Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 09:23, реферат
Актуальность темы: Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче. Зигмунд Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей. С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития
Введение
Актуальность темы: Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче. Зигмунд Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей. С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты. Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития: оральная стадия, анальная стадия, фаллическая стадия , латентная стадия , генитальная стадия.
Каждая
стадия отвечает за формирование определенных
черт личности человека. Как именно
они проявят себя в будущем, напрямую
зависит благополучного или неблагополучного
течения той или иной стадии развития.
Успех прохождения каждого
Психоаналитическая теория Зигмунда
Фрейда основывается на двух предпосылках.
Первая, или генетическая предпосылка,
делает упор на том, что переживания
раннего детства играют критическую
роль в формировании взрослой личности.
Фрейд был убежден в том, что
основной фундамент личности индивидуума
закладывается в очень раннем
возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка
состоит в том, что человек
рождается с определенным количеством
сексуальной энергии (либидо), которая
затем проходит в своем развитии
через несколько
Фрейду принадлежит гипотеза о четырех
последовательных стадиях развития личности:
оральной, анальной, фаллической и генитальной.
В общую схему развития Фрейд включил
и латентный период, приходящийся в норме
на промежуток между 6-7-м годами жизни
ребенка и началом половой зрелости. Но,
строго говоря, латентный период - это
не стадия. Первые три стадии развития
охватывают возраст от рождения до пяти
лет и называют прегениальными стадиями,
поскольку зона половых органов еще не
приобрела главенствующей роли в становлении
личности. Четвертая стадия совпадает
с началом пубертата. Наименования стадий
основаны на названиях областей тела,
стимуляция которых приводит к разрядке
энергии либидо.
Целью Фрейда было раскрытие сущности
и особенностей влияния на личность неосознаваемой
психической жизни, а также объяснение
того, как ранняя травма может привести
к психопатологии в зрелости.
Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.
Фрейду
принадлежит гипотеза о четырех
последовательных стадиях развития
личности: оральной,
анальной, фаллической
и генитальной.
В общую схему развития Фрейд включил
и латентный период,
приходящийся в норме на промежуток между
6-7-м годами жизни ребенка и началом половой
зрелости. Но, строго говоря, латентный
период - это не стадия. Первые три стадии
развития охватывают возраст от рождения
до пяти лет и называют прегенитальными
стадиями, поскольку зона половых органов
еще не приобрела главенствующей роли
в становлении личности. Четвертая стадия
совпадает с началом пубертата. Наименования
стадий основаны на названиях областей
тела, стимуляция которых приводит к разрядке
энергии либидо. В табл. 3-1 дается описание
стадий психосексуального развития по
Фрейду.
Стадия | Возрастной период | Зона сосредоточения либидо | Задачи и опыт, соотвествующее данному уровню развития |
Оральная | 0-18 месяцев | Рот (сосание, кусание, жевание) | Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела |
Анальная | 1,5-3 года | Анус (удержани
или
выталкивание
фекалий) |
Приучение к туалету (самоконтроль) |
Фаллическая | 3-6 лет | Половые органы (мастурбация) | Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания |
Латентная | 6-12 лет | Отсутствует(сексуальное бездействие) | Расширение социальных контактов со сверстниками |
Генитальная | Пубертат (половое созревание) | Половые органы
(способность к гетеросексуальным отношениям) |
Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество |
Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.
В термине "психосексуальный" подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие - это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.
Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание или жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде "остаточного" поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость.
Важным
понятием в психоаналитической теории
является понятие регрессии, то
есть возврат на более раннюю стадию психосексуального
развития и проявление ребячливого поведения,
характерного для этого более раннего
периода. Например, взрослый человек в
ситуации сильного стресса может регрессировать,
и это будет сопровождаться слезами, сосанием
пальца, желанием выпить что-нибудь "покрепче".
Регрессия - это особый случай того, что
Фрейд называл фиксацией
(задержка или остановка развития на определенной
психосексуальной стадии). Последователи
Фрейда рассматривают регрессию и фиксацию
как взаимодополняющие явления; вероятность
наступления регрессии зависит в основном
от силы фиксации (Fenichel, 1945). Фиксация представляет
собой неспособность продвижения от одной
психосексуальной стадии к другой; она
приводит к чрезмерному выражению потребностей,
характерных для той стадии, где произошла
фиксация. Например, упорное сосание пальца
у десятилетнего мальчика является признаком
оральной фиксации. В данном случае энергия
либидо проявляется в активности, свойственной
более ранней стадии развития. Чем хуже
человек справляется с освоением требований
и задач, выдвигаемых тем или иным возрастным
периодом, тем более он подвержен регрессии
в условиях эмоционального или физического
стресса в будущем. Таким образом, структура
личности каждого индивидуума характеризуется
в категориях соответствующей стадии
психосексуального развития, которой
он достиг или на которой у него произошла
фиксация. С каждой из психосексуальных
стадий развития связаны различные типы
характера, которые мы вскоре рассмотрим.
А сейчас обратимся к характеристикам,
выдвинутым Фрейдом на первый план в развитии
личности.
1.1. Оральная стадия
Оральная стадия психосексуального развития (от лат oris-рот) – первый этап генетической концепции З. Фрейда. Характеризуется тем, что на этом этапе доминирует эрогенные зоны оболочки рта и губ, которые выступают основным источником положительных переживаний. Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботится.
Названа
так потому, что главным органом
чувств малыша в этот период является
рот. Именно с помощью рта он не
только питается, но и познает окружающий
мир, испытывает массу приятных ощущений.
Это начальный этап развития сексуальности.
Малыш еще не способен отделить себя
от мамы. Симбиотическая связь, которая
существовала на протяжении всей беременности,
продолжается и теперь. Малыш воспринимает
себя и маму как единое целое, а
материнскую грудь - как продолжение
себя самого. В этот период ребенок
находится в состоянии
Вот
почему так важно на протяжении всего
этого периода сохранять
В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку. Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:
Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих "материнского" отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.
Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.
Во
втором полугодии первого года жизни
наступает орально-
Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях.
Слишком
раннее, внезапное, грубое отлучение
от груди, пустышки, бутылочки вызывают
фиксацию на оральной стадии развития,
которая впоследствии проявит себя
в привычке грызть ногти, обкусывать
губы, мусолить во рту кончик ручки,
постоянно жевать жвачку. Пристрастие
к курению, чрезмерная болтливость,
патологическая боязнь остаться голодным,
желание плотно поесть или выпить
в минуты особой тревоги и беспокойства
тоже являются проявлениями фиксации
на оральной стадии. Такие люди часто обладают
депрессивным характером, для них характерно
чувство нехватки, потери чего-то самого
главного.
Анальная стадия психосексуального развития (от лат. anus – задний проход) — второй этап генетической концепции З. Фрейда. Характеризуется тем, что доминирующими становятся эрогенные зоны заднего прохода и удовольствие начинает приносить контроль за деятельностью кишечника. Наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.
Информация о работе Психосексуального развития у детей по З.Фрейда