Работа психолога детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:41, отчет по практике

Описание работы

знакомство с базой практики, с воспитателями, с детьми;
знакомство с особенностями и методами работы психолога данного учреждения;
изучение и выбор соответствующих методик исследования;

Работа содержит 1 файл

отчет по практике.docx

— 44.21 Кб (Скачать)

     Формирование  коммуникативных навыков: устанавливать  и поддерживать контакт, кооперироваться  и сотрудничать.

     Реализация  поставленной цели ведется по основным направлениям деятельности педагога- психолога.

     Психодиагностическая  работа (Приложение 11).

     Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям  правильно строить с ним педагогическое общение. проведение психологического обследования ребенка с целью  определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативам, например:

     проведение  дифференциальной диагностики различных  отклонений в психическом развитии (совместно со специалистами соответствующего профиля);

     проведение  психологической диагностики на определение психологической готовности к школе.

     В работе последовательно используются такие виды диагностик, как скрининговая диагностика, которая проводится с  группой детей и направлена на выделение детей «группы риска». Углубленная психологическая диагностика  проводится индивидуально или в  малых группах с детьми, имеющих  какие-либо особенности развития и  нуждающихся в дополнительной развивающей  или коррекционной работе, то есть в специальной психологической  помощи.

     Дважды  в год: в начале учебного года (первичное) и в конце учебного года (вторичное) осуществляется психодиагностическое исследование готовности к школьному  обучению детей 6-7 лет, посещающих МДОУ №13 по методикам Ю.З.Гильбух, А.Н.Корнева, А.Л.Венгер, А.М.Игнатенко, Г.А.Урунтаевой, С.Г.Якобсон, А.И.Захарова, Р.Тэммл и др.

     Результаты  итоговых диагностик по определению  готовности к школьному обучению выпускников детского сада заносятся  в диагностические карты и  передаются в психологический центр  диагностики и консультирования при Управлении образования города Лысково, а затем педагогам-психологам образовательных учреждений города.

     Применяется система психологических рисуночных тестов для составления на их основе «психологических портретов» детей  и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Автопортрет», тематическое рисование  « Мое настроение», «Страхи» и  пр.), социометрические игры «Секрет» (Урунтаева  Г.А.), «Два дома» в группах дошкольного  возраста.

     Психопрофилактическая работа:

     работа  по созданию благоприятного психологического климата в учреждении (способствование  улучшению форм общения педагогов  с детьми; консультирование педагогов  и других работников учреждения по широкому кругу профессиональных и  личностных проблем;

     психологическое просвещение родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного  воспитания.

     Просвещение родителей по вопросу психологической  готовности к школьному обучению, индивидуальное консультирование, анкетирование  родителей позволяет добиться тесного  взаимодействия семьи и дошкольного  образовательного учреждения при подготовке ребенка к школьной жизни.

     В рамках повышения психологической  и педагогической компетентности педагогов  в текущем году проведены:

  • семинары-практикумы с использование новейших достижений психологической науки по проблемам педагогического общения: «Самоанализ опыта общения с родителями», «Особенности общения воспитателей с детьми», « Детская агрессивность».
  • тематические консультации: «Баланс без арбитра», «Леворукий ребенок и его проблемы», «Плохие слова», «Дети и деньги», «Гиперактивный ребенок», «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», «Принципы изучения психики ребенка».
  • выступления на педсоветах: «Психологическое здоровье и безопасность», «Значение сказкотерапии в развитие ребенка», «Преемственность дошкольного и начального образования».
  • семинары-лекции: «Детские страхи», «Конфликты и пути их разрешения», «О взаимоотношениях сиблингов в семье».

     Экспертно-проектировочная  деятельность: диагностика отношения родителей и педагогов к дошкольному учреждению и др.

     Развивающая и психокоррекционная работа с детьми, направленная на активное воздействие  на личность и индивидуальность ребенка.

     По  результатам первичной диагностики  совместно с воспитателями и  родителями проводится работа по развитию внимания, зрительной памяти, мелкой моторике рук, мышления, произвольности, речи.

     Для детей подготовительной группы проводятся занятия по программе А.Л.Сиротюк  «Развитие интеллекта дошкольника  через кинезиологический комплекс»  с целью синхронизации работы полушарий головного мозга, развития способностей, памяти, внимания, речи, мышления.

     Большой раздел работы посвящен проблемам общения. На занятиях проигрываются различные  ситуации отношений между детьми, между взрослым и ребенком.

     Проводятся  занятия с детьми старшего дошкольного  возраста направленные на развитие эмоциональной  сферы, коммуникативных навыков, сплочения  группы по программе А.Ивашовой «Сотрудничество», по программе «Общение». Цель занятий  – научить ребенка осознанно  воспринимать свои эмоции, понимать эмоциональное  состояния других людей, знакомит с  системой органов чувств человека, развивает коммуникативные способности  детей, обращает внимание ребенка на невербальную сторону общения, знакомит с такими понятиями как мимика, жесты, интонация, походка, телодвижения, позволяя лучше ориентироваться  в различных жизненных ситуациях.

     Коррекционно-развивающая  программа формирования эмоциональной  стабильности и положительной самооценки у детей младшего возраста Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой» - направленная на развитие у детей способности  к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических  новообразований, необходимых для  успешного обучения в начальной  школе.

     Программа С.В.Крюковой «Давайте жить дружно!»:

     адаптация детей к условиям дошкольного  учреждения;

     создание  чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона;

     развитие  коммуникативных навыков, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.

     Программа помощи детям с личностными и  поведенческими проблемами (Васильева  Н.Л., Афанасьева Е.И.) направлена на:

     - психологическая помощь детям в решении проблем в общении,

     - коррекционная работа по сглаживанию психоповеденческих проблем.

     «Тропинка к своему Я» (Хухлаева О.В.) - программа психологических занятий для младших школьников, цель которой сохранение и формирование психологического здоровья детей.

     Другие  программы, направленные на создание и  поддержание у ребенка нормального  психологического самочувствия, повышение  эффективности его обучения, на устранение проблем в межличностном общении.

     Консультативная работа: повышение психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, чтением лекций.

     Консультирование  воспитателей по результатам готовности детей к школе и индивидуальные рекомендации помогают оказать поддержку  и внимание детям.

     В старших и подготовительных группах  индивидуально на каждого ребенка  заполняется карты «индивидуального развития» с целью отслеживания особенностей развития и планирования коррекционно-развивающей работы.

     Для родителей проводятся тематические консультации в рамках семинаров, лекториев, круглых столов по проблемам личностного  развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

     Тематика  встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожные дети», «Адаптация детей  в ДОУ», «Кризис трех лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Развитие речи первых лет жизни», «Детский онанизм», « Половое воспитание», «Сказка в жизни ребенка», «Возрастные  особенности детей», «Как облегчить  адаптацию ребенка к школе».

     В каждой группе создана папка - «Психолог  – родителям», с тематическими  консультациями. В частности, для родителей предлагаются несложные методы диагностики развития и игры для детей, а также основные нормативы развития детей (познавательная сфера, двигательная сфера).

     Система игр, с которой знакомятся родители, учитывает возрастные особенности. Эти игры одновременно и определяют степень развития психологических качеств, и помогают развить их. Здесь еще не существует жестких норм для каждой игры, например, выполнить это задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один раз или несколько.

     Главное - есть ли у ребенка интерес к  данной деятельности. Даже, если не все  задания он выполняет с первого  раза, а каждый день делает пусть  маленький, но шаг вперед, самостоятельно или с помощью родителей - все  равно это значит, что процесс  развития идет.

     Таким образом, для сохранения психологического здоровья и социального благополучия детей необходимо включение в  работу всего коллектива ДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических  методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного  возраста.

Выбор и реализация программы  наблюдения за детьми

     Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Оно является условием адекватного  выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а  также обеспечивает возможность  непрерывного развития в течение  всей жизни.

     Из  этого следует, что психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий. Критерии и методы оценки психологического здоровья детей предложены в Приложение 14.

     В соответствии с этим, для наблюдения выбрана программа О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» - программа психологических занятий, цель которой сохранение и формирование психологического здоровья детей.

     В занятиях, на основе структуры психологического здоровья, выделены следующие направления:

  • аксиологическое, которое предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки;
  • инструментальное - требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии;
  • потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте;
  • развивающее - предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

     Выделение этих компонентов позволяет определить следующие задачи психологической  поддержки детей:

  • обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
  • обучение рефлексивным умениям;
  • формирование потребности в саморазвитии. Однако программа групповых занятий должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, выделенной авторами программы ранее, с другой стороны – обеспечить формирование основных новообразований, поэтому выделена четвертая:
  • содействие росту, развитию ребенка.

     Кроме того, можно выделить следующие задачи:

  • психологическая поддержка;
  • сохранение и поддержка психологического здоровья;
  • способствовать обретению гармонии или баланса (гармония между различными сторонами человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., а также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом).
  • забота о полноценном психическом развитии детей на всех этапах онтогенеза;
  • ориентация детей на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро (пробуждение духовного начала в детях);
  • забота об этической базе детей;
  • развитие игры у детей (творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка);

Информация о работе Работа психолога детского сада