Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является теоретический анализ путей совершенствования механизмов аттестации педагогов в ДОУ.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие аттестации.
Определить цели, задачи и функции аттестации.
Рассмотреть современные нормативно-правовые аспекты аттестации в образовании РФ.
Рассмотреть основные пути совершенствования механизмов аттестации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ АТТЕСТАЦИИ 5
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОУ 9
3. КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 19
4. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ДОУ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
Также необходимо отметить, что, согласно Закону об образовании, «к педагогическим работникам относятся лица, занимающие должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 г., регистрационный N 11731» (Российская газета, 2008).
Если рассматривать
Первичная аттестация |
Повторная аттестация |
Последующая аттестация |
Вторая категория |
Вторая категория |
Вторая категория |
Персональная готовность
воспитателя создавать психолого-педагогические
условия воспитания и обучения ребенка
дошкольного возраста в соответствии
с современными ценностно-целевыми
ориентирами дошкольного
1. Готовность предъявить
результаты педагогической 2. Признание результатов
педагогической деятельности
Умения пользоваться различными методами и приемами педагогической деятельности.
Знания федеральной и
региональной образовательной политики,
общей и дошкольной педагогики, педагогической,
возрастной, и детской психологии;
педагогической, диагностики; основных
правил и санитарных норм; методик
и приемов - позволяющие формулировать
и корректировать профессиональные
цели и создавать психолого- |
Умения воспитателя, создавать психолого-педагогические условия воспитания и обучения ребенка с учетом его потребностей и возможностей, на основе следующих составляющих:
1. Умения предъявить динамику
результатов педагогической 2. Признание результатов
педагогической деятельности
1. Умения применять методы
и приемы педагогической 2. Умения построить в
образовательном процессе
Знания последних изменений
в образовательной политике, новых
данных общей и дошкольной педагогики;
педагогической, возрастной и детской
психологии; педагогической диагностики
и педагогической оценки; валеологии
и гигиены; методик и приемов -
позволяющие формулировать |
Умения воспитателя развивать психолого-педагогические условия воспитания и обучения ребенка с учетом его потребностей и возможностей на основе следующих составляющих:
1.Умения предъявить динамику
результатов педагогической 2. Признание результатов
педагогической деятельности
1. Умения выбирать и
реализовать различные 2. Умения построить
Знания последних изменений
в образовательной политике, новых
данных общей и дошкольной педагогики;
педагогической, возрастной и детской
психологии; педагогической диагностики
и педагогической оценки; валеологии
и гигиены; методик и приемов -
позволяющие формулировать |
Первая категория |
Первая категория |
Первая категория |
Персональная готовность
воспитателя, старшего воспитателя
создавать психолого-
1. Готовность предъявить
результаты педагогической 2. Признание результатов
педагогической деятельности
Умения пользоваться различными методами и приемами педагогической, методической (для старших воспитателей) деятельности.
Знания федеральной и
региональной образовательной политики,
общей и дошкольной педагогики, педагогической,
возрастной, и детской психологии;
педагогической, диагностики; основных
правил и санитарных норм; методик
и приемов - позволяющие формулировать
и корректировать профессиональные
цели и создавать психолого- |
Умения воспитателя, старшего
воспитателя создавать
1. Умения предъявить динамику
результатов педагогической 2. Признание результатов
педагогической деятельности
1. Умения выбирать (в условиях вариативности), применять методы и приемы педагогической, деятельности, программы и технологии воспитания и обучения, адаптировать их в соответствии с потребностями и возможностями участников образовательного процесса. Умения управлять методической работой в ДОУ с целью достижения социально-значимых результатов (для старших воспитателей). 2. Умения построить в
профессиональном сообществе
Знания последних изменений
в образовательной политике, новых
данных общей и дошкольной педагогики;
педагогической, возрастной и детской
психологии; педагогической диагностики
и педагогической оценки; валеологии
и гигиены; методик и приемов,
позволяющих формулировать и
корректировать профессиональные цели
и создавать психолого- |
Способность воспитателя, старшего
воспитателя развивать
1. Способность предъявить
динамику результатов 2. Признание результатов
педагогической деятельности
1. Способность разрабатывать,
создавать различные 2. Способность построить
взаимодействие в
Знания последних изменений
в образовательной политике, новых
данных общей и дошкольной педагогики;
педагогической, возрастной и детской
психологии; педагогической диагностики
и педагогической оценки; валеологии
и гигиены; методик и приемов,
позволяющих формулировать и
корректировать профессиональные цели
и создавать психолого- |
Высшая категория |
Высшая категория |
Высшая категория |
Персональная готовность
воспитателя, старшего воспитателя
осуществлять, прогнозировать и проектировать
совершенствование психолого-
1. Готовность предъявить
результаты педагогической 2. Признание результатов
деятельности воспитателя,
1. Умения пользоваться
различными методами, выбирать, создавать
и применять профессиональные
методики и приемы 2. Умения построить
Знания последних изменений
в образовательной политике, новых
данных общей и дошкольной педагогики;
педагогической, возрастной и детской
психологии; педагогической диагностики;
валеологии и гигиены; методик и
приемов, - позволяющие прогнозировать
и проектировать отдельные |
Умения воспитателя, старшего
воспитателя прогнозировать, проектировать
и создавать психолого-
1. Умения предъявить динамику
результатов педагогической, управленческой
деятельности на уровне 2. Признание результатов
деятельности воспитателя,
1. Умения пользоваться
различными методами, выбирать, создавать
и применять профессиональные
методики и приемы 2. Умения построить
Знания последних изменений
в образовательной политике, новых
данных общей и дошкольной педагогики;
педагогической, возрастной и детской
психологии; педагогической диагностики;
валеологии и гигиены; методик и
приемов, - позволяющие прогнозировать
и проектировать отдельные |
Способность воспитателя, старшего
воспитателя прогнозировать, проектировать,
создавать психолого-
1. Способность предъявить
динамику результатов управленческой,
педагогической деятельности 2. Признание результатов
деятельности воспитателя,
1. Умения пользоваться
различными методами, выбирать, создавать
и применять профессиональные
методики и приемы 2. Умения построить
Знания последних изменений
в образовательной политике, новых
данных общей и дошкольной педагогики;
педагогической, возрастной и детской
психологии; педагогической диагностики;
валеологии и гигиены; методик и
приемов, - позволяющие прогнозировать
и проектировать отдельные |
Таблица 1. Квалификационные требования к педагогам, воспитателям, старшим воспитателям при первичной, повторной и последующей аттестации
Итого, мы видим, что механизмы аттестации регулируются на разных уровнях: от федерального до локального, то есть управления на уровне учреждения.
Получается, что проблемой
совершенствования механизмов аттестации
могут заниматься различные структуры.
С одной стороны, новый закон
об образовании усовершенствовал требования,
которые более соответствуют
современной системе
Таким образом, в данном разделе были рассмотрены нормативно-правовые стороны механизма аттестации, а также современные квалификационные требования, предъявляемые к педагогам ДОУ, которые, с одной стороны, уже усовершенствовали механизмы аттестации педагогов ДОУ, а с другой стороны, являются базой для дальнейшего совершенствования.
Как следует из предыдущих разделов, аттестация в дошкольном учреждении существует для того, чтобы поддерживалось, а лучше развивалось качество образования детей.
Качество дошкольного образования является интегративное понятие, включающее в себя несколько компонентов: условия осуществления образовательного процесса (методы взаимодействия взрослых с детьми, содержание образовательной программы, среда развития), влияющие на процесс и результат образования, определяющийся педагогической оценкой уровня образованности в соответствии с индивидуальными потребностями, возможностями, темпом развития воспитанников (предметно-информационная, деятельностно-коммуникативная, ценностно-ориентационная качественные составляющие), динамикой развития физической, социально-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической сфер, которых воспитанник достигает на различных этапах образовательного процесса (Овчинникова Т.С., 2006).
Качество
образования – понятие
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) признает в современной педагогике ценности образования:
Основным
целевым приоритетом
Личностно-ориентированное
отношение к ребенку и
Педагог в системе дошкольного
образования осуществляет свою профессиональную
деятельность в соответствии с названными
целевыми ориентирами как через
непосредственное развивающее взаимодействие
с детьми в образовательном процессе,
так и через координацию
Выбор конкретной возможности
педагога внести вклад в качество
образования воспитанников
Формы аттестационных испытаний
позволяют осмыслить, обобщить и
предъявить опыт решения профессиональных
проблем за межаттестационный период.
Умение вычленять собственные
Подводя итоги предыдущим разделам, отметим, что мы описали само понятие аттестации, нормативно-правовые аспекты аттестации сотрудников образовательной сферы, в частности дошкольных учреждений, а также отдельно рассмотрели концепцию дошкольного воспитания, т.к. мы считаем это важным теоретическим аспектом для совершенствования механизма аттестации педагогов ДОУ, потому что в своем профессиональном росте педагог должен придерживаться основным разработанным положениям и теориям о дошкольном воспитании, следовательно, это должно являться одним из критериев при аттестации и повышении квалификации специалиста ДОУ.
В следующем разделе мы рассмотрим существующую программу аттестации педагогов ДОУ, для того чтобы в дальнейшей работе мы могли апробировать ее эффективность или усовершенствовать, уже рассмотрев современные положения об аттестации и видя пути совершенствования механизмов аттестации.
В связи с тем, что основной
целью нашей работы является изучение
путей совершенствования
Структура программы представлена следующими блоками:
Отметим, что содержание программы не является статичным, а может периодически изменяться (дорабатываться, пополняться, корректироваться) с учетом актуального состояния системы образования, ее развития, конкретизации приоритетных направлений государственной политики в области образования.
Содержание инварианта осваивается в межаттестационный период через самообразование, повышение квалификации в форме курсовой подготовки, в ходе практической деятельности и взаимодействия субъектов педагогического и образовательного сообщества.
Аттестующимся необходимо
предъявить педагогическому и
Перечисленные выше
составляющие интегрируются в социально-
Рассмотрим, что входит в блоки данной программы.
Блок 1. Общекультурная компетентность.
Культурно-историческая педагогика и социокультурный подход в региональном образовании. Культура детства, подростка, взрослого. Взаимодействие различных типов культур и традиций. Поликультурное, межкультурное образование. Культурная миссия образования. Культура педагога.
Философско-антропологические и психолого-педагогические ориентиры гуманизации образования. Идеи гуманистической педагогики и психологии в ДОУ. Система ценностей в образовании и личностные установки педагога. Принципы личностно-ориентированного образования.
Содержание гуманистических принципов в образовании. Гуманизация взаимодействия участников образовательного процесса: диалогизация, проблематизация, персонификация и индивидуализация. Реализация принципов гуманизации.
Информация о работе Пути совершенствования механизма аттестации педагогов в ДОУ