Работа психолога детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:41, отчет по практике

Описание работы

знакомство с базой практики, с воспитателями, с детьми;
знакомство с особенностями и методами работы психолога данного учреждения;
изучение и выбор соответствующих методик исследования;

Работа содержит 1 файл

отчет по практике.docx

— 44.21 Кб (Скачать)

     Качества, которые должны быть сформированы после  реализации программы - ребенок должен стать психологически здоровым, т.е. веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим. Кроме того, у ребенка должен сформироваться опыт борьбы, увенчивающейся успехом.

     Занятия по программе «Тропинка к своему Я» способствуют:

     - обучение положительному отношению  к себе и принятию других  людей, адекватному поведению  и сотрудничеству в среде сверстников  и взрослых;

     - обучение навыкам рефлексии (осознание  своих чувств, причин поведения,  последствий поступков, постановка  целей для себя);

     - формирование потребности в саморазвитии, умению делать выбор;

     - содействие росту и развитию  ребенка.

     Формы работы с детьми: групповые –  по 8 человек.

     Занятия проводиться три раза в неделю в течение всего года.

     Продолжительность занятия зависит от возраста детей:

     для детей 3-4 лет – 15 минут,

     для старших дошкольников – 30 минут.

     Большое значение имеет размещение детей  в комнате. Дошкольники рассаживаются  «парашютиком», т.е. полукругом-куполом, ведущий (педагог-психолог) при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает ему возможность держать в поле своего внимания всю группу, а детям – хорошо его видеть. Дети 3-4 лет ставят по «куполу парашютика» свои стульчики. Старших дошкольников рассаживают «бусинками» прямо на ковре с помощью разложенной полукругом веревочки

     Методические  средства, используемые в программе. В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным  задачам программы. В программу  включены упражнений, с одной стороны, дающие возможность решать несколько  задач, с другой – позволяющих  оказывать на разных детей различное  воздействие. Приложение 12 представлены занятия для двух возрастных групп.

    Анализ  психолого-педагогических программ по развитию воли в детском  возрасте

       Большое значение в формировании воли занимают ролевые игры. Они основываются на понимании развития человека с точки  зрения его ролевого развития. При  этом важное место ролевые игры занимают в стимулировании  адекватного  процесса формирования воли у дошкольников. Причем, под ролью понимается та форма участия ребенка в тех  ситуациях, в которых присутствуют и другие люди. Соответственно, ролевые  игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и  статусу, проигрывание ролей, противоположных  привычным, проигрывание своей роли в гротескном варианте. Дети включают в ролевые действия голоса (помяукать, как испуганный котенок, как злой котенок, как радостный котенок  и т.п.), а также пальчиковые  игры (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи). В ходе ролевой  игры ребенок научается ставить  цели (пусть пока «игрушечные», связанные  с правилами игры) и стремиться к их

достижению. Ярким примером подобных игр для  дошкольников может послужить игра «Котенок» (для дошкольников). Дети представляют, что мама принесла домой котенка, которому страшно, грустно и совсем безрадостно. Каждый ребенок по очереди превращается в котенка, остальные гладят его и говорят добрые слова.

       Последнее время психологом МДОУ №13 большое внимание уделяется нетрадиционным методам развития личности дошкольника.

       Рассмотрим  подробно развитие чувств в дошкольном возрасте.

       В дошкольном и младшем школьном возрасте детям свойственна наивность  и непосредственность, так как  их поведение и деятельность, желания  и выражения желаний представляют недостаточную дифференцированность их внутренней и внешней жизни.

       Внешне  ребенок такой же, как и внутри. У него нет настоящей самооценки, самолюбия и симптомов кризиса (манерничанье, кривляние, то есть того, что возникает к семилетнему  возрасту). В школьном возрасте возникает  смысловое переживание, обобщение  чувств.

       Поэтому очень важно иметь в дошкольном возрасте развитие таких чувств, как  чувство линии, пятна цвета, формы, пространства и т. д.

       В процессе развития этих чувств проявляются  новые ощущения восприятия, памяти, мышления, эмоций, воображения и  воли, способствующие созданию новых  художественных форм и возникновению  стиля. Качественно-новый стиль в  искусстве, возникший на научно-психологической  основе знаний, формирует качественно-новый  стиль отношения людей на совершенно определенном уровне развития психологической  активности, которая позволяет представить  и изобразить все в новом виде. В результате возникновения нового образа, несуществующего раньше, возникает  основа деятельности, которая называется воображением. Построение образов происходит на высоком уровне развития мышления, т. к. наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного познания действительности, ребенок освобождается  от примитивной формы мышления.

            Существует несколько методов развития психологической активности на занятиях изобразительного искусства:

  • накопление знаний, эмоций и их выражение;
  • развитие чувства цвета и воображения;
  • развитие чувства пространства формы и логического мышления;
  • развитие памяти;
  • развитие воли;
  • накопление знаний, эмоций и их выражение.

       Для осуществления метода накопления знаний, эмоций и их выражения, т.е. достижения конечного результата, необходим  ряд последовательных занятий или  упражнений. Таким образом, для передачи осени (солнечной или дождливой, мрачной или веселой) было проведено  несколько подготовительных занятий:

       1.     "Магия цвета". Занятие начинается с вопроса "Что такое маг?". Далее идет диалог с детьми: "Маг - это волшебник. А мир состоит из трех красок - это волшебство". При этом демонстрируются произведения художников, у детей возникает реакция удивления и заинтересованности. Рассказывая о свойствах черного и белого цвета, можно показать белый и черный квадрат, а также двойственные изображения, созданные М. Борингом, который работал над развитием психологической активности. Эти изображения вызывают интерес не только у детей, но и у взрослых людей. Рассказав о красках, палитре, кистях, мольберте, задать вопрос-упраженение на смешивание красок (из 3-х основных - желтой, красной, синей получить дополнительные цвета). Работа преимущественно на палитре. Сам процесс смешивания красок, очень интересен детям младшего возраста.

       2.     Занятие - изображение осенних листьев (гуашь, кисть). Необхоидмо:    рассказать о преломлении солнечного луча и возникновении радуги;   дать понятия о колере;   проанализировать из каких красок состоит цветовая гамма осенних листьев;   необходимо заметить, что при выполнении работы следует найти нужный колер; при работе с кистью обратить внимание на постановку рук учащихся, работая с каждым индивидуально.

       3.     Занятие - изображение ветвей деревьев на цветном фоне  (гуашь, кисть). Основные задачи этого занятия:   дать понятие, что такое фон;     необходимо пронаблюдать характер и цвет ветвей;   в конце занятия провести просмотр, выявить удачные моменты в работах;   для постановки подобрать ветви различных пород деревьев без листьев.

       4.     Занятие - первая творческая работа - композиция "Осень" (гуашь, кисть):   дать понятие о композиции;   на занятии необходимо создать творческое настроение. В данном случае может прозвучать музыка П. И. Чайковского из произведения "Времена года", стихи А. С. Пушкина и др. писателей, подготовленные самими детьми.

       Развитие  чувства цвета и воображения.

            Упражнение "Образ, пятно, цвет".

       В нем отражен метод развития образного  мышления, воображения и чувства  цвета. Здесь присутствует момент апперцепции, обеспечивающий избирательность восприятия.

       При выполнении упражнения происходи работа над цветовым пятном, используется также опыт работы с кистью, основы знаний цветоведения. Все эти моменты  находят отражение в общем  содержании психической жизни человека. Важно также отметить, что в  процессе создания из пятна образа, у ребенка возникает зависимость  от вышеперечисленных фактов. В этом легко убедиться, предложив одно цветовое пятно аудитории. Результат  будет следующий: сколько присутствующих, столько и появится мнений - образов.

       Для выполнения упражнения необходимо провести некоторые подготовительные работы с реквизитом. Лист бумаги нужно  согнуть таким образом, чтобы  получилось две равные части. На одной  из сторон создаем цветовое пятно, отпечатываем на другую сторону листа. Затем работаем над образом. Мысленно созданный  образ дополняем несколькими  цветными мазками и вновь отпечатываем. Получаются реальные и полные фантазии пятна - образы. Это изображение деревьев, цветов, птиц, пейзажей, портретов, масок и т. д., выполненные на совершенно профессиональном уровне.

       Для создания состояния природы, как  дождь, ветер, холод можно ввести композиции из цветных пятен выполненных  в экспрессивном цвете, или в  пастельном колорите.

       Определив тему, детям задается вопрос, каким  красками они напишут небо, землю, море, в ответ однозначно прозвучало - цветными. Л. С. Выготский считает, что воображение и творчество, требует внутренней свободы мышления, которую достигает только тот, кто  овладел определенными графическими навыками, умениями и т. д.

       Развитие  чувства пространства, формы и  логического мышления. Один из предлагаемых методов развития ощущения пространства - оригами.

       Необходимо  отметить, что уже сейчас этот метод  находит широкое практическое применение. Оригами, как метод развития логического  мышления и чувства пространства, предполагает развитие дизайнерской мысли, реализация, которой может проявиться, в любой области: в моделировании  одежды, в создании ювелирных украшений, в оформлении интерьера и т. п.

       Стиль оригами воспитывает чувство  воображения и дух современности. Дублирование фигурок классического  оригами оставляет неограниченные возможности, стимулирует к поиску. На одном из занятий проведено  упражнение-трансформация плоского листа бумаги.

       На  занятии внимание уделяется авторской  работе, т. е. получение совершенно новой  структуры, на основе знаний классического  оригами, возникновение нового ощущения, переносится на плоский лист бумаги в последующей композиции, которая  заключается в создании эскизов  вазы, украшения. Фантазия, сближаясь  с мышлением, в дальнейшем находит  развитие в объективном аспекте. Развивая логическое мышление, можно  выполнить ряд конструктивных упражнений, не отнимая от листа бумаги карандаша или кисти, создать композицию из геометрических фигур, в основе которых лежит круг, овал, квадрат, треугольник и т. п. Эти упражнения способствовали появлению таких работ, как эскиз, росписи ткани, эскиз снежного городка, дачи, гобелена.

       Благодаря последовательному осуществлению  методов развития чувств, у ребенка  меняется отношение к среде, наступает  новый этап в развитии.

       Проведен  эксперимент: двум группам предложены пятна, совершенно одинаковые по форме, но разные по цвету. Задача для детей  состояла в создании образа из этого  пятна. В аудитории, не занимающейся в студии изобразительного искусства, пятна ассоциировались с ранее  известными предметами. Ассоциативность  вызвана вероятно, цветом, т. к. из красного пятна получилось изображение свеклы или редиса, из голубого - фонтан, из желтого - солнце и т.д. В аудитории  детей, занимающихся в студии изобразительного искусства появились совершенно иного характера изображения. Красное  пятно оказалось частью модели платья, желтое превратилось в фантастический, праздничный дом, а коричневое пятно  превратилось в кувшин, с вылетающим из него джином. В этом случае наблюдалось  не только психологическое воздействие  цвета, но и умение мыслить, фантазировать  и выражать. В памяти возникли сказочные  образы, модели одежды и т. п., на основе приобретенных знаний и ощущений.

       Подведение  итогов

       Поскольку ограниченные сроки практики не позволяют  практиканту выявить заметные результаты выполнения программы О.В.Хухлаевой  «Тропинка к своему Я», для отчета взяты результаты выполнения программы  по итогам 2008-2009 года, сделанные педагогом-психологом детского сада №13. (Приложение 13).

 

        Заключение 

     В ходе практики я познакомилась с  нормативными и методическими материалами, принимала участие в плановой работе психолога, присутствовала на занятиях разных групп развития; самостоятельно провела ряд методик, анализировала  результаты, подбирала коррекционно-развивающие  упражнения; посетила родительское собрание в младшей группе.

Информация о работе Работа психолога детского сада