Психотехника, определения коэффициента интеллекта личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 16:21, реферат

Описание работы

Цель работы - сформировать представление об интеллекте, его основных характеристиках, методах его диагностики, месте и значении в социальной деятельности индивидуума.

Задачи:

Произвести анализ литературы по вопросу исследований интеллекта по следующим вопросам:

Что такое интеллект.

Модели интеллекта.

Измерению интеллекта.

Содержание

Введение...........................................................................................................................3

1)Интеллект: определения,и классификация...............................................................4

2)Факторные модели интеллекта..................................................................................9

3)Измерение интелекта.Тесты интеллекта..................................................................14

Заключение...................................................................................................................19
Список литературы........................................................................................................20

Работа содержит 1 файл

Психотехника, определения коэффициента интеллекта личности.docx

— 112.58 Кб (Скачать)
       Содержание
 
 

   

  Введение...........................................................................................................................3

1)Интеллект: определения,и классификация...............................................................4

2)Факторные  модели интеллекта..................................................................................9

3)Измерение интелекта.Тесты интеллекта..................................................................14

Заключение...................................................................................................................19

Список литературы........................................................................................................20

 

       

       Введение

 

       Актуальность  темы - определяется двумя основными  моментами. Во-первых, важность данной темы состоит в том, что знание основных факторов, определяющих уровень  интеллекта, необходим для констатации  его состояния, необходимо для диагностики  расстройств интеллекта.

Цель  работы - сформировать представление  об интеллекте, его основных характеристиках, методах его диагностики, месте  и значении в социальной деятельности индивидуума.

Задачи:

Произвести  анализ литературы по вопросу исследований интеллекта по следующим вопросам:

 Что такое интеллект.

 Модели интеллекта.

 Измерению интеллекта.

       В истории психологических исследований проблема интеллекта, являясь, с одной  стороны, наиболее изучаемой и распространенной (ей посвящено наибольшее количество работ), с другой стороны, остается самой  дискуссионной. Так, например, до настоящего времени не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя этим понятием активно оперируют в  различных областях психологической  науки.  
Приведем несколько определений интеллекта.

       Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида; или Интеллект - разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракция, образования понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания. Отсутствие однозначности в определениях интеллекта связано с многообразием проявлений интеллекта. Однако всем этим проявлениям присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно - активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, - всех тех психических функций, которые отвечают за познание окружающего мира.  

1) Интеллект: определения, и классификация 

       Интеллект (от лат. intellectus-понимание, познание) способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж.Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч.Спирмен, Л.Cерстоун, Х.Айзенк, С. Барт, Д.Векслер, Ф.Вернон). На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х.Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вербальный интеллект.

       Айзенк  выделяет три концепции, исходя из которых  мы можем определять, что такое  интеллект:

  • биологический интеллект; где под биологическим интеллектом понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга;
  • психометрический интеллект, который определяется стандартными тестами измерения коэффициента интеллекта (IQ);
  • социальный (или практический) интеллект как проявление социально-полезной адаптации, выделяются и исследуются такие проявления социального интеллекта, как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде.

       Психометрический  интеллект Именно он измеряется тестами интеллекта. Несмотря на тавтологичность  этого определения (интеллект - это то, что измеряется тестами интеллекта), в психометрическом определении имеется смысл, поскольку факторный анализ множества тестов определения специальных способностей показывает, что за понятием психометрического интеллекта действительно стоит какой-то основополагающий фактор человеческой психики, определенным образом организующий ментальный опыт человека и отвечающий за эффективность переработки поступающей информации.    

             Биологический интеллект еще со времен сэра Ф. Гальтона было предположено, что высоким интеллектом отличаются люди, имеющие какое-либо природное, физиологическое превосходство над другими, например, быстрейшую проводимость раздражителя от рецепторов к мозгу, либо скорость обработки информации, либо низкий (или высокий) порог чувствительности к уровню раздражения.

       Например, предложена гипотеза, что уровень умственных способностей зависит от количества ошибок, которые возникают при обработке и передачи информации в коре головного мозга на уровне синапсов. Чем больше подобных ошибок, тем ниже коэффициент интеллекта. Даже если и не существует непосредственной зависимости психометрического интеллекта от биологического, в современных психофизиологических исследованиях обнаружено наличие корреляционной связи между психометрическим интеллектом, определяемым стандартными тестами интеллекта и такими физиологическими показателями, как уровень сенсорного различения, время реакции, а также уровень слухового различения.

       Г. Айзенк считал, что именно измерение уровня биологического интеллекта отвечает современной научной парадигме, так как, по его мнению,  все остальные виды интеллекта, социальный и психометрический, является лишь следствием, внешними проявлениями интеллекта, который и является его основной детерминантой.

       Социальный  интеллект рассматривает интеллект  как проявление социально-полезной адаптации. Подобное определение интеллекта имеет давнюю традицию. В. Штерн  давал определение интеллекта как  “некоторую общую способность к новым жизненным условиям”. Приспособительный акт - решение жизненной задачи с помощью интеллекта - осуществляется посредством действия с мысленным (“ментальным”) эквивалентом объекта, посредством “действия в уме” (или же во “внутреннем плане действия”) при доминирующей роли сознания над бессознательным. Благодаря этому решение проблемы может быть осуществлено здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез, осуществляется во "внутреннем плане действия". В данном случае “критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней”.

       В отечественной психологии Б.Ф. Теплов определял практический ум как направляющий свое действие от абстрактного мышления к практике, от общих принципов - к конкретным обстоятельствам; в  отличие от теоретического ума, направленного от “живого созерцания к абстрактному мышлению”.

       М.К. Акимова и др. намечают два пути анализа практического интеллекта: изучение особенностей мышления людей, занятых отдельными видами практической деятельности, и анализ мудрости, понимаемой в самом общем виде, например, как умение ориентироваться в  социально-практических ситуациях.

       Вопрос  о том, каким образом репрезентируется понятие “интеллект” в общественном, обыденном сознании, исследовал Р. Стернберг, проводя опрос экспертов и исследуя полученные результаты методом факторного анализа. В результате выделилось три формы интеллектуального поведения:

  • вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
  • способность решать проблемы;
  • практический интеллект (умение добиваться поставленных целей).

       Попытка упорядочить информацию, накопленную  в области экспериментально-психологических  теорий и исследований интеллекта, была предпринята М.А.Холодной. Ей были выделены восемь основных подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта.

       1. Социокультурный интеллект рассматривается  как результат процесса социализации  и влияния культуры в целом  (Дж.Бруннер; Л. Леви-Брюль; А.Р.Лурия; Л.С.Выготский и др.).  
2. Генетический интеллект определяется как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (У.Р.Чарльзворт; Ж. Пиаже).

       3. Процессуально-деятельностный интеллект  рассматривается как особая форма  человеческой деятельности (С.Л.Рубинштейн; А.В.Брушлинский; Л.А.Венгер; К.А.Абульханова-Славская  и др.).

       4. Образовательный интеллект как  продукт целенаправленного обучения (А. Стаатс; К.Фишер; Р.Фейерштейн  и др.).

       5. Информационный интеллект определяется  как совокупность элементарных  процессов переработки информации (Х.Айзенк; Э.Хант; Р.Штернберг и др.).

       6. Феноменологический интеллект как  особая форма содержания сознания (В.Келер; К.Дункер; М.Вертгеймер; Дж.Кемпион  и др.).

       7. Структурно-уровневый интеллект  как система разноуровневых познавательных  процессов (Б.Г.Ананьев; Е.И.Степанова;  Б.М.Величковский и др.).

       8. Регуляционный интеллект как  форма саморегуляции психической  активности (Л.Л.Терстоун и др.).

       М.А. Холодная предлагает понимание интеллекта как всей совокупности ментального  опыта, за которым не стоит никакого общего организующего фактора. Полемизируя  с ней, В.Н. Дружинин обращает внимание, прежде всего именно на наличие этого общего фактора, который служит организующим механизмом для ментального опыта: “организация ментального опыта определяется общей способностью к умственной деятельности, а именно: общим интеллектом, свойством некоторой психической системы, которая не тождественна ментальному опыту”. Именно определение этой психической системы и изучение особенностей ее функционирования у разных индивидов - вот главная задача при изучении интеллекта.  
 
 
 

2)Факторные модели интеллекта 

       Предложенные  классификации интеллекта являются субстанциональными, т.е. в большей  степени теоретическими. Если же придерживаться направления, что любые психологические  конструкты, описывающие психологическое  свойство, процесс, состояние, имеют  смысл, лишь в сочетании с описанием процедуры исследования, диагностики, измерения поведенческих проявлений этого конструкта, что характеризует собой операциональный подход, то мы обратимся к так называемым  факторным моделям интеллекта. При факторном анализе предполагается, что за множеством результатов измерений различных психологических величин стоит некий скрытый фактор, в данном случае - интеллект, который мы и стараемся определить, анализируя его внешние проявления.

       В.Н. Дружинин предложил следующую схему  классификации факторных моделей  интеллекта. Условно они разбиты  на четыре основные труппы по двум признакам: что является источником модели - умозрение  или эмпирические данные; и как  строится интеллект - от отдельных свойств  к целому или от целого к отдельным  свойствам.  

                Таблица 1 - схема классификации факторных моделей интеллекта

       
  Априорные  Апостериорные 
Пространственные   
одноуровневые
Д. Гилфорд  Л. Терстоун 
Иерархические  Ф.Вернон   
Д.Векслер 
К. Спирмен 

Информация о работе Психотехника, определения коэффициента интеллекта личности