Пути совершенствования механизма аттестации педагогов в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является теоретический анализ путей совершенствования механизмов аттестации педагогов в ДОУ.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие аттестации.
Определить цели, задачи и функции аттестации.
Рассмотреть современные нормативно-правовые аспекты аттестации в образовании РФ.
Рассмотреть основные пути совершенствования механизмов аттестации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ АТТЕСТАЦИИ 5
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОУ 9
3. КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 19
4. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ДОУ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

курсовая аттестация.docx

— 63.90 Кб (Скачать)

Понятия и законы экосистемы: структура и взаимосвязь. Культура взаимодействия в системе «Человек-Природа-Общество»: исторический, экологический, эстетический, естественнонаучный, образовательный аспекты.

Глобальные, региональные и локальные эколого-валеологические проблемы: основные характеристики подходов и вариантов решения проблем.

Здоровьесберегающие технологии в образовании. Региональная политика в области решения проблем народосбережения.

Санитарно-гигиенические  нормы в образовании. Психологический климат и профессиональные коммуникации.

Методологические основания  образования: структура, логическая организация, методы и средства освоения содержания. Принципы построения, формы и способы  познания. Системное видение содержания образования и способов его реализации в соответствии с требованиями ГОС (НРК).

Информационная  культура субъектов образовательного сообщества. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Перевод информации из одной знаковой системы в другую.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации  результатов познавательной и практической деятельности.

Блок 2. Компетентность в области образовательной политики.

Принципы государственной  политики в образовании.

Понятие системы  образования: государственные образовательные  стандарты, образовательные программы, сеть образовательных учреждений.

Характеристика  миссии различных уровней образования: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего, высшего профессионального образования, послевузовского образования.

Функции дополнительного  образования детей: региональный аспект.

Образовательные учреждения, их типы и виды. Статус образовательного учреждения, нормативная база функционирования и развития образовательного учреждения.

Концепция модернизации российского образования. Основные приоритеты в области содержания образования.

Права человека и гражданина. Гражданские, политические, экономические и социальные права  и свободы. Права ребенка по международным документам, семейному, гражданскому, трудовому, административному, уголовному законодательству. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Права участников образовательного процесса. Органы, защищающие права ребенка. Роль педагога в защите прав детей.

Право и образование. Конституция РФ о гарантии прав граждан  на образование. Закон РФ «Об образовании». Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Областной закон «О защите прав ребенка». Содержание деятельности и ответственность педагога за реализацию права детей на получение качественного образования.

Региональное  образовательное пространство и  региональная система образования. Понятие регионализации.

Компетенция образовательного учреждения, ответственность руководителей и педагогов за реализацию всех направлений деятельности в рамках компетенции в соответствии с законом РФ «Об образовании». Основные приоритеты региональной образовательной политики:

  • в сфере образования периода детства;
  • в сфере общего образования;
  • в сфере дополнительного образования.

Государственный образовательный  стандарт (национально-региональный компонент): сущность, структура, функции.

Механизмы системы  управления развитием качества образования:

  • Ежегодный региональный доклад «Система образования Москвы и Московской области» как элемент единого информационного пространства системы образования.
  • Областные годичные совещания: функции, проблематика.
  • Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения. Цели, задачи, нормативные основания, технологии.
  • Аттестация педагогических кадров как механизм повышения профессиональной компетентности педагога.

Социальное партнерство.

Формирование  образовательного сообщества как условие  реализации прав воспитанников на качественное образование. Попечительство.

Стратегия развития образовательного учреждения. Программно-целевой подход в управлении развитием качества образования. Концепция развития образовательного учреждения. Образовательная программа образовательного учреждения.

Типовое положение  об образовательном учреждении. Устав  образовательного учреждения. Локальные акты, должностные инструкции.

Блок 3. Психолого-педагогическая компетентность.

Понятие личности. Теории личности. Структура личности. Концепции развития личности. Методы изучения личности.

Психология деятельности. Ведущие виды деятельности, их характеристика.

Психологическая характеристика труда педагога. Психологические  модели личности педагога.

Педагогическое  общение. Профессиональные коммуникации педагога. Организация педагогического общения. Межличностные отношения, лидерство, личность и коллектив (группа). Основы конфликтологии. Принципы и условия гуманизации педагогического общения. Техники и технологии педагогического общения, речевая культура педагога.

Возрастная психология. Психология управления развитием личности.

Гуманистическая педагогика.

Образовательный процесс. Принципы, методы, формы организации  образовательного процесса.

Социальная компетентность обучающихся и педагогические условия ее формирования.

Педагогические  технологии.

Проектирование  и моделирование образовательного процесса. Адаптивные возможности образовательного процесса.

Основные функции  педагога как организатора образовательного процесса (целеполагание, отбор и структурирование содержания, выбор и разработка методов, средств и форм).

Инновационные процессы в образовании.

Понятие проблемы. Симптомы проблемы. Формулирование проблемы. Показатели ситуаций, требующих развития. Методика проблемно-ориентированного анализа.

Блок 4. Компетентность в области саморазвития субъектов образовательного сообщества.

Система понятий, отражающих философскую, социально-педагогическую сущность развития и саморазвития.

Сознательная  деятельность - внутренний механизм развития человека. Рефлексия как основа самопознания и саморазвития. Рефлексивное развитие, средства рефлексивного развития.

Саморазвитие  как специфический вид деятельности. Технология саморазвития. Этапы и признаки саморазвития.

Психологическая система саморазвития (мотивация, цели, информационное поле, программа деятельности, рефлексия).

Целеполагание. Методы целеполагания: самоанализ, самооценка, самокритика, самопроектирование.

Самодеятельность. Методы: самообразование, саморегуляция, самоустановка. Формы и средства самообразования.

Организация социально-педагогических, психологических условий, способствующих формированию механизмов саморазвития, самоопределения обучающихся.

 

Таким образом, данная программа может являться основой  нашей дальнейшей разработки аттестации педагогов в ДОУ, она является современной: разделена по блокам компетенций и учитывает основные нормативно-правовые аспекты и современные наработки в области дошкольной педагогики. Также в ней представлены основные критерии, что необходимо знать педагогу и методы повышения квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемой совершенствования  эффективности механизмов аттестации посвящено много работ. Улучшением системы аттестации занимаются на разных уровнях: как на федеральном, так  и локально – на уровне дошкольного  учреждения. Для повышения качества образования руководителю ДОУ необходимо производить своевременную оценку, или аттестацию, своих сотрудников, а также непрерывно проводить  работу по повышению компетентности педагогов.

В курсовой работе мы рассмотрели, что такое аттестация, для чего она необходима. Здесь же отметим, что одной из важных функций аттестации является повышение мотивации к  работе, в связи с этим очень  важно проводить аттестацию педагогов  не только по формальным критериям, но и отслеживать, и оценивать какие  есть компетенции у педагога, какую  практическую работу он проводит, какой  вклад он, как личность, вносит в  свою профессиональную деятельность.

Далее были рассмотрены нормативно-правовые аспекты аттестации педагогов ДОУ. Были рассмотрены основные законы, которыми должен руководствоваться  педагог в ДОУ. Также в данной части работы мы увидели, что проблемой  повышения эффективности аттестации занимаются и на государственном  уровне, пересматривая законы, делая  новые законопроекты.

В завершении мы рассмотрели  существующие методы повышения компетенции  педагогов, что является главным  критерием эффективной аттестации.

Отметим, что в современной  системе образования делается акцент на постоянное развитие профессиональных и личностных качеств педагога, поэтому  руководителю дошкольного образования  необходимо проводить различные  мероприятия для этого, в том  числе важно внедрить систему  самообразования, как одного из условий успешной аттестации и непрерывно отслеживать ее выполнение.

Таким образом, существуют разные пути совершенствования механизмов аттестации. В дальнейшей работе мы планируем конкретизировать описанную  в нашей работе программу подготовки аттестации педагогов ДОУ под  конкретное дошкольное учреждение и  апробировать ее эффективность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аттестация работников предприятия. – М.:ИНФРА-М,2006. (Трудовое право РФ. Вып.3 (131));
  2. Венгер Л.А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии, 1978, №3, с.163-165;
  3. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе - М.: Юристъ, 1998;
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996;
  5. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии, 1992, №1, с.22-25;
  6. Дошкольное воспитание/ежемесячный методический журнал Министерства народного образования РСФСР. – М: Просвещение, 1989, № 5, стр 10-23;
  7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008;
  8. Российская газета, 2008, №113;
  9. Свирина И. Аттестация как механизм оценки уровня квалификации персонала // Служба кадров и персонал, 2006, № 10;
  10. Скопылатов И. А., Ефремов О. Ю. Управление персоналом. - СПб, 2000;
  11. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. - М. 1998;
  12. Овчинникова Т.С. Качество образования и организация управления в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Издательство: КАРО, 2006;

 


Информация о работе Пути совершенствования механизма аттестации педагогов в ДОУ