в постоянном внимании к каждому проявлению активности ребенка, которое может быть использовано для коммуникации и исследования окружения. Вместе с тем, не упускается и малейшая возможность провоцировать такую активность. Избегается давление на ребенка, но интуитивно используются приемы непроизвольного включения его в ситуацию объединенного со взрослым внимания – комментирования того, на что смотрит малыш, того, что он делает. Такой подход, безусловно, самый продуктивный. В арсенале таких семей много блестящих родительских находок.

Так же позиции родителей могут быть различными. Одни из них недооценивают реальные успехи и возможности ребенка, фиксируясь на его недостатках. Они стыдятся за ребенка. Воспитание строится на жестко-директивных принципах. Другие родители, наоборот, всячески преувеличивают достижения своих детей и затушевывают их недостаточность. Часто родители сами многое делают за ребенка, не замечая этого и приписывая результаты ребенку. Во многих семьях имеет место противоречивость позиций. Таким образом, семейное воспитание можно разделить по следующим параметрам:

    • отвержение,
    • безразличие,
    • гиперопека,
    • требовательность,
    • устойчивость,
    • любовь.

Понять проблемы семьи, имеющей аутичного ребенка, и наметить основные направления помощи такой семье можно не только и не столько за счет специальных экспериментов и наблюдений, сколько в процессе коррекции, включающем в себя семью в целом.

Говоря о семье аутичного  ребенка и ее роли в его обучении и воспитании, крайне важно понять, как складываются отношения близких  с таким ребенком в таких непростых условиях, какой положительный  и отрицательный опыт они уже приобрели в контактах с ним до того времени, как попали на консультацию к специалисту и получили необходимые рекомендации, как они сами оценивают этот опыт, каким им представляется динамика психического состояния ребенка и дальнейшие перспективы.

 

2. Взаимодействие психолога и семьи дошкольника с аутизмом

  Цели и задачи работы психолога с родителями формулируются исходя из Положения о психологической службе в системе народного образования и зависят от общей и профессиональной подготовленности психолога, а также от особенностей родителей (образования, степени заинтересованности в воспитании ребенка, материального положения и многих других), от отношения администрации к формированию единого образовательного пространства в детском саду, объединяющего усилия педагогов, родителей, администрации и детей.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий  для развития ответственных и  взаимозависимых отношений с  семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Наиболее типичные группы родителей:

1.не понимающие значения  дошкольного образования в развитии  ребенка;

2.равнодушные к работе  детского сада, не проявляющие  интереса к жизни ребенка в  ДУ;

2.не уделяющие должного  внимания воспитанию детей;

3.чрезмерно опекающие  своего ребенка, постоянно проявляющие  тревогу за него, требующие от  воспитателя пристального внимания  и особого отношения к ребенку,  предпочтя его другим детям;

4.сверх требовательные и чрезмерно строгие родители;

5. не воспринимающие воспитателя  и учителя как авторитетных  лиц.

Поэтому первоочередная задача, стоящая перед психологом дошкольного  учреждения, состоит в том, чтобы, не используя элементов назидания, вовлечь родителей в процесс  воспитания их детей, уметь предложить свой способ оценки их потребностей и  оказать помощь родителям в приобретении умений наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также  способствовать ему.

Информация о работе Работа психолога по организации взаимодействия семьи с ребенком РДА в условиях круглосуточного пребывания детского сада компенсирующе