Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:23, реферат
На сегодняшний день существует немало теорий и концепций, описывающих жизненный путь человека от рождения до смерти. Большинство из них особое внимание уделяют именно детству. В этом плане теория Фрейда представляет для нас наибольший интерес, поэтому в данной работе будут рассмотрены вопросы концепции человеческой личности и ее особенности психосексуального развития, которые закладываются еще в раннем детстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. .3
ГЛАВА I. Концепция человека в работах Фрейда………………………….6
ГЛАВА II. Психосексуальное развитие ребенка ………………………… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….
2. Лосева В.К., Луньков А.И. «Психосексуальное развитие ребёнка» — М, 1995
3. Луков В.А., Луков Вл.А. Зигмунд Фрейд. Хроника-хрестоматия. - М.: Изд-во Флинта, 1999.
4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Рос. пед. агентство, 1996.
5. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1996.
6. Фрейд. «Психология бессознательного». Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. — М., 1989
7 Фрейд
«Я и Оно». Хрестоматия по истории психологии.
— М., 1980
Стадии развития личности по З. Фрейду и особенности детской сексуальности
Стадии | Возраст | Локализация эрогенных зон |
Оральная | 0- 18 месяцев | Слизистая рта и губ – орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. |
Анальная | 18 месяцев - 3 года | Слизистая
оболочка кишечника. Ребенок получает удовольствие от акта дефекации. |
Фаллическая | 3 года - 5 лет | Гениталии Ребенок исследует свои половые органы, наибольший интерес вызывает мужской половой орган. |
Латентная | 5 -12 лет | Снижение полового интереса |
Генитальная | 12 -18 лет | Все
бывшие эрогенные зоны объединяются Формируется сексуальность, свойственная взрослому человеку. |
Приложение 2
Характеристика стадий развития
Стадии | Описание |
Оральная | Главная потребность младенца - сосание материнской груди. Если потребность удовлетворена недостаточно - сосание пальца или какого-нибудь предмета. |
Анальная | Время
приучения к туалету и правилам
личной гигиены. Начинаются процессы социализации, ребенок учится контролировать свои импульсы, которые могут сразу принести удовольствие, и приучается к отсрочке выполнения своих желаний. Все формы самоконтроля развиваются на этой стадии. Ребенка необходимо хвалить за чистоту и опрятность, это ведет к формированию положительной самооценки и даже развитию творческих способностей. |
Фаллическая | Время
возникновения первых внутриличностных
конфликтов: - у мальчиков – комплекс Эдипа (боязнь возмездия за влечение к матери приводит к страху кастрации, который заставляет отказаться от этих помыслов; комплекс разрешается к 7-ми годам через идентификацию с отцом), - у девочек – комплекс Электры (разрешается через механизмы идентификации с матерью, однако не столь просто, как у мальчиков; такое проявление комплекса, как зависть к обладателям пениса может сохраняться у женщин всю жизнь). Каждый ребенок хочет обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя своего пола. Хотя в реальности этого не происходит, на бессознательном уровне ребенок испытывает именно эти переживания. Зарождаются такие черты личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление. |
Латентная | Время
подготовки к взрослению.
Энергия либидо направлена на освоение общечеловеческого опыта, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослым и за пределами семьи. К 6-7-ми годам формируются качества личности и ответные реакции, которыми он будет пользоваться в дальнейшей жизни. |
Генитальная | Генитальный
тип личности идеален для общественной
жизни. Люди такого склада умеют одинаково
хорошо делать две главные вещи - любить
и работать, не боятся ответственности
и занимают активную жизненную позицию.
Вхождение в данную стадию осложняется в случае фиксации на какой- либо предыдущей стали развития. |
Фиксация и ее проявления
Стадии | Причины и проявления фиксации |
Оральная | Причина
фиксации – чрезмерная забота или
ее отсутствие. Следствие- цинизм, саркастическая едкость, озлобленность по отношению к окружающим, ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. |
Анальная | Фиксация
возникает:
1) при излишне требовательном отношении к ребенку: упрямство, скупость, аккуратность, пунктуальность. 2) при жестком отношении: импульсивность, агрессивность, склонность к разрушению. |
Фаллическая | Фиксация
означает победу над родителем противоположного
пола благодаря ощущению своей сексуальной
мощи. Поведение становится демонстрацией мужских или женских достоинств, направленной на завоевание лиц противоположного пола. У мужчин - хвастливость, опрометчивость, стремление доказать свою мужественность, возможно поведение по типу «Дон-Жуана». У женщин – склонность к флирту, обольщениям, беспорядочным половым связям. Большинство проблем, связанных с импотенцией и фригидностью, а также невротическим поведением, возникает на данной стадии. |
Генитальная | Фиксация
или регрессия к предыдущим стадиям
развития со всеми присущими им особенностями,
возможны, если нормальное сексуальное
общение затруднено.
Отсутствие понимания может привести к неумению брать на себя ответственность и пассивности в общественной жизни. |
Формирование основных компонентов личности
Стадии | Степень сформированности основных компонентов личности и их взаимодействие |
Оральная | Ребенок обладает бессознательным «Оно», и благодаря первым конфликтам с окружающим миром (а ограничения в удовлетворении потребностей неизбежны) начинается формирование «Я» |
Анальная | «Я»
полностью образовано и способно
контролировать импульсы «Оно».
Под влиянием все большего количества запретов начинается формирование «Сверх-Я», в котором в основном заложены нравственные нормы и правила поведения, которыми руководствуются родители ребенка и другие взрослые люди, причастные к его воспитанию. |
Фаллическая | Вытеснение
Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса
Электры у девочек приводит к полной дифференциации
«Сверх-Я». Все три психические инстанции («Оно», «Я» и «Сверх-Я») сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. |
Латентная | «Я» полностью контролирует потребности «Оно». |
Генитальная | Обостряется конфликт между «Я» и «Оно». Может вновь возникнуть «Эдипов комплекс», и, как следствие - гомосексуальность. |
Информация о работе Психосексуальное развитие ребенка по З. Фрейду