Психосексуальное развитие ребенка по З. Фрейду

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:23, реферат

Описание работы

На сегодняшний день существует немало теорий и концепций, описывающих жизненный путь человека от рождения до смерти. Большинство из них особое внимание уделяют именно детству. В этом плане теория Фрейда представляет для нас наибольший интерес, поэтому в данной работе будут рассмотрены вопросы концепции человеческой личности и ее особенности психосексуального развития, которые закладываются еще в раннем детстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. .3
ГЛАВА I. Концепция человека в работах Фрейда………………………….6
ГЛАВА II. Психосексуальное развитие ребенка ………………………… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Психосексуальное развитие по Фрейду.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     Хотя  Фрейд признавал «наследственность» и «природность» бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что  он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: «Там где было «Оно», должно быть «Я"». Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

     Фрейд, осознавая трудности, которые вставали на пути овладения бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых «первичных влечений».

     Глубинный слой человеческой психики, по мысли  Фрейда, функционирует на основе природных  инстинктов, "первичных влечений", с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет их более общим понятием "либидо", которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к Родине. В конечном счете он выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где главную роль играют так называемые "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" - танатос.

     Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней  реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные  влечения и направить их в русло  социально одобренного поведения при помощи "сверх-Я". Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

     Задача  психоанализа, по его мнению, состоит  в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

     ГЛАВА II. Психосексуальное развитие ребенка

     Особое  значение Фрейд придает психосексуальному  развитию человека, влиянию его инстинктивной  сексуально-биологической энергии (либидо) на "жизнь его чувств" и поведение. Сексуальное самопознание ребенка означает, по Фрейду, "первый шаг к его самостоятельной ориентировке в мире". В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более того, сексуально-биологическая энергия объявляется основой развития человеческой культуры.

     Для понимания этого Фрейд и сформулировал  теорию "психосексуальных стадий развития".

     Согласно  этой теории, в самом начале жизни  инстинкты, поддерживающие жизнь, в основном представлены инстинктом самосохранения, однако и в этом нежном возрасте он обильно приправлен половым влечением, причудливо замаскированным и трансформированным.

      Личность  человека развивается под влиянием биологического сексуального инстинкта (либидо), при этом детскую сексуальность Фрейд понимал очень широко, как все, что, приносит телесное удовольствие (любой физический контакт, манипуляции с собственным телом, физиологические отправления). 
Стоит отметить, что теория Фрейда подверглась со временем критике, главным объектом которой стала абсолютизация сексуальности, а некоторые ее положения признаны современной теорией ошибочными (например, поздние исследования не подтвердили снижение сексуальности во время латентного периода).  
Тем не менее, у Фрейда были и есть последователи, благодаря которым психоанализ существует и развивается. Многие положение, сформулированные им, используются современной сексологией. 
Наше поведение в значительной степени не осознается нами, большей части это тот опыт, который мы получили в раннем детстве или даже в младенчестве, реагируя па какие-то раздражители или стрессовые ситуации. Это опыт был включен в систему наших ответных реакций и мы продолжаем пользоваться им всю свою жизнь. И если учитывать, что первый опыт имеет наиболее эмоциональную окраску, становится понято, почему именно это чувство продолжает руководить нами в критические моменты нашей жизни.

      Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности.

      •   Оральная (0  -  18мес.)

      •  Анальная (18 мес.  -  3 года)

      •   Фаллическая (3 года   - 6 лет)

      •  Латентная (6  -  12лет)

      •   Генитальная (период половою созревания)

     Основной мотив поведения человека по Фрейду – сексуальность. В соответствии с этим психическое развитие ребенка сводится к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидозной, или сексуальной энергии. Каждому периоду соответствует определенная эрогенная зона - область тела, чувствительная к стимулу (Приложение 1). Возбуждение эрогенной зоны создает удовольствие. Соответственно, тот или иной характер стимулирования ведущей в конкретном возрасте эрогенной зоны и сопутствующие этому обстоятельства приводят либо к нормальному развитию, либо создают патологию. 
Локализация эрогенной зоны и характер ее стимулирования определяет все остальные характеристики каждой стадии развития (Приложение 2).

     Для перехода на следующую стадию развития ребенку необходимо достаточное  удовлетворение его потребностей. Если этого не происходит, то ребенок  вынужден искать замещение для их удовлетворения, что приводит к фиксации на данной стадии, проявляющейся в свойствах характера взрослого человека (Приложение 3).

     Фрейд полагал, что самые важные периоды  в жизни ребенка завершаются  к 5-ти годам, поскольку к этому  времени формируются главные структуры личности (Приложение 4).

     1. Оральная стадия.

     Основная  потребность ребенка после рождения — потребность в пище, посему основная часть либидо сконцентрирована в области рта. Младенец испытывает удовольствие при сосании не только материнской груди, но и игрушек, соски и, конечно же, собственных пальцев. Таким образом, рот — это первая область организма, получением удовольствия от которой ребенок может управлять, и соответствующая стадия развития получила название оральной стадии.

      Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально - зависимою периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Потому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама.

      Фиксация  поведения на этой стадии может произойти  по двум причинам:

      •   Фрустрация или блокирование потребностей ребенка.

      •   Сверхзаботливость    -   ребенку    предоставляется    много   возможностей самому управлять своими внутренними функциями. В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности.

      Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде «остаточного» поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия.

      Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Основными чертами является:

      •   ожидает oт окружающего мира «материнского» отношения к себе,

      •   постоянно требует одобрения,

      •   чрезмерно зависим и доверчив,

      •   испытывает потребность в поддержке  и принятии,

      •   жизненная пассивность.

      В течение в первой половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной - стадии - орально-агрессивная.   Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, сарказм, циничное   отношение   ко   всему    окружающему.   Людям   с   этим  типом характера свойственно   эксплуатировать   других людей   и   доминировать   над ними с целью удовлетворения собственных нужд,

     Чем взрослее человек становится, тем  больше частей организма становятся доставляющими удовольствие, однако и у взрослых сохраняется постоянный интерес к "оральным удовольствиям", к которым можно отнести и  еду, и курение, и облизывание губ, и обгрызание ногтей. Если же таких привычек много и именно они оказываются основным источником получения удовольствия, то можно говорить о фиксации, или застревании, на оральной стадии развития. 

     2. Анальная стадия.

      Анальная  стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до 3 лет. В течение этою периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет и получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к. это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий. Фрейд был убежден, что способ, каким родители  приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

      Существуют 2 основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Но более интересно является принуждающая тактика, т.к. именно эта форма приносит наиболее выраженные последствия.

      Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнить приказания родителей и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то у ребенка может сформироваться анально- удерживающий тип личности. Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им очень сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность. Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета - это анально- выталкивающий тип личности. Черты данного типа включают в себя склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие люди чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.

      Другая  категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному использованию туалета и хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

     В возрасте от двух до четырех лет  ребенок особое внимание сосредоточивает  на собственных выделительных функциях — уринации и дефекации, что соответствует анальной стадии развития. Ребенку невероятно интересно все, что он может сделать посредством себя самого, и в этом смысле для него все выделительные процессы ничем не отличаются от еды или различных манипуляций с игрушками. Ему при этом совершенно непонятно, почему родители так противоречиво относятся к столь приятным действиям. Почему, например, сделав "это" в горшок, он получает всяческие поощрения, а сотворив то же самое на пол — наказания? Похвалы постоянно сменяются запретами и порицаниями, а ребенок привыкает к тому, что самоконтроль — процесс сложный и встречающий множество разнообразных реакций окружающего мира.

     3. Фаллическая стадия.

     Третью  стадию психосексуального развития Фрейд называл фаллической и  связывал ее с отношением ребенка к наличию (или отсутствию) у него (или, естественно, у нее) пениса. Прихотливая фантазия австрийского врача сочла пенис столь абсолютной ценностью, что любая женщина просто-таки не может не мечтать о нем, и самый критический период в детстве женщины — это когда она осознает, что пениса у нее нет и не предвидится.

Информация о работе Психосексуальное развитие ребенка по З. Фрейду