Психосексуальное развитие ребенка по З. Фрейду

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:23, реферат

Описание работы

На сегодняшний день существует немало теорий и концепций, описывающих жизненный путь человека от рождения до смерти. Большинство из них особое внимание уделяют именно детству. В этом плане теория Фрейда представляет для нас наибольший интерес, поэтому в данной работе будут рассмотрены вопросы концепции человеческой личности и ее особенности психосексуального развития, которые закладываются еще в раннем детстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. .3
ГЛАВА I. Концепция человека в работах Фрейда………………………….6
ГЛАВА II. Психосексуальное развитие ребенка ………………………… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Психосексуальное развитие по Фрейду.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

      Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой жизни обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагает, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном но телевизору, на к родителей или на объяснениях других детей, они рисуют «первичную» сцену.

     В этот период детства сексуальность  достигает вершины и нередко  связана с самостоятельным раздражением ребенком собственных гениталий. Либидо в это время направлено на родителя противоположного пола, то есть мальчик, начиная с трех лет, влюбляется в собственную мать и начинает скрыто и неосознанно соперничать с отцом за право обладания ею (знаменитый эдипов комплекс, хотя на самом деле ни в чем не повинный грек Эдип и не подозревал о том, что женщина, на которой он мечтал жениться, — его мать, а мужчина, которого для этого пришлось убить, — его отец), девочка же делает объектом своей первой в жизни эротической привязанности отца, а главной соперницей в этой привязанности — мать. В это время и формируется основа будущей морали, которую Фрейд называл "Супер-Эго", а одновременно и необходимость (вместе с возможностью) подавления сексуальных влечений.

      В норме эдипов комплекс развивается несколько по-разному у девочек и у мальчиков. Первоначально объектом любви мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдению люди старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик до догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтического чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления.

      В возрасте примерно между пятью и семью годами - эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во - первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит - быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Т. е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса. Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются и   постоянно   пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это так же может быть поведение но типу Дон Жуана.

      Прообразом  в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своею брата Opecтa убить их мать и ее любовника и, таким образом, отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери. Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину похожего на отца.

      У  женщин фаллическая фиксация, как  отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Неразрешенные проблемы   эдипова   комплекса   расценивались   Фрейдом   как   основной источник последующих невротических моделей  поведения,  особенно  имеющих отношение к импотенции и фригидности.

      4. Латентная стадия.

     К пяти-шести годам ребенок —  конечно же, временно — переключается  с секса на учебу, спорт и различные  увлечения, общения со сверстниками, что получило название латентного периода развития. Это одна из самых спокойных стадий.

      Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.

      В личности ребенка появляются такие структуры, как как эго и суперэго. Если вспомнить основные положения теории Фрейда о структуре личности, то можно представить себе некую схему:

      •   Суперэго -  это система норм, ценностей. иначе говоря – совесть человека. Оно формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, с родителями.

      •   Эго – отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это восприятие, мышление, научение.

      •   Ид - это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не осознанные стремления.

      Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении своей жизни. И не протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочнение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

     5. Генитальная стадия. 

     После завершения латентной стадии, которая  продолжается до наступления половой  зрелости, начинают восстанавливаться  сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и выражающееся осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти),характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

     Согласно  теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через  «гомосексуальный» период. Новый  взрыв сексуальной энергии подростка  направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер, чаще ограничивающийся тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ним пола. Однако, постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание.

     В юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой и начинает проявляться в эротических сновидениях, поллюциях, подростковом онанизме, а затем, наконец, и в поисках настоящего сексуального партнера, с которым потом и будут в основном связаны все проявления либидо.

     Генитальный характер – это идеальный тип  личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный  в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт – в сущности, все формы удовлетворения, легко давались, ничего не требовалось в замен. 

     Когда все эти стадии ребенок проживает  без серьезных затруднений, болезненных  наказаний и необъяснимых табу, все  они благополучно вытесняются в  бессознательное и существуют там, не создавая взрослому никаких особенных проблем. Когда же происходит фиксация (застревание) на какой-либо стадии развития, она продолжает быть неразрешенной, не усвоенной и не освоенной во взрослом состоянии, что проявляется в виде тех самых оговорок, сновидений, а в особо тяжелых случаях — и невротических расстройств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

З А К Л Ю Ч  Е Н И Е

     З. Фрейд создал динамическую концепцию  развития человека, для которого главным  является другой человек (в первую очередь - мать, затем – оба родителя и все взрослые, так или иначе принимающие участие в воспитании и обучении ребенка). Под влиянием ближайшего окружения у ребенка формируются главные структуры личности. При этом все психические травмы, полученные в детском возрасте, так или иначе проявляются в виде разнообразных трудностей и проблем, с которыми сталкивается взрослый человек.  
Зигмунд Фрейд построил свою теорию психосексуального развития основываясь на теории инстинктов, где главное - это механизмы либидонозной разрядки, драйва.

      Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках Первая -генетическая - предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден, что основной фундамент личности человека закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет

      Вторая  предпосылка состоит в том. что  человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

     Сам Фрейд считал, что у младенца с  рождения есть только бессознательная  психика с инстинктами и различными особенностями реагирования на раздражители. Согласно структурной психоаналитической модели - только структура ОНО или  ИД. На основе ОНО и формируются в дальнейшем ЭГО и СУПЕР-ЭГО, т.е. психика человека. По Фрейду за счет контакта ребенка с реальностью. за счет постепенного удовлетворения потребностей. ЭГО ребенка формируется в отрыве от достаточно стабильной матери. Этот отрыв от симбиотической связи с матерью происходит с помощью ряда объектов, которые могут представлять из себя близких людей из окружения ребенка, предметов внешнего мира, частей собственного тела. По психоаналитической концепции, ЭГО состоит из образов себя и интернализированных (принятых) внутрь себя образов объектов в различных их взаимоотношениях, попробую это пояснить. В начале развития ЭГО ребенка фрагментировано, расщеплено на негативное и позитивное. Хотя Фрейд признавал «наследственность» и «природность» бессознательного, но он не абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Фрейд верит в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: «Там где было «Оно», должно быть «Я"». Вся его аналитическая деятельность направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

      Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности.

      •   Оральная (0  -  18мес.)

      •  Анальная (18 мес.  -  3 года)

      •   Фаллическая (3 года   - 6 лет)

      •  Латентная (6  -  12лет)

      •   Генитальная (период половою созревания)

      Поскольку Фрейд делал основной акцент на биологических  факторах, все стадии тесно связанны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо.

      Согласно  теории Фрейда на каждой стадии развития определенный участок тела стремится  к определенному объекту или  действиям, что бы вызвать приятное напряжение Социальный опыт индивидуума как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

     Когда все эти стадии ребенок проживает  без серьезных затруднений, болезненных наказаний и необъяснимых табу, все они благополучно вытесняются в бессознательное и существуют там, не создавая взрослому никаких особенных проблем. Когда же происходит фиксация (застревание) на какой-либо стадии развития, она продолжает быть неразрешенной, не усвоенной и не освоенной во взрослом состоянии, что проявляется в виде различных отклонений, а в особо тяжелых случаях — и невротических расстройств.

      Обобщая информацию по всем рассмотренным стадиям психосексуального развития, можно сделать следующие выводы: недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности и циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямству, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни

      Зная  об особенностях стадий формирования психики, мы можем помочь ребенку с минимальным для него ущербом научиться управлять своими внутренними стремлениями, не ограничивая его творческий потенциал. 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лейбин В.М. «Фрейд, психоанализ и современная западная философия». – М.: 1990

Информация о работе Психосексуальное развитие ребенка по З. Фрейду