Психотехника, определения коэффициента интеллекта личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 16:21, реферат

Описание работы

Цель работы - сформировать представление об интеллекте, его основных характеристиках, методах его диагностики, месте и значении в социальной деятельности индивидуума.

Задачи:

Произвести анализ литературы по вопросу исследований интеллекта по следующим вопросам:

Что такое интеллект.

Модели интеллекта.

Измерению интеллекта.

Содержание

Введение...........................................................................................................................3

1)Интеллект: определения,и классификация...............................................................4

2)Факторные модели интеллекта..................................................................................9

3)Измерение интелекта.Тесты интеллекта..................................................................14

Заключение...................................................................................................................19
Список литературы........................................................................................................20

Работа содержит 1 файл

Психотехника, определения коэффициента интеллекта личности.docx

— 112.58 Кб (Скачать)

       Модель  К.Спирмена признает интеллект как  общий фактор, представленный на всех уровнях интеллектуального функционирования. Она базируется на том, что между результатами выполнения различных интеллектуальных тестов имеется положительная корреляционная связь: как правило, испытуемые, успешно выполняющие тесты на мышление, также успешны в тестах  на прочие познавательные  способности. Основой этой связи, по Спирмену, служило наличие в каждом из тестов некоторого общего начала, получившего название “общего фактора интеллекта - фактора G. G-фактор определяется как общее количество “умственной энергии”,  Кроме фактора G был выделен фактор S, характеризующий специфику каждого конкретного тестового задания, либо того или иного вида интеллектуальной активности. Таким образом, можно охарактеризовать модель как двухфакторную модель интеллекта. В дальнейшем двухфакторная модель интеллекта была дополнена факторами, отвечающими за механические, арифметические и лингвистические (вербальные) способности, которые оказались расположенными между S и G-факторами, что превратило модель Спирмена в иерархическую.

          В рамках теории интеллекта Л. Терстоуна отвергалась возможность существования общего интеллекта. Проведя корреляцию результатов выполнения испытуемыми 60-ти разных тестов, предназначенных для выполнения самых разных сторон интеллектуальной деятельности, он выделил ряд групповых факторов, семь из которых получили название “первичных умственных способностей”. Перечислим эти факторы:

        
S: пространственный - способность оперировать в уме пространственными отношениями  
P: восприятие - способность детализировать зрительные образы  
N: вычислительный - способность выполнять основные арифметические действия  
V: вербальное понимание - способность понимать и раскрывать значение текстов и слов

F: беглость речи - способность быстро подобрать слово по заданному критерию  
M: память - способность запоминать и воспроизводить информацию  
R: логическое рассуждение - способность выявлять закономерность в ряду букв, фигур, цифр.

       В результате был сделан вывод о  том, что должен использоваться не единственный показатель, а соответствующий профиль  умственных способностей, каждая из которых  проявляется независимо от других и  отвечает за строго определенную группу интеллектуальных операций. Однако дальнейшие исследования показали, что выделенные факторы не являются полностью независимыми. Они коррелируют друг с другом, что говорит в пользу существования  единого G-фактора.

       Подход  Л. Терстоуна о множественности  интеллектуальных способностей был  развит в работах американского  психолога Дж. Гилфорда, предложившего  модель для описания различных типов  интеллектуальных способностей. Многомерная  структурная модель Гилфорда основана на трех критериях, описывающих различные  стороны интеллектуальной деятельности:

  1. Тип выполняемой умственной операции (оценка, конвергенция, дивергенция, запоминание, познание).
  2. Содержание материала интеллектуальной деятельности (объектное, символическое, семантическое поведенческое).
  3. Разновидность конечного продукта (единицы, классы, отношения, системы, трансформация, рассуждения).

       Таким образом, каждый оцениваемый фактор интеллекта характеризуется сочетанием категорий из каждого измерения. Всего в классификационной схеме Гилфорда 120 факторов. В исследованиях достижения по одной группе не обязательно были связаны с достижениями по другой, из чего был сделан вывод, что интеллект нельзя рассматривать как одну способность.

       Дальнейшим  развитием стали иерархические  теории интеллекта, например, теория Д.Вернона. Он различает три иерархических  уровня. На самом верху находится  общий интеллект, далее следуют  два основных групповых фактора: вербально-числовой и практически-механически-пространственный, на третьем уровне находятся факторы, отвечающие за специальные способности: техническое мышление, арифметическую способность и пр., внизу иерархического дерева помещаются более частные  субфакторы. Иерархическая модель Д.Векслера также включает в себя три уровня:

1) уровень  общего интеллекта;

2)уровень групповых факторов: интеллекта действий и вербального интеллекта;  
3) уровень специфических факторов.
 

       В настоящее время иерархические  модели интеллекта используется наиболее широко. Так, например, в Колорадском  лонгитюдном исследовании влияния  генетических и средовых факторов на интеллект использовалась иерархическая  модель интеллекта, в которой четыре фактора первого порядка - вербальные, пространственные, мнемические и  перцептивная скорость, определяемые психологическими тестами - объединялись в единый фактор общих способностей.

       Также необходимо упомянуть модель интеллекта, предложенную Р.Кеттелом. Он выделил  два фактора - “свободный” (или “текучий”) и “связанный”. Фактор “связанного” интеллекта определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые индивид приобрел в ходе социализации с раннего детства до конца жизни. Он определяет то, насколько индивид овладел общей культурой того общества, к которой он принадлежит. Фактор “свободного” интеллекта определяет первичное накопление знаний, и с точки зрения Р. Кеттела, независим от приобщения к культуре.  
При факторно-аналитических исследованиях постоянно рождаются новые специфические факторы, описывающие работу интеллекта. Однако чем шире диапазон используемых тестов, тем нагляднее при факторном анализе полученных результатов выделяется G-фактор.

        Гилфордом была предпринята смелая попытка расширить наши представления  о структуре интеллекта с помощью  метода факторного анализа. Аналогичные  попытки предпринимались и ранее, однако все созданные на этой основе теории являлись иерархическими, то есть подчиняли выделявшиеся факторы  некой общей способности, причем соотношение факторов представлялось, весьма неясным.  

Он попытался придать этой расплывчатой картине систематический характер, классифицировав свойства интеллекта по трем измерениям:

Гилфордом была построена трехмерная модель структуры  интеллекта - так называемый куб  Гилфорда (напоминающий кубик Рубика), - содержащая целых 120 ячеек-факторов. В теоретическом плане эта модель оказалась очень интересной, однако ее практическое использование в целях диагностики - весьма затруднительным и громоздким. Вероятно, именно поэтому она нашла большее признание у теоретиков, чем у практиков. В современных теориях интеллекта, в частности - в теории Р. Стернберга, можно заметить своего рода перекличку с идеями Гилфорда. Практики же в основном предпочитают пользоваться “старыми добрыми” тестами, зачастую даже не задумываясь о предмете измерения.

       3)Измерение интеллекта. Тесты интеллекта

 

       Вопрос  об измерении умственных способностей впервые стал актуальным в конце  XIX века. Первым приступил к исследованию интеллекта с научной точки зрения сэр Френсис Гальтон (1822-1911) и именно его можно считать основоположником эмпирического подхода к решению проблемы интеллекта, одаренности, таланта.

       На  основании экспериментальных и  статистических методов Гальтон  разработал учение о существовании  индивидуально-психологических отличий  между людьми - дифференциальную психологию. При этом наблюдаемое различие он обосновывал, прежде всего, влиянием наследственных факторов. Именно Гальтон разработал научную методику, позволяющую выяснить соотношение между наследственностью и внешними влияниями - так называемый “метод близнецов”, успешно и плодотворно использующийся и в настоящее время. Гальтон также решал задачу создания методов измерения способностей, в более широком смысле - методов измерения психических свойств индивидуальности, и в качестве средства измерения интеллекта человека он предложил тесты сенсорного различения.

       Идеи  Ф. Гальтона получили дальнейшее развитие в работах американского психолога  Дж. Кеттела. Он разработал системы  тестов для исследования различных  видов чувствительности, времени  двигательной реакции,  объема кратковременной памяти.

       Следующий шаг в разработке методов исследования интеллекта был сделан известными французскими учеными А. Бине и Т. Симоном, разработавшими первую в истории психологии систему  тестов для измерения уровня интеллектуального  развития детей.

       Авторы  критически отнеслись к  исследованиям Ф. Гальтона и Дж. Кеттела по “измерению ума”. Например, как недостаток критикуемых работ отмечалось, что тесты, разработанные ими, рассчитаны, прежде всего, на элементарные психические процессы, и вследствие этого неадекватно измеряют высшие психические функции, лежащие в основе интеллекта.

       Перед исследователями стояла конкретная практическая задача - определить, какие  дети будут учиться хорошо, а какие - плохо. В итоге была получена методика, в которой показатели умственного  развития естественно высоко коррелировали  со школьной успеваемостью. Затем первая шкала неоднократно пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие  специального обучения.

       Показателем умственного развития в шкалах Бине-Симона был умственный возраст, который  был равен “хронологическому” возрасту с прибавлением к нему добавочных месяцев за правильно решенные задания из уровней, находящихся выше. Анализируя определенные таким образом несовпадения, делалось заключение либо об умственной отсталости, либо об умственной одаренности.

       В 1912 году В. Штерн  предложил понятие  “коэффициента интеллекта”, определив его как отношение “умственного” к “хронологическому” возрасту, умноженное на 100. В дальнейшем IQ стал выражаться в единицах стандартного отклонения, что показывает, в каком отношении находится результат испытуемого к средней величине распределения результатов для его возраста.

       В отличие от Гальтона, который рассматривал интеллект как совокупность врожденных психофизиологических функций, Бине признавал влияние окружающей среды на особенности познавательного развития. Поэтому интеллектуальные особенности оценивались им не только как врожденно сформированные познавательные функции, но и на основе уровня усвоения социального опыта: осведомленности, знания значения слов, владение некоторыми социальными навыками, способности к моральным оценкам и т.д. В результате содержание понятия “интеллект” оказалось расширенным как с точки зрения перечня его проявлений, так и с точки зрения факторов его становления.

       Вслед за оригинальными тестами Бине вышло  множество модификаций, среди которых  нужно выделить Станфордскую редакцию шкалы Бине, проведенную американским психологом Л. Терменом в 1916 году. Он ввел понятие тестовой нормы. Таким образом, произошел переход на позицию чисто статистического подбора заданий теста, а также обоснования его валидности. Такая позиция в отношении тестов интеллекта является определяющей, и по сей день.

       Шкала Станфорд-Бине включала в себя шесть  тестов для исследования широкого диапазона  способностей - от простого манипулирования  до абстрактного рассуждения; в зависимости  от возраста испытуемого. Система Бине и Симона, позднее усовершенствованная в США Л. Терменом и М. Мерилл (в 1921 и 1938 гг.), и стала тестом на интеллект. Немецкий психолог В. Штерн ввел понятие “коэффициента интеллекта, или IQ”, предложив делить ментальный возраст на хронологический и умножать полученное на сто. Таким образом, “средний” семилетний ребенок (7:7 и умножить на 100) имеет IQ 100, а при более высоком или низком ментальном возрасте и умственных способностях - соответственно получает оценку выше или ниже 100.

       С появлением факторных моделей интеллекта для измерения каждого фактора  в тесты вводились самостоятельные  шкалы. Например, модель интеллекта Гилфорда требует диагностики 120 факторов (в  настоящее время уже определены тесты для исследования 100 факторов), но в среднем измеряется порядка  десяти факторов.

       Наиболее популярные тесты интеллекта с подшкалами, которые в них измеряются.

       Тест  структуры интеллекта Амтхауэра (I-S-T) (1953 г.), состоит из девяти субтестов: логический отбор, определение общих черт, аналогии, классификация, задания на счет, ряды чисел, выбор фигур, задания с кубиками, задания на внимание, которые определяют индуктивное мышление, комбинаторные способности, пространственное воображение.

       Шкалы измерения интеллекта Векслера (WAIS) (1939 г., модификация 1955 года). Включает 11 субтестов, разделенных на вербальную шкалу и шкалу действия. Вербальная шкала содержит субтесты общей осведомленности, общей понятливости, арифметический тест, тест установления сходства между парой понятий, повторения цифровых рядов, словарный тест. Невербальная шкала содержит следующие субтесты: шифровки цифр, нахождение недостающих деталей, кубики Косса, последовательность картинок, составление фигур.

       Прогрессивные матрицы Равена - предложен Л.Пенроузом  и Дж.Равеном в 1936 году. Состоит  из задач по выявлению отношений  между абстрактными фигурами. Обследуемый  должен выбрать недостающий элемент  матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. Данный тест диагностирует невербальный интеллект, однако существуют модификации  теста вербальной шкалой.

       Батарея тестов общих способностей (GATB), включающая вербальные и практические серии заданий, базирующихся на факторном анализе предварительного набора из 50-ти тестов, в ходе которого были выделены 9 основных факторов, в том числе вербальные способности, умение оперировать числами, точность восприятия, точность понимания, моторная координация, моторика пальцев, моторика рук. GATB включает в себя 12 тестов, направленных на измерение этих основных факторов. Все субтесты являются тестами скорости.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психотехника, определения коэффициента интеллекта личности