Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:54, контрольная работа
Объект: Процесс организации взаимодействия семьи, детского сада компенсирующего вида и ребенка в ДОУ.
Предмет: Деятельность психолога в работе с родителями.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника с аутизмом.
2. Изучить и выявить проблемы семейного воспитания.
3. Разработать основные направления оказания психологической помощи родителям.
Работа психолога по организации взаимодействия семьи с ребенком РДА в условиях круглосуточного пребывания детского сада компенсирующего вида
Введение
Рождение ребенка —
главное событие в семейной жизни.
Трудности психологического и материального
порядка, неизбежно появляющиеся с
рождением малыша, обычно с лихвой
окупаются теми счастливыми эмоциональными
переживаниями, которые он доставляет.
Совсем по-другому обстоит дело,
когда в семье рождается
Ранний детский аутизм
(РДА) – это нарушение
Во всем мире семьи, воспитывающие аутичных детей, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие детей с другими особенностями, в том числе с умственной отсталостью. Стресс в большей степени проявляется у матерей, испытывающих чрезмерные ограничения личной свободы и времени из-за сверхзависимости своих детей, они имеют очень низкую самооценку, считая себя плохими воспитателями.
Ребенок с раннего возраста не поощряет мать, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках, иногда даже не выделяет ее из других людей, не отдает предпочтения в контакте. Такой ребенок не несет ей достаточного эмоционального отклика, радости общения. Это приводит к депрессивности, астено-невротическим проявлениям.
Для правильного воспитания
и наиболее благоприятного
Работа с родителями аутичного ребенка является чрезвычайно важной. Это обусловлено тем фактором, что организационно идеальной, естественной для аутичного ребенка средой является атмосфера семьи. Известны факты, когда исследователи, первоначально не считавшие роль семьи в коррекционной работе ведущей (Итальянская школа исследования), впоследствии утверждались в том, что только те дети, которые имеют эмоциональную поддержку в семье, обнаруживают прогресс в своем развитии. Остальным же не удается сохранить приобретенные навыки после того, как заканчивается курс коррекционной работы.
Эффективными методами работы
с родителями являются активные и
интерактивные методы взаимодействия,
особенность которых
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей с РДА определяет важность взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего, что именно родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. По данным социологических опросов 7,8 % педагогов обвиняет семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов.
Таким образом, актуальность и вместе с тем недостаточность разработанности проблемы определили выбор Цель: определить формы, методы и содержание психолого-педагогической деятельности, способствующей эффективному взаимодействию семьи с ребенком РДА в условиях круглосуточного пребывания детского сада компенсирующего вида.
Объект: Процесс организации взаимодействия семьи, детского сада компенсирующего вида и ребенка в ДОУ.
Предмет: Деятельность психолога в работе с родителями.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-
2. Изучить и выявить проблемы семейного воспитания.
3. Разработать основные направления оказания психологической помощи родителям.
Ранний детский аутизм (РДА) – это нарушение психического развития. Характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Важный признак заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света.
Аутизм является следствием особой биологической патологии по результатам последних исследований, это совершенно особенное качество нервных клеток в лобной и височной долях.
Под аутизмом в широком смысле понимается явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Неконтактность, однако, может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда она оказывается просто характерологической чертой ребенка, но бывает вызвана и недостаточностью его зрения или слуха, глубоким интеллектуальным недоразвитием и речевыми трудностями, невротическими расстройствами или тяжелым госпитализмом (хроническим недостатком общения, порожденным социальной изоляцией ребенка в младенческом возрасте).
Существует целый ряд
специальных исследований, посвященных
проблемам психологического функционирования
семей, имеющих аутичного ребенка.
В них отмечается, что каждая такая
семья, сталкиваясь с
Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее и они переживают чувства вины, утраты, хотя и не говорят об этом так явно, как матери аутичных детей. Отцы также обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены; на них ложатся особые материальные тяготы, связанные с воспитанием трудного ребенка, которые ощущаются все острее в связи с тем, что обещают быть долговременными, почти пожизненными.
Ранимость семьи с аутичным ребенком усиливается, когда семья проходит определенные критически точки своего развития: постановка диагноза «ранний детский аутизм», а так же поступление ребенка в дошкольное учреждение.
Таким образом, изменения в семье происходят на нескольких уровнях:
Существуют типичные установки родителей на понимание особенностей ребенка и подходы в его воспитании.
Вариант I. Это обычно очень преданные родители, стремящиеся как можно скорее исправить положение. Они делают отчаянные попытки преодолеть трудности, несмотря ни на что привлечь внимание ребенка, наладить с ним взаимодействие достаточно директивным путем – пересилить «упрямство», заставить, не идти у него на поводу. Очень часто эту роль берет на себя отец. Такой, не терпящий возражений подход (особенно, если он осуществляется в спокойной, бесстрастной форме) иногда срабатывает – ребенок действительно может однократно выполнить инструкцию и организоваться, но, к сожалению, очень непродолжительно, и это не оказывает решающего влияния на его развитие. Экстремальная необходимость «собраться» требует от ребенка такого напряжения, что в итоге он разряжается на более терпимой маме или в ее присутствии. Кроме того, постоянное повышение реально доступного малышу уровня взаимодействия может спровоцировать возникновение новых и даже более острых поведенческих проблем – фиксированных страхов, в том числе своих близких, нарастающего негативизма, агрессии, что приводит к еще большему уходу от контакта.
Вариант II. Как правило,
это очень чуткие, бережно подходящие
к малышу родители, занимающие, скорее
всего, выжидательную позицию.
Почувствовав, что ребенок испытывает
больший комфорт, будучи
Вариант III. Такие родители демонстрируют более естественный и гибкий подход: активный, направленный, но, вместе с тем, и осторожный. С одой стороны, он выражается в постоянном внимании к каждому проявлению активности ребенка, которое может быть использовано для коммуникации и исследования окружения. Вместе с тем, не упускается и малейшая возможность провоцировать такую активность. Избегается давление на ребенка, но интуитивно используются приемы непроизвольного включения его в ситуацию объединенного со взрослым внимания – комментирования того, на что смотрит малыш, того, что он делает. Такой подход, безусловно, самый продуктивный. В арсенале таких семей много блестящих родительских находок.
Так же позиции родителей могут быть различными. Одни из них недооценивают реальные успехи и возможности ребенка, фиксируясь на его недостатках. Они стыдятся за ребенка. Воспитание строится на жестко-директивных принципах. Другие родители, наоборот, всячески преувеличивают достижения своих детей и затушевывают их недостаточность. Часто родители сами многое делают за ребенка, не замечая этого и приписывая результаты ребенку. Во многих семьях имеет место противоречивость позиций. Таким образом, семейное воспитание можно разделить по следующим параметрам:
Понять проблемы семьи, имеющей аутичного ребенка, и наметить основные направления помощи такой семье можно не только и не столько за счет специальных экспериментов и наблюдений, сколько в процессе коррекции, включающем в себя семью в целом.
Говоря о семье аутичного ребенка и ее роли в его обучении и воспитании, крайне важно понять, как складываются отношения близких с таким ребенком в таких непростых условиях, какой положительный и отрицательный опыт они уже приобрели в контактах с ним до того времени, как попали на консультацию к специалисту и получили необходимые рекомендации, как они сами оценивают этот опыт, каким им представляется динамика психического состояния ребенка и дальнейшие перспективы.
2. Взаимодействие психолога и семьи дошкольника с аутизмом
Цели и задачи работы психолога с родителями формулируются исходя из Положения о психологической службе в системе народного образования и зависят от общей и профессиональной подготовленности психолога, а также от особенностей родителей (образования, степени заинтересованности в воспитании ребенка, материального положения и многих других), от отношения администрации к формированию единого образовательного пространства в детском саду, объединяющего усилия педагогов, родителей, администрации и детей.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Наиболее типичные группы родителей:
1.не понимающие значения
дошкольного образования в
2.равнодушные к работе детского сада, не проявляющие интереса к жизни ребенка в ДУ;
2.не уделяющие должного внимания воспитанию детей;
3.чрезмерно опекающие
своего ребенка, постоянно
4.сверх требовательные и чрезмерно строгие родители;
5. не воспринимающие воспитателя и учителя как авторитетных лиц.
Поэтому первоочередная задача, стоящая перед психологом дошкольного учреждения, состоит в том, чтобы, не используя элементов назидания, вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, уметь предложить свой способ оценки их потребностей и оказать помощь родителям в приобретении умений наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также способствовать ему.