Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:23, реферат
На сегодняшний день существует немало теорий и концепций, описывающих жизненный путь человека от рождения до смерти. Большинство из них особое внимание уделяют именно детству. В этом плане теория Фрейда представляет для нас наибольший интерес, поэтому в данной работе будут рассмотрены вопросы концепции человеческой личности и ее особенности психосексуального развития, которые закладываются еще в раннем детстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. .3
ГЛАВА I. Концепция человека в работах Фрейда………………………….6
ГЛАВА II. Психосексуальное развитие ребенка ………………………… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….
Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой жизни обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагает, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном но телевизору, на к родителей или на объяснениях других детей, они рисуют «первичную» сцену.
В
этот период детства сексуальность
достигает вершины и нередко
связана с самостоятельным
В норме эдипов комплекс развивается несколько по-разному у девочек и у мальчиков. Первоначально объектом любви мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдению люди старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик до догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтического чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления.
В возрасте примерно между пятью и семью годами - эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во - первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит - быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Т. е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса. Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это так же может быть поведение но типу Дон Жуана.
Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своею брата Opecтa убить их мать и ее любовника и, таким образом, отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери. Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину похожего на отца.
У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.
4. Латентная стадия.
К пяти-шести годам ребенок — конечно же, временно — переключается с секса на учебу, спорт и различные увлечения, общения со сверстниками, что получило название латентного периода развития. Это одна из самых спокойных стадий.
Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.
В личности ребенка появляются такие структуры, как как эго и суперэго. Если вспомнить основные положения теории Фрейда о структуре личности, то можно представить себе некую схему:
• Суперэго - это система норм, ценностей. иначе говоря – совесть человека. Оно формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, с родителями.
• Эго – отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это восприятие, мышление, научение.
• Ид - это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не осознанные стремления.
Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении своей жизни. И не протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочнение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.
5.
Генитальная стадия.
После
завершения латентной стадии, которая
продолжается до наступления половой
зрелости, начинают восстанавливаться
сексуальные и агрессивные
Согласно
теории Фрейда, все индивидуумы проходят
в раннем подростковом возрасте через
«гомосексуальный» период. Новый
взрыв сексуальной энергии
В юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой и начинает проявляться в эротических сновидениях, поллюциях, подростковом онанизме, а затем, наконец, и в поисках настоящего сексуального партнера, с которым потом и будут в основном связаны все проявления либидо.
Генитальный
характер – это идеальный тип
личности в психоаналитической теории.
Это человек зрелый и ответственный
в социально-сексуальных
Когда
все эти стадии ребенок проживает
без серьезных затруднений, болезненных
наказаний и необъяснимых табу, все
они благополучно вытесняются в
бессознательное и существуют там,
не создавая взрослому никаких особенных
проблем. Когда же происходит фиксация
(застревание) на какой-либо стадии развития,
она продолжает быть неразрешенной, не
усвоенной и не освоенной во взрослом
состоянии, что проявляется в виде тех
самых оговорок, сновидений, а в особо
тяжелых случаях — и невротических расстройств.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
З.
Фрейд создал динамическую концепцию
развития человека, для которого главным
является другой человек (в первую очередь
- мать, затем – оба родителя и
все взрослые, так или иначе принимающие
участие в воспитании и обучении ребенка).
Под влиянием ближайшего окружения у ребенка
формируются главные структуры личности.
При этом все психические травмы, полученные
в детском возрасте, так или иначе проявляются
в виде разнообразных трудностей и проблем,
с которыми сталкивается взрослый человек.
Зигмунд Фрейд построил свою теорию психосексуального
развития основываясь на теории инстинктов,
где главное - это механизмы либидонозной
разрядки, драйва.
Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках Первая -генетическая - предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден, что основной фундамент личности человека закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет
Вторая
предпосылка состоит в том. что
человек рождается с
Сам
Фрейд считал, что у младенца с
рождения есть только бессознательная
психика с инстинктами и
Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности.
• Оральная (0 - 18мес.)
• Анальная (18 мес. - 3 года)
• Фаллическая (3 года - 6 лет)
• Латентная (6 - 12лет)
• Генитальная (период половою созревания)
Поскольку Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связанны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо.
Согласно теории Фрейда на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, что бы вызвать приятное напряжение Социальный опыт индивидуума как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.
Когда все эти стадии ребенок проживает без серьезных затруднений, болезненных наказаний и необъяснимых табу, все они благополучно вытесняются в бессознательное и существуют там, не создавая взрослому никаких особенных проблем. Когда же происходит фиксация (застревание) на какой-либо стадии развития, она продолжает быть неразрешенной, не усвоенной и не освоенной во взрослом состоянии, что проявляется в виде различных отклонений, а в особо тяжелых случаях — и невротических расстройств.
Обобщая информацию по всем рассмотренным стадиям психосексуального развития, можно сделать следующие выводы: недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности и циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямству, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни
Зная
об особенностях стадий формирования
психики, мы можем помочь ребенку с минимальным
для него ущербом научиться управлять
своими внутренними стремлениями, не ограничивая
его творческий потенциал.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лейбин В.М. «Фрейд, психоанализ и современная западная философия». – М.: 1990
Информация о работе Психосексуальное развитие ребенка по З. Фрейду