Пути совершенствования механизма аттестации педагогов в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является теоретический анализ путей совершенствования механизмов аттестации педагогов в ДОУ.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие аттестации.
Определить цели, задачи и функции аттестации.
Рассмотреть современные нормативно-правовые аспекты аттестации в образовании РФ.
Рассмотреть основные пути совершенствования механизмов аттестации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ АТТЕСТАЦИИ 5
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОУ 9
3. КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 19
4. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ДОУ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

курсовая аттестация.docx

— 63.90 Кб (Скачать)

Высшая квалификационная категория  может быть установлена педагогическим работникам, которые:

  1. имеют установленную первую квалификационную категорию;
  2. владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
  3. имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  4. вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

Также необходимо отметить, что, согласно Закону об образовании, «к педагогическим работникам относятся лица, занимающие должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 г., регистрационный N 11731» (Российская газета, 2008).

Если рассматривать качественную сторону квалификационной сетки, то можно представить квалификационные требования к педагогам, а в таких учреждениях, как ДОУ, скорее к воспитателям и старшим воспитателям, в следующем виде (табл. 1).

 

Первичная

аттестация

Повторная

аттестация

Последующая

аттестация

Вторая категория

Вторая категория

Вторая категория

Персональная готовность воспитателя создавать  психолого-педагогические условия воспитания и обучения ребенка  дошкольного возраста в соответствии с современными ценностно-целевыми ориентирами дошкольного образования  на основе следующих составляющих:

  • Продуктивность:

1. Готовность предъявить  результаты педагогической деятельности  на уровне показателей социальной  компетентности воспитанников.

2. Признание результатов  педагогической деятельности воспитателя  участниками образовательного процесса  дошкольного учреждения.

  • Профессионализм:

Умения пользоваться различными методами и приемами педагогической деятельности.

  • Квалификация:

Знания федеральной и  региональной образовательной политики, общей и дошкольной педагогики, педагогической, возрастной, и детской психологии; педагогической, диагностики; основных правил и санитарных норм; методик  и приемов - позволяющие формулировать  и корректировать профессиональные цели и создавать психолого-педагогические условия развития ребенка.

Умения воспитателя, создавать  психолого-педагогические условия  воспитания и обучения ребенка с  учетом его потребностей и возможностей, на основе следующих составляющих:

  • Продуктивность:

1. Умения предъявить динамику  результатов педагогической деятельности  на уровне показателей социальной компетентности воспитанников ДОУ.

2. Признание результатов  педагогической деятельности воспитателя  участниками образовательного процесса  ДОУ.

  • Профессионализм:

1. Умения применять методы  и приемы педагогической деятельности, программы и технологии воспитания  и обучения в соответствии  с потребностями и возможностями  участников образовательного процесса.

2. Умения построить в  образовательном процессе взаимодействие, направленное на совместное достижение  результатов образования.

  • Квалификация:

Знания последних изменений  в образовательной политике, новых  данных общей и дошкольной педагогики; педагогической, возрастной и детской  психологии; педагогической диагностики  и  педагогической оценки; валеологии и гигиены; методик и приемов - позволяющие формулировать профессиональные цели и создавать психолого-педагогические условия воспитания и обучения детей  с учетом их потребностей и возможностей.

Умения воспитателя развивать  психолого-педагогические условия  воспитания и обучения ребенка с  учетом его потребностей и возможностей на основе следующих составляющих:

  • Продуктивность:

1.Умения предъявить динамику  результатов педагогической деятельности  на уровне показателей социальной компетентности участников образовательного процесса ДОУ.

2. Признание результатов  педагогической деятельности воспитателя  участниками образовательного процесса  ДОУ 

  • Профессионализм:

1. Умения выбирать и  реализовать различные педагогические  методики и технологии педагогической  деятельности.

2. Умения построить взаимодействие  в образовательном процессе ДОУ,  направленное на совместное достижение  социально-значимых результатов  образования.

  • Квалификация:

Знания последних изменений  в образовательной политике, новых  данных общей и дошкольной педагогики; педагогической, возрастной и детской  психологии; педагогической диагностики  и педагогической оценки; валеологии и гигиены; методик и приемов - позволяющие формулировать профессиональные цели и создавать психолого-педагогические условия развития социальной компетентности воспитанников с учетом их потребностей и возможностей.

Первая категория

Первая категория

Первая категория

Персональная готовность воспитателя, старшего воспитателя  создавать психолого-педагогические условия достижения качества дошкольного  образования в соответствии с  современными ценностно-целевыми ориентирами  дошкольного образования на основе следующих составляющих:

  • Продуктивность:

1. Готовность предъявить  результаты педагогической деятельности  на уровне показателей социальной  компетентности воспитанников (для  воспитателей); на уровне показателей  психолого-педагогической компетентности  участников образовательного процесса (для старших воспитателей) ДОУ.

2. Признание результатов  педагогической деятельности воспитателя,  методической деятельности старшего  воспитателя профессиональным сообществом  на уровне дошкольного образовательного  учреждения, родительского коллектива.

  • Профессионализм:

Умения пользоваться различными методами и приемами педагогической, методической (для старших воспитателей) деятельности.

  • Квалификация:

Знания федеральной и  региональной образовательной политики, общей и дошкольной педагогики, педагогической, возрастной, и детской психологии; педагогической, диагностики; основных правил и санитарных норм; методик  и приемов - позволяющие формулировать  и корректировать профессиональные цели и создавать психолого-педагогические условия развития компетентности субъектов  образовательного процесса с учетом социальной ситуации развития воспитанников  ДОУ.

Умения воспитателя, старшего воспитателя создавать психолого-педагогические условия достижения качества дошкольного  образования с учетом потребностей и возможностей субъектов образовательного процесса, управлять их развитием  на основе следующих составляющих:

  • Продуктивность:

1. Умения предъявить динамику  результатов педагогической деятельности  на уровне показателей социальной  компетентности воспитанников (для  воспитателей), на уровне показателей  психолого-педагогической компетентности  субъектов образовательного процесса (для старших воспитателей) ДОУ.

2. Признание результатов  педагогической деятельности воспитателя,  методической, деятельности старшего  воспитателя профессиональным сообществом  на уровне муниципальной системы  образования.

  • Профессионализм:

1. Умения выбирать (в условиях  вариативности), применять методы  и приемы педагогической, деятельности, программы и технологии воспитания и обучения, адаптировать их в соответствии с потребностями и возможностями участников образовательного процесса. Умения управлять методической работой в ДОУ с целью достижения социально-значимых результатов (для старших воспитателей).

2. Умения построить в  профессиональном сообществе взаимодействие, направленное на совместное достижение  результатов образования.

  • Квалификация:

Знания последних изменений  в образовательной политике, новых  данных общей и дошкольной педагогики; педагогической, возрастной и детской  психологии; педагогической диагностики  и  педагогической оценки; валеологии и гигиены; методик и приемов, позволяющих формулировать и  корректировать профессиональные цели и создавать психолого-педагогические условия развития социальной компетентности с учетом потребностей и возможностей воспитанников и особенностей территории.

Способность воспитателя, старшего воспитателя развивать психолого-педагогические условия достижения качества дошкольного  образования с учетом потребностей и возможностей субъектов образовательного процесса, особенностей территории, на основе следующих составляющих:

  • Продуктивность:

1. Способность предъявить  динамику результатов педагогической, методической (для старших воспитателей) деятельности на уровне показателей  социальной компетентности субъектов  образовательного процесса.

2. Признание результатов  педагогической деятельности воспитателя,  методической, деятельности старшего  воспитателя образовательным сообществом  на уровне муниципальной, региональной  системы образования.

  • Профессионализм:

1. Способность разрабатывать,  создавать различные педагогические  методики и технологии педагогической  деятельности, применять адекватные  средства координации деятельности  образовательного сообщества территории. Умения управлять методической работой в ДОУ в соответствии с социальным заказом (для старших воспитателей).

2. Способность построить  взаимодействие в образовательном  сообществе, направленное на совместное  достижение социально-значимых результатов  образования.

  • Квалификация:

Знания последних изменений  в образовательной политике, новых  данных общей и дошкольной педагогики; педагогической, возрастной и детской  психологии; педагогической диагностики  и педагогической оценки; валеологии и гигиены; методик и приемов, позволяющих формулировать и  корректировать профессиональные цели и создавать психолого-педагогические условия развития социальной компетентности с учетом потребностей и возможностей участников образовательного процесса и особенностей развития территории, региона.

Высшая категория

Высшая категория

Высшая категория

Персональная готовность воспитателя, старшего воспитателя  осуществлять, прогнозировать и проектировать  совершенствование психолого-педагогических условий развития качества дошкольного  образования.

  • Продуктивность:

1. Готовность предъявить  результаты педагогической деятельности  на уровне показателей социальной  компетентности воспитанников; педагогического  сообщества ДОУ.

2. Признание результатов  деятельности воспитателя, старшего  воспитателя профессиональным сообществом  на уровне муниципальной системы  образования.

  • Профессионализм:

1. Умения пользоваться  различными методами, выбирать, создавать  и применять профессиональные  методики и приемы педагогической  деятельности в ДОУ и в муниципальной  образовательной системе.

2. Умения построить взаимодействие  в профессиональном и образовательном  сообществе, направленное на совместное  достижение социально-значимых результатов образования.

  • Квалификация:

Знания последних изменений  в образовательной политике, новых  данных общей и дошкольной педагогики; педагогической, возрастной и детской  психологии; педагогической диагностики; валеологии и гигиены; методик и  приемов, - позволяющие прогнозировать и проектировать отдельные направления  педагогической деятельности с целью  развития качества образования, корректировать профессиональные цели и создавать  психолого-педагогические условия  развития социальной компетентности субъектов  образовательного сообщества.

Умения воспитателя, старшего воспитателя прогнозировать, проектировать  и создавать психолого-педагогические условия направленные на достижение качества дошкольного образования.

  • Продуктивность:

1. Умения предъявить динамику  результатов педагогической, управленческой  деятельности на уровне показателей  социальной компетентности субъектов  образовательного сообщества.

2. Признание результатов  деятельности воспитателя, старшего  воспитателя профессиональным сообществом  в системе образования Свердловской  области.

  • Профессионализм:

1. Умения пользоваться  различными методами, выбирать, создавать  и применять профессиональные  методики и приемы педагогической  деятельности в ДОУ  территории, регионе.

2. Умения построить взаимодействие  в профессиональном и образовательном  сообществе, направленное на совместное  достижение результатов в системе  регионального образования.

  • Квалификация:

Знания последних изменений  в образовательной политике, новых  данных общей и дошкольной педагогики; педагогической, возрастной и детской  психологии; педагогической диагностики; валеологии и гигиены; методик и  приемов, - позволяющие прогнозировать и проектировать отдельные направления  педагогической деятельности с целью  развития качества образования, корректировать профессиональные цели и создавать  психолого-педагогические условия  развития социальной компетентности воспитанников, образовательного сообщества, развития социума территории.

Способность воспитателя, старшего воспитателя прогнозировать, проектировать, создавать психолого-педагогические условия обеспечивающие достижение качества дошкольного образования.

  • Продуктивность:

1. Способность предъявить  динамику  результатов управленческой, педагогической деятельности на  уровне показателей социальной  компетентности субъектов образовательного  сообщества.

2. Признание результатов  деятельности воспитателя, старшего  воспитателя в образовательном  сообществе в системе образования  Свердловской области или РФ.

  • Профессионализм:

1. Умения пользоваться  различными методами, выбирать, создавать  и применять профессиональные  методики и приемы педагогической  деятельности в ДОУ  территории, регионе.

2. Умения построить взаимодействие  в профессиональном и образовательном  сообществе, направленное на совместное  достижение результатов в контексте  развития регионального и российского образования.

  • Квалификация:

Знания последних изменений  в образовательной политике, новых  данных общей и дошкольной педагогики; педагогической, возрастной и детской  психологии;  педагогической диагностики; валеологии и гигиены; методик и  приемов, - позволяющие прогнозировать и проектировать отдельные направления  педагогической, управленческой деятельности с целью развития качества образования, корректировать профессиональные цели и создавать психолого-педагогические условия развития социальной компетентности воспитанников, образовательного сообщества, развития социума территории и региона.


 

Таблица 1. Квалификационные требования к педагогам, воспитателям, старшим воспитателям при первичной, повторной и последующей аттестации

 

Итого, мы видим, что механизмы  аттестации регулируются на разных уровнях: от федерального до локального, то есть управления на уровне учреждения.

Получается, что проблемой  совершенствования механизмов аттестации могут заниматься различные структуры. С одной стороны, новый закон  об образовании усовершенствовал требования, которые более соответствуют  современной системе образования, в частности, дошкольного, а также  в нем учитываются недостатки предыдущего закона. С другой стороны, мы видим, что совершенствовать механизмы  аттестации педагогов имеет право  руководитель ДОУ.

Таким образом, в данном разделе  были рассмотрены нормативно-правовые стороны механизма аттестации, а также современные квалификационные требования, предъявляемые к педагогам ДОУ, которые, с одной стороны, уже усовершенствовали механизмы аттестации педагогов ДОУ, а с другой стороны, являются базой для дальнейшего совершенствования.

  1. КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Как следует  из предыдущих разделов, аттестация в  дошкольном учреждении существует для  того, чтобы поддерживалось, а лучше  развивалось качество образования  детей.

Качество дошкольного  образования является интегративное понятие, включающее в себя несколько компонентов: условия осуществления образовательного процесса (методы взаимодействия взрослых с детьми, содержание образовательной программы, среда развития), влияющие на процесс и результат образования, определяющийся педагогической оценкой уровня образованности в соответствии с индивидуальными потребностями, возможностями, темпом  развития воспитанников (предметно-информационная, деятельностно-коммуникативная, ценностно-ориентационная качественные составляющие), динамикой развития  физической, социально-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической сфер, которых воспитанник достигает на различных этапах образовательного процесса (Овчинникова Т.С., 2006).

Качество  образования – понятие развивающееся, оно не может быть статичным и  неизменным. В настоящее время  можно рассматривать как документ, который определил ориентиры  качества современного дошкольного  образования, «Концепцию дошкольного  воспитания». В ней обозначены основополагающие для системы дошкольного образования  принципы:

  • гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;
  • развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развития речи;
  • дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;
  • деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) признает в современной педагогике ценности образования:

  • гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия;
  • открытость человека изменяющемуся миру;
  • самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития – неоправданность как инфантилизации в образовании, так и «забегания вперед»;
  • индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Основным  целевым приоритетом образовательной  политики в сфере дошкольного  образования определена компетентность ребенка в разных видах деятельности и в области отношений с  другими людьми, которая проявляется  не только в том, что ребенок обладает знаниями, умениями и навыками, но и  способен применять их для самореализации и саморазвития в различных сферах действительности.

  • На уровне педагога данные целевые ориентиры конкретизируются с учетом специфики образования ребенка в дошкольном возрасте, определяются самоценностью (Выготский Л.С.,1996; Венгер Л.А., 1978; Давыдов В.В.,1992; Запорожец А.В., 2008 и др.) этого периода жизни ребенка:
  • первостепенная важность развития базиса личностной культуры ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, создания психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей, и, следовательно, предоставление им широкого выбора видов деятельности;
  • отсутствие жестко очерченной предметности (адекватность интегративного подхода к построению содержания образования);
  • взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности;
  • образование в дошкольном возрасте не ставит своей целью усвоение ребенком знаний в строго заданном объеме, и знания не рассматриваются в качестве содержания дошкольного образования, хотя именно на них опирается, в конечном счете, развитие ребенка. Развивающее образование использует их как одно из самых важных средств;
  • отсутствие резкого разграничения процесса образования от содержания ребенка в ДОУ;
  • образование дошкольников происходит как в организованных формах воспитания и обучения, так и в не регламентированной деятельности педагогов с детьми, детей друг с другом; основное содержание образования помещается в контекст свободной деятельности детей, процессов общения;
  • именно процессы взаимодействия ребенка со взрослым лежат в основе развития, а программы и формы образования второстепенны (при этом программное содержание образования органично вплетается в стиль взаимодействия взрослого с ребенком, выполняя обслуживающую функцию в процессе образования);
  • целевые ориентиры, представленные в виде характеристик ребенка, отражают идеальное социокультурное ожидание, а не среднестатистический уровень достижения детей; они не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования и уровня развития самого ребенка;
  • степень соответствия особенностей ребенка возрастному портрету может быть выявлена только при определенных условиях: при длительном наблюдении за ним в естественных, привычных для него ситуациях.

 Личностно-ориентированное  отношение к ребенку и связанные  с ним педагогика сотрудничества  и педагогика развития являются  основополагающим, и задает ориентиры  развития системы дошкольного  образования. Профессиональная компетенция,  педагогическое мастерство воспитателя  дошкольного образовательного учреждения, обеспечивают самоценность дошкольного  периода детства. 

Педагог в системе дошкольного  образования осуществляет свою профессиональную деятельность в соответствии с названными целевыми ориентирами как через  непосредственное развивающее взаимодействие с детьми в образовательном процессе, так и через координацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, тем самым непосредственно обеспечивая  качество дошкольного образования.

Выбор конкретной возможности  педагога внести вклад в качество образования воспитанников дошкольного  учреждения основывается на анализе  несоответствия между реально достигаемым  качеством образования и требуемым  в соответствии с вышеназванными целевыми ориентирами.

Формы аттестационных испытаний  позволяют осмыслить, обобщить и  предъявить опыт решения профессиональных проблем за межаттестационный период. Умение вычленять собственные проблемы, решать их и предъявлять достижения в их решении характеризует педагога как компетентного специалиста в своей области.

Подводя итоги предыдущим разделам, отметим, что мы описали  само понятие аттестации, нормативно-правовые аспекты аттестации сотрудников  образовательной сферы, в частности дошкольных учреждений, а также отдельно рассмотрели концепцию дошкольного воспитания, т.к. мы считаем это важным теоретическим аспектом для совершенствования механизма аттестации педагогов ДОУ, потому что в своем профессиональном росте педагог должен придерживаться основным разработанным положениям и теориям о дошкольном воспитании, следовательно, это должно являться одним из критериев при аттестации и повышении квалификации специалиста ДОУ.

В следующем разделе  мы рассмотрим существующую программу  аттестации педагогов ДОУ, для того чтобы в дальнейшей работе мы могли  апробировать ее эффективность или  усовершенствовать, уже рассмотрев современные положения об аттестации и видя пути совершенствования механизмов аттестации.

  1. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ДОУ

 

В связи с тем, что основной целью нашей работы является изучение путей совершенствования механизмов аттестации педагогов в ДОУ, а также с тем, что современный подход к аттестации предлагает проводить оценку на основе компетенций педагогов, в частности то, что наша работа носит теоретический характер, в завершении рассмотрим программу подготовки к аттестации педагогов в ДОУ Толстиковой О.В.

Структура программы представлена следующими блоками:

  • Блок 1. Общекультурная компетентность.
  • Блок 2. Компетентность в области образовательной политики.
  • Блок 3. Психолого-педагогическая компетентность.
  • Блок 4. Компетентность в области саморазвития субъектов образовательного процесса.

 

Отметим, что  содержание программы не является статичным, а может периодически изменяться (дорабатываться, пополняться, корректироваться) с учетом актуального состояния системы образования, ее развития, конкретизации приоритетных направлений государственной политики в области образования.

Содержание инварианта осваивается  в межаттестационный период через  самообразование, повышение квалификации в форме курсовой подготовки, в  ходе практической деятельности и взаимодействия субъектов педагогического и  образовательного сообщества.

Аттестующимся необходимо предъявить педагогическому и образовательному сообществу, квалификационной и экспертной комиссиям:

  • систему профессиональных знаний;
  • систему профессиональной деятельности;
  • систему ценностно-целевых ориентаций и профессионально-личностных мотиваций образовательной деятельности.

Перечисленные выше составляющие интегрируются в социально-профессиональную компетентность, т.е. готовность достигать результатов при решении профессиональных задач на основе единства системы знаний, системы деятельности и ценностной системы.

Рассмотрим, что  входит в блоки данной программы.

Блок 1. Общекультурная компетентность.

Культурно-историческая педагогика и социокультурный подход в региональном образовании. Культура детства, подростка, взрослого. Взаимодействие различных типов культур и традиций. Поликультурное, межкультурное образование. Культурная миссия образования. Культура педагога.

Философско-антропологические и психолого-педагогические ориентиры гуманизации образования. Идеи гуманистической педагогики и психологии в ДОУ. Система ценностей в образовании и личностные установки педагога. Принципы личностно-ориентированного образования.

Содержание гуманистических  принципов в образовании. Гуманизация  взаимодействия участников образовательного процесса: диалогизация, проблематизация, персонификация и индивидуализация. Реализация принципов гуманизации.

Информация о работе Пути совершенствования механизма аттестации педагогов в ДОУ