Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:41, отчет по практике
знакомство с базой практики, с воспитателями, с детьми;
знакомство с особенностями и методами работы психолога данного учреждения;
изучение и выбор соответствующих методик исследования;
Формирование коммуникативных навыков: устанавливать и поддерживать контакт, кооперироваться и сотрудничать.
Реализация поставленной цели ведется по основным направлениям деятельности педагога- психолога.
Психодиагностическая работа (Приложение 11).
Диагностика
развития детей дошкольного возраста
призвана помогать педагогам и родителям
правильно строить с ним
проведение дифференциальной диагностики различных отклонений в психическом развитии (совместно со специалистами соответствующего профиля);
проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе.
В
работе последовательно используются
такие виды диагностик, как скрининговая
диагностика, которая проводится с
группой детей и направлена на
выделение детей «группы риска»
Дважды в год: в начале учебного года (первичное) и в конце учебного года (вторичное) осуществляется психодиагностическое исследование готовности к школьному обучению детей 6-7 лет, посещающих МДОУ №13 по методикам Ю.З.Гильбух, А.Н.Корнева, А.Л.Венгер, А.М.Игнатенко, Г.А.Урунтаевой, С.Г.Якобсон, А.И.Захарова, Р.Тэммл и др.
Результаты итоговых диагностик по определению готовности к школьному обучению выпускников детского сада заносятся в диагностические карты и передаются в психологический центр диагностики и консультирования при Управлении образования города Лысково, а затем педагогам-психологам образовательных учреждений города.
Применяется
система психологических
Психопрофилактическая работа:
работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении (способствование улучшению форм общения педагогов с детьми; консультирование педагогов и других работников учреждения по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
психологическое просвещение родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.
Просвещение родителей по вопросу психологической готовности к школьному обучению, индивидуальное консультирование, анкетирование родителей позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при подготовке ребенка к школьной жизни.
В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов в текущем году проведены:
Экспертно-
Развивающая и психокоррекционная работа с детьми, направленная на активное воздействие на личность и индивидуальность ребенка.
По
результатам первичной
Для
детей подготовительной группы проводятся
занятия по программе А.Л.Сиротюк
«Развитие интеллекта дошкольника
через кинезиологический
Большой раздел работы посвящен проблемам общения. На занятиях проигрываются различные ситуации отношений между детьми, между взрослым и ребенком.
Проводятся
занятия с детьми старшего дошкольного
возраста направленные на развитие эмоциональной
сферы, коммуникативных навыков, сплочения
группы по программе А.Ивашовой «Сотрудничество»,
по программе «Общение». Цель занятий
– научить ребенка осознанно
воспринимать свои эмоции, понимать эмоциональное
состояния других людей, знакомит с
системой органов чувств человека,
развивает коммуникативные
Коррекционно-развивающая
программа формирования эмоциональной
стабильности и положительной самооценки
у детей младшего возраста Н.П.Слободяник
«Я учусь владеть собой» - направленная
на развитие у детей способности
к эмоциональной регуляции
Программа С.В.Крюковой «Давайте жить дружно!»:
адаптация детей к условиям дошкольного учреждения;
создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона;
развитие коммуникативных навыков, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.
Программа помощи детям с личностными и поведенческими проблемами (Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И.) направлена на:
- психологическая помощь детям в решении проблем в общении,
- коррекционная работа по сглаживанию психоповеденческих проблем.
«Тропинка к своему Я» (Хухлаева О.В.) - программа психологических занятий для младших школьников, цель которой сохранение и формирование психологического здоровья детей.
Другие
программы, направленные на создание и
поддержание у ребенка
Консультативная работа: повышение психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, чтением лекций.
Консультирование воспитателей по результатам готовности детей к школе и индивидуальные рекомендации помогают оказать поддержку и внимание детям.
В
старших и подготовительных группах
индивидуально на каждого ребенка
заполняется карты «
Для родителей проводятся тематические консультации в рамках семинаров, лекториев, круглых столов по проблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожные дети», «Адаптация детей в ДОУ», «Кризис трех лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Развитие речи первых лет жизни», «Детский онанизм», « Половое воспитание», «Сказка в жизни ребенка», «Возрастные особенности детей», «Как облегчить адаптацию ребенка к школе».
В каждой группе создана папка - «Психолог – родителям», с тематическими консультациями. В частности, для родителей предлагаются несложные методы диагностики развития и игры для детей, а также основные нормативы развития детей (познавательная сфера, двигательная сфера).
Система игр, с которой знакомятся родители, учитывает возрастные особенности. Эти игры одновременно и определяют степень развития психологических качеств, и помогают развить их. Здесь еще не существует жестких норм для каждой игры, например, выполнить это задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один раз или несколько.
Главное - есть ли у ребенка интерес к данной деятельности. Даже, если не все задания он выполняет с первого раза, а каждый день делает пусть маленький, но шаг вперед, самостоятельно или с помощью родителей - все равно это значит, что процесс развития идет.
Таким
образом, для сохранения психологического
здоровья и социального благополучия
детей необходимо включение в
работу всего коллектива ДОУ, активное
участие родителей, отбор диагностических
методов и развивающих
Выбор и реализация программы наблюдения за детьми
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей жизни.
Из этого следует, что психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий. Критерии и методы оценки психологического здоровья детей предложены в Приложение 14.
В соответствии с этим, для наблюдения выбрана программа О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» - программа психологических занятий, цель которой сохранение и формирование психологического здоровья детей.
В занятиях, на основе структуры психологического здоровья, выделены следующие направления:
Выделение
этих компонентов позволяет
Кроме того, можно выделить следующие задачи: