Психосексуальное развитие ребенка по З. Фрейду

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:23, реферат

Описание работы

На сегодняшний день существует немало теорий и концепций, описывающих жизненный путь человека от рождения до смерти. Большинство из них особое внимание уделяют именно детству. В этом плане теория Фрейда представляет для нас наибольший интерес, поэтому в данной работе будут рассмотрены вопросы концепции человеческой личности и ее особенности психосексуального развития, которые закладываются еще в раннем детстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. .3
ГЛАВА I. Концепция человека в работах Фрейда………………………….6
ГЛАВА II. Психосексуальное развитие ребенка ………………………… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Психосексуальное развитие по Фрейду.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

2. Лосева В.К., Луньков А.И. «Психосексуальное развитие ребёнка» — М, 1995

3. Луков В.А., Луков Вл.А. Зигмунд Фрейд. Хроника-хрестоматия. - М.: Изд-во Флинта, 1999.

 4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Рос. пед. агентство, 1996.

5. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1996.

6. Фрейд. «Психология бессознательного». Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. — М., 1989

7 Фрейд «Я и Оно». Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            Приложение 1

Стадии  развития личности по З. Фрейду и особенности  детской сексуальности

Стадии Возраст Локализация эрогенных зон
Оральная 0- 18 месяцев      Слизистая рта и губ – орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.
Анальная 18 месяцев - 3 года      Слизистая оболочка кишечника. 
Ребенок получает удовольствие от акта дефекации.
Фаллическая 3 года - 5 лет      Гениталии 
Ребенок исследует свои половые органы, наибольший интерес вызывает мужской половой орган.
Латентная 5 -12 лет      Снижение  полового интереса
Генитальная 12 -18 лет      Все бывшие эрогенные зоны объединяются 
Формируется сексуальность, свойственная взрослому человеку.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Приложение 2

Характеристика  стадий развития

Стадии Описание
Оральная      Главная потребность младенца - сосание материнской  груди. Если потребность удовлетворена  недостаточно - сосание пальца или  какого-нибудь предмета.
Анальная      Время приучения к туалету и правилам личной гигиены.  
Начинаются процессы социализации, ребенок учится контролировать свои импульсы, которые могут сразу принести удовольствие, и приучается к отсрочке выполнения своих желаний. 
Все формы самоконтроля развиваются на этой стадии. 
Ребенка необходимо хвалить за чистоту и опрятность, это ведет к формированию положительной самооценки и даже развитию творческих способностей.
Фаллическая      Время возникновения первых внутриличностных конфликтов: 
- у мальчиков – комплекс Эдипа (боязнь возмездия за влечение к матери приводит к страху кастрации, который заставляет отказаться от этих помыслов; комплекс разрешается к 7-ми годам через идентификацию с отцом),

 - у девочек – комплекс Электры (разрешается через механизмы идентификации с матерью, однако не столь просто, как у мальчиков; такое проявление комплекса, как зависть к обладателям пениса может сохраняться у женщин всю жизнь). Каждый ребенок хочет обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя своего пола. Хотя в реальности этого не происходит, на бессознательном уровне ребенок испытывает именно эти переживания.

     Зарождаются такие черты личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.

Латентная      Время подготовки к взрослению.

       Энергия либидо направлена на освоение общечеловеческого опыта, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослым и за пределами семьи. 

       К 6-7-ми годам формируются качества личности и ответные реакции, которыми он будет пользоваться в дальнейшей жизни.

Генитальная      Генитальный тип личности идеален для общественной жизни. Люди такого склада умеют одинаково хорошо делать две главные вещи - любить и работать, не боятся ответственности и занимают активную жизненную позицию.

       Вхождение в данную стадию осложняется в случае фиксации на какой- либо предыдущей стали развития.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           Приложение 3 

Фиксация  и ее проявления

Стадии Причины и проявления фиксации
Оральная      Причина фиксации – чрезмерная забота или  ее отсутствие. 
Следствие- цинизм, саркастическая едкость, озлобленность по отношению к окружающим, ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.
Анальная      Фиксация  возникает:

       1) при излишне требовательном отношении к ребенку: упрямство, скупость, аккуратность, пунктуальность.

       2) при жестком отношении: импульсивность, агрессивность, склонность к разрушению.

Фаллическая      Фиксация  означает победу над родителем противоположного пола благодаря ощущению своей сексуальной  мощи. 
Поведение становится демонстрацией мужских или женских достоинств, направленной на завоевание лиц противоположного пола. 
У мужчин - хвастливость, опрометчивость, стремление доказать свою мужественность, возможно поведение по типу «Дон-Жуана». 
У женщин – склонность к флирту, обольщениям, беспорядочным половым связям.

       Большинство проблем, связанных с импотенцией и фригидностью, а также невротическим поведением, возникает на данной стадии.

Генитальная      Фиксация  или регрессия к предыдущим стадиям  развития со всеми присущими им особенностями, возможны, если нормальное сексуальное  общение затруднено.

       Отсутствие понимания может привести к неумению брать на себя ответственность и пассивности в общественной жизни.

      
 

                                                           Приложение 4

Формирование  основных компонентов личности

Стадии Степень сформированности основных компонентов личности и их взаимодействие
Оральная      Ребенок обладает бессознательным «Оно», и благодаря первым конфликтам с окружающим миром (а ограничения в удовлетворении потребностей неизбежны) начинается формирование «Я»
Анальная      «Я» полностью образовано и способно контролировать импульсы «Оно».

       Под влиянием все большего количества запретов начинается формирование «Сверх-Я», в котором в основном заложены нравственные нормы и правила поведения, которыми руководствуются родители ребенка и другие взрослые люди, причастные к его воспитанию.

Фаллическая      Вытеснение Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек приводит к полной дифференциации «Сверх-Я». 
Все три психические инстанции («Оно», «Я» и «Сверх-Я») сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом.
Латентная      «Я» полностью контролирует потребности «Оно».
Генитальная      Обостряется конфликт между «Я» и «Оно». Может  вновь возникнуть «Эдипов комплекс», и, как следствие - гомосексуальность.

      
 
 

Информация о работе Психосексуальное развитие ребенка по З. Фрейду