Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:55, реферат
Психопатии — это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация.
У детей этого типа психопатии отмечается незрелость интересов, поверхностность мышления, высокая внушаемость, в результате чего их можно легко вовлечь в асоциальные группировки. В целом, мир воспринимается ими как источник развлечений и удовольствий. Для успешной компенсации нужно богатство впечатлений и общение с положительно настроенными сверстниками.
При
патопсихологическом
Самооценка часто неопределенная, слабо дифференцированная. Если попросить подростка объяснить происхождение каких-то особенностей самооценки, часты ссылки на мнение окружающих: «Я ленивый, потому что мама так всегда говорит».
Фон настроения в процессе обследования обычно радостный, с некоторой раздражительностью при неудачах, ограничениях, монотонных заданиях. Обращает на себя внимание сила эмоциональных и ориентировочных реакций на яркие новые предметы в кабинете, звуки с улицы и т. п.
Возбудимую психопатию относят к группе органических психопатий (Г.Е. Сухарева, 1989; О.В. Кербиков, 1971; В.В. Лебединский, 1985) и связывают ее с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах и в первые годы жизни. Это приводит к изменению функции ВНД,. усилению процессов возбуждения при недостаточности процесса торможения.
Уже в 2—3 года эти дети обращают на себя внимание легкостью возникновения эмоциональных реакций злости, агрессии. Провоцируются эти вспышки ограничением ребенка, невозможностью немедленного удовлетворения его потребности, что характерно для гиперфункции 2-го уровня эмоциональной регуляции.
Такие
состояния возбуждения
В некоторых случаях у детей этого типа во время возбудимых реакций изменяются восприятие, пороги чувствительности: они (буквально!) не слышат обращенной речи, с трудом видят (жалобы на «красную пелену перед глазами»); более успешно воспринимается непосредственный тактильный контакт. В некоторых случаях удается в самом начале прекратить возбудимую реакцию резким переключением внимания. Часто возбудимая реакция развивается по механизму самовзвинчивания: при возникновении гнева ребенок обвиняет окружающих в провокации этого состояния, что усиливает эмоцию; внешние ее проявления (крики, сжатие кулаков и т. д.) также усиливают гнев. В качестве компенсации можно сформировать механизм фиксации возбудимой реакции и постепенной релаксации.
При
патопсихологическом
Работоспособность неравномерна. Достаточный объем и переключаемость внимания могут сочетаться со слабостью произвольной концентрации внимания.
Механическое запоминание обычно успешно, однако возможно наличие «обратной кривой» запоминания: 7, 9, 7, 3 — в результате падения интереса к деятельности, быстрой пре-сыщаемости. Мышление в обычном либо несколько ускоренном темпе, логично, последовательно. «Исключения» и «обобщения» производятся по существенным признакам. В целом уровень достижений, особенно в невербальных тестах, соответствует возрастной норме. При описании картин ТАТ часто встречается проекция переживаний гнева, агрессии, восприятие действий окружающих как ограничивающих стремления основного персонажа. Завершение рассказа — победа персонажа, преодоление трудности.
В речи, даже при согласии с собеседником, часто звучит слово «нет»: «Нет, ты правильно говоришь...». Изображение «Несуществующего животного» насыщено признаками агрессии и защиты: когти, зубы, шипы, панцири.
В самооценке испытуемый отмечает возбудимость, раздражительность, невозможность удержаться в гневе от необдуманных агрессивных действий. Самооценка поляризована.
К дисгармоническому развитию личности можно отнести и так называемую невропатию — нарушение эмоционально-волевой сферы, обусловленное неустойчивостью регуляции вегетативных функций (Г.Е. Сухарева, 1955; В.В. Ковалев, 1979; и др.). Эти нарушения вегетативной нервной системы часто имеют врожденный характер, но могут быть и следствием заболеваний, перенесенных в первые месяцы жизни.
Невропатия проявляется уже в раннем детском возрасте в виде нарушений сна, аппетита, неустойчивости температуры тела, чувствительности к погоде. Такое неустойчивое самочувствие способствует вторичным эмоционально-волевым изменениям, на базе которых либо происходит формирование психопатии тормозимого круга (шизоидной, психастенической и т. п.), либо при соответствующей психологической травматизации, возникает невроз и невротическое развитие личности, либо проявления ограничиваются неврастенией (при неблагоприятных условиях воспитания). Возможно угасание проявлений невропатии к младшему школьному возрасту, если ребенок растет в благоприятной обстановке.
Неврастения проявляется в виде повышенной утомляемости, раздражительности, нарушений сна, головной боли.
Неврастения формируется на базе невропатии либо в результате астенизирующих воздействий (частых соматических заболеваний, хронических очагов инфекции и т. п.).
Часто неврастения становится заметной в младшем школьном возрасте. Выделяются (А.Е. Личко, 1985; Г.Е. Сухарева, 1955) два типа неврастении— гиперстенический и астеноипохондрический. Преобладание того или иного типа связано со слабостью процесса торможения (гиперстенический) или возбуждения (астеноипохондрический).
Исходное противоречие между требованиями родителей и возможностями детей приводит к страху не соответствовать их ожиданиям «быть не тем», кто принят и уважаем. Этот внутриличностный конфликт лежит в основе развития неврастении.
Гиперстенический тип проявляется в виде раздражительности, которая усиливается при утомлении, в напряженной обстановке. Любой из окружающих может вызвать раздражение, которое, однако, быстро проходит, завершаясь, как правило, слезами и раскаянием.
Дети этого типа остро реагируют на громкий шум, яркий свет, резкие запахи. При волнении усиливается потливость, может повыситься температура, выражено покраснение или бледность лица. Часто встречаются трудности засыпания, тревожные сновидения с пробуждением в течение ночи. Головная боль сильнее в утренние часы. Дети с трудом сосредотачиваются на уроке (особенно после бурной перемены или урока физкультуры), жалуются на плохую память.
При
патопсихологическом
Выражены явления хрупкости уровня притязаний. Самооценка часто занижена. При воспоминании об «обидах» со стороны окружающих ребенок легко плачет и быстро успокаивается. Для рисунка «Несуществующего животного» характерно смещение к краю листа, уменьшение размера, иногда с признаками вербальной агрессии.
Время продуктивной деятельности ограничено, иногда до 15—25 минут, затем у ребенка нарастает возбуждение, он отказывается от выполнения заданий, проявляются примитивные полевые ориентировочные реакции.
Таким образом, в обследовании на первый план выступают истощаемость, нарушения внимания, эмоциональная лабильность.
Астеноипохондрический тип. У детей этого типа неврастении преобладает повышенная утомляемость, вялость, слезливость. Наряду с трудностями засыпания выражена сонливость в течение дня. Множество соматических жалоб: боли в сердце, желудке, разных частях тела. Эти боли усиливаются при волнении (перед контрольными, экзаменами), при перемене обстановки, утомлении. Быстрая утомляемость часто сочетается с недостаточной концентрацией внимания и неумением продуктивно организовывать деятельность.
Дети приступают к выполнению уроков только вечером, в присутствии родителей, быстро утомляются и резко замедляют темп выполнения заданий. Неуспех в учебе вызывает слезливость, головные боли и т. п. В результате, при достаточных возможностях со стороны интеллекта у этих детей возникают трудности в обучении уже в младших классах школы.
При
патопсихологическом
Самооценка занижена, особенно по фактору «здоровье», «работоспособность». Уровень притязаний низкий. Эмоциональные реакции лабильны. Произвольная регуляция деятельности недостаточна, при затруднениях — чаще пассивные отказы от какой-либо деятельности. В методике «Несуществующее животное» — уменьшение размера рисунка и количества деталей, преобладание элементов защиты.