Психопатии: структура и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:55, реферат

Описание работы

Психопатии — это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация.

Работа содержит 1 файл

Психопатии.docx

— 64.91 Кб (Скачать)

  У детей этого типа психопатии отмечается незрелость интересов, поверхностность мышления, высокая внушаемость, в результате чего их можно легко вовлечь в асоциальные группировки. В целом, мир воспринимается ими как источник развлечений и удовольствий. Для успешной компенсации нужно богатство впечатлений и общение с положительно настроенными сверстниками.

  При патопсихологическом обследовании дети этого типа охотно вступают в контакт, сразу приступают к выполнению заданий (особенно, если инструкция сформулирована в игровой форме). Выражены явления пресыщаемое™. Объем и переключаемость внимания обычно в пределах нормы, произвольная концентрация внимания несколько затруднена. Механическое и смысловое запоминание успешно. Мышление обычно последовательно, исключения и обобщения производятся по существенным признакам. Возможны поспешные решения по конкретно-ситуативным и конкретно-наглядным признакам, легко поддающиеся коррекции. Круг интересов несколько примитивен, соответствует преобладающим интересам в их микросоциальном окружении. При описании картин ТАТ отмечается точное восприятие эмоциональных состояний, построение сюжета, часто связанного с какими-либо действиями, направленными на получение удовольствия либо избегание опасности. Это сочетается с существенными затруднениями в прогнозе развития и завершения ситуации. Такая же недостаточная способность к прогнозу своих действий проявляется и в жизни ребенка, что можно выяснить при опросе его самого и родителей.

  Самооценка  часто неопределенная, слабо дифференцированная. Если попросить подростка объяснить происхождение каких-то особенностей самооценки, часты ссылки на мнение окружающих: «Я ленивый, потому что мама так всегда говорит».

  Фон настроения в процессе обследования обычно радостный, с некоторой раздражительностью при неудачах, ограничениях, монотонных заданиях. Обращает на себя внимание сила эмоциональных и ориентировочных реакций на яркие новые предметы в кабинете, звуки с улицы и т. п.

  Возбудимую  психопатию относят к группе органических психопатий (Г.Е. Сухарева, 1989; О.В. Кербиков, 1971; В.В. Лебединский, 1985) и связывают ее с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах и в первые годы жизни. Это приводит к изменению функции ВНД,. усилению процессов возбуждения при недостаточности процесса торможения.

  Уже в 2—3 года эти дети обращают на себя внимание легкостью возникновения эмоциональных реакций злости, агрессии. Провоцируются эти вспышки ограничением ребенка, невозможностью немедленного удовлетворения его потребности, что характерно для гиперфункции 2-го уровня эмоциональной регуляции.

  Такие состояния возбуждения наступают  внезапно, сразу же при ощущении неудовлетворенности потребности либо в результате истощения психических процессов. Не происходит накопления эмоционального состояния, отсрочки реакции.

  В некоторых случаях у детей  этого типа во время возбудимых реакций изменяются восприятие, пороги чувствительности: они (буквально!) не слышат обращенной речи, с трудом видят (жалобы на «красную пелену перед глазами»); более успешно воспринимается непосредственный тактильный контакт. В некоторых случаях удается в самом начале прекратить возбудимую реакцию резким переключением внимания. Часто возбудимая реакция развивается по механизму самовзвинчивания: при возникновении гнева ребенок обвиняет окружающих в провокации этого состояния, что усиливает эмоцию; внешние ее проявления (крики, сжатие кулаков и т. д.) также усиливают гнев. В качестве компенсации можно сформировать механизм фиксации возбудимой реакции и постепенной релаксации.

  При патопсихологическом исследовании дети с возбудимой психопатией с трудом включаются в работу, выполняют задания только привлекательные для них, в которых рассчитывают на успех. Выражены реакции пресыщаемое™. Настойчивые требования выполнить какое-либо задание или возникновение препятствия в процессе выполнения желаемого действия могут вызвать возбудимую реакцию: крик, малодифференцированную агрессию.

  Работоспособность неравномерна. Достаточный объем и переключаемость внимания могут сочетаться со слабостью произвольной концентрации внимания.

  Механическое  запоминание обычно успешно, однако возможно наличие «обратной кривой» запоминания: 7, 9, 7, 3 — в результате падения интереса к деятельности, быстрой пре-сыщаемости. Мышление в обычном либо несколько ускоренном темпе, логично, последовательно. «Исключения» и «обобщения» производятся по существенным признакам. В целом уровень достижений, особенно в невербальных тестах, соответствует возрастной норме. При описании картин ТАТ часто встречается проекция переживаний гнева, агрессии, восприятие действий окружающих как ограничивающих стремления основного персонажа. Завершение рассказа — победа персонажа, преодоление трудности.

  В речи, даже при согласии с собеседником, часто звучит слово «нет»: «Нет, ты правильно говоришь...». Изображение  «Несуществующего животного» насыщено признаками агрессии и защиты: когти, зубы, шипы, панцири.

  В самооценке испытуемый отмечает возбудимость, раздражительность, невозможность удержаться в гневе от необдуманных агрессивных действий. Самооценка поляризована.

  К дисгармоническому развитию личности можно отнести и так называемую невропатию — нарушение эмоционально-волевой сферы, обусловленное неустойчивостью регуляции вегетативных функций (Г.Е. Сухарева, 1955; В.В. Ковалев, 1979; и др.). Эти нарушения вегетативной нервной системы часто имеют врожденный характер, но могут быть и следствием заболеваний, перенесенных в первые месяцы жизни.

  Невропатия  проявляется уже в раннем детском  возрасте в виде нарушений сна, аппетита, неустойчивости температуры тела, чувствительности к погоде. Такое неустойчивое самочувствие способствует вторичным эмоционально-волевым изменениям, на базе которых либо происходит формирование психопатии тормозимого круга (шизоидной, психастенической и т. п.), либо при соответствующей психологической травматизации, возникает невроз и невротическое развитие личности, либо проявления ограничиваются неврастенией (при неблагоприятных условиях воспитания). Возможно угасание проявлений невропатии к младшему школьному возрасту, если ребенок растет в благоприятной обстановке.

  Неврастения проявляется в виде повышенной утомляемости, раздражительности, нарушений сна, головной боли.

  Неврастения формируется на базе невропатии либо в результате астенизирующих воздействий (частых соматических заболеваний, хронических очагов инфекции и т. п.).

  Часто неврастения становится заметной в  младшем школьном возрасте. Выделяются (А.Е. Личко, 1985; Г.Е. Сухарева, 1955) два типа неврастении— гиперстенический и астеноипохондрический. Преобладание того или иного типа связано со слабостью процесса торможения (гиперстенический) или возбуждения (астеноипохондрический).

  Исходное  противоречие между требованиями родителей  и возможностями детей приводит к страху не соответствовать их ожиданиям «быть не тем», кто принят и уважаем. Этот внутриличностный конфликт лежит в основе развития неврастении.

  Гиперстенический тип проявляется в виде раздражительности, которая усиливается при утомлении, в напряженной обстановке. Любой из окружающих может вызвать раздражение, которое, однако, быстро проходит, завершаясь, как правило, слезами и раскаянием.

  Дети  этого типа остро реагируют на громкий шум, яркий свет, резкие запахи. При волнении усиливается потливость, может повыситься температура, выражено покраснение или бледность лица. Часто встречаются трудности засыпания, тревожные сновидения с пробуждением в течение ночи. Головная боль сильнее в утренние часы. Дети с трудом сосредотачиваются на уроке (особенно после бурной перемены или урока физкультуры), жалуются на плохую память.

  При патопсихологическом обследовании отмечается ис-тощаемость психических процессов по гиперстеническому типу: в корректурной пробе, счете по Е. Крепелину и т. п. увеличивается скорость выполнения заданий с одновременным резким увеличением количества ошибок. Дети плохо переносят монотонную деятельность. Объем и прризвольная концентрация внимания недостаточны. В результате этого затруднено механическое запоминание, при достаточно успешном смысловом. Мышление соответствует возрастной норме.

  Выражены  явления хрупкости уровня притязаний. Самооценка часто занижена. При воспоминании об «обидах» со стороны окружающих ребенок легко плачет и быстро успокаивается. Для рисунка «Несуществующего животного» характерно смещение к краю листа, уменьшение размера, иногда с признаками вербальной агрессии.

  Время продуктивной деятельности ограничено, иногда до 15—25 минут, затем у ребенка нарастает возбуждение, он отказывается от выполнения заданий, проявляются примитивные полевые ориентировочные реакции.

  Таким образом, в обследовании на первый план выступают истощаемость, нарушения внимания, эмоциональная лабильность.

  Астеноипохондрический тип. У детей этого типа неврастении преобладает повышенная утомляемость, вялость, слезливость. Наряду с трудностями засыпания выражена сонливость в течение дня. Множество соматических жалоб: боли в сердце, желудке, разных частях тела. Эти боли усиливаются при волнении (перед контрольными, экзаменами), при перемене обстановки, утомлении. Быстрая утомляемость часто сочетается с недостаточной концентрацией внимания и неумением продуктивно организовывать деятельность.

  Дети  приступают к выполнению уроков только вечером, в присутствии родителей, быстро утомляются и резко замедляют темп выполнения заданий. Неуспех в учебе вызывает слезливость, головные боли и т. п. В результате, при достаточных возможностях со стороны интеллекта у этих детей возникают трудности в обучении уже в младших классах школы.

  При патопсихологическом обследовании у таких детей отмечается истошаемость по гипостеническому типу: замедление темпа деятельности при незначительном увеличении количества ошибок. Недостаточны объем и переключаемость внимания. Механическое запоминание несколько затруднено. При выраженной истощаемости возможна «обратная кривая» запоминания: 4, 6, 8, 6, 5. Смысловое запоминание успешно. Мышление не нарушено.

  Самооценка  занижена, особенно по фактору «здоровье», «работоспособность». Уровень притязаний низкий. Эмоциональные реакции лабильны. Произвольная регуляция деятельности недостаточна, при затруднениях — чаще пассивные отказы от какой-либо деятельности. В методике «Несуществующее животное» — уменьшение размера рисунка и количества деталей, преобладание элементов защиты.

Информация о работе Психопатии: структура и виды