Психопатии: структура и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:55, реферат

Описание работы

Психопатии — это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация.

Работа содержит 1 файл

Психопатии.docx

— 64.91 Кб (Скачать)

  Психопатии  это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация.

  Происхождение психопатий может быть связано либо с генетическими, наследственными факторами, либо с воздействиями внешних повреждающих факторов в раннем детстве (родовые травмы, тяжелые инфекционные заболевания). Возможно также возникновение психопатий как реакция на длительные неблагоприятные воздействия со стороны родителей, создающих неадекватные стереотипы эмоционального реагирования.

174

  При психопатиях происходит усиление либо ослабление функционирования одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции. Базальная система эмоциональной регуляции создает и интенсивность, и направленность бессознательной оценки воздействий окружающей среды (насколько какой-либо раздражитель воспринимается как сильный или слабый, приятный или неприятный, вызывающий стремление к избеганию, приближению или агрессии). В дальнейшем, в зависимости от этого базального тонуса, происходит построение мотивационных структур личности и волевой регуляции (как возможности реализации мотива, достижения цели). Неравномерность, дисгармоничность развития эмоциональной регуляции с выраженным усилением либо ослаблением функций одного из уровней при недостаточности компенсаторных возможностей со стороны остальных уровней приводят к формированию психопатии.

  Возможна  классификация психопатий в зависимости  от усиления либо ослабления функций и уровней эмоциональной регуляции. Базальные уровни эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг) возникли вследствие необходимости активного контакта человека со средой и в норме обеспечивают ему успешное избегание опасностей и достижение целей, удовлетворение потребностей. Выделяют 4 уровня базальной аффективной организации, каждый из которых разрешает свойственную ему задачу адаптации.

  1-й уровень (полевой реактивности) связан с предварительной оценкой допустимости контакта с объектом внешнего мира. Эффективная ориентировка на этом уровне производится вне активного избирательного контакта с окружающим, как целостное восприятие интенсивности и притяжения — отталкивания со стороны объекта.

  2-й  уровень (стереотипов) регулирует  процессы удовлетворения телесных потребностей; задача — обработка эмоциональных стереотипов сенсорного контакта с миром. Происходит оценка качества впечатления: соответствие — несоответствие нуждам организма. Эмоционально окрашиваются ощущения всех модальностей: вкусовые, обонятельные, зрительные, тактильные и т. д. Особо сильная чувствительность

175

к ритмическим, повторяющимся воздействиям. Задержка в исполнении желания вызывает резкую неудовлетворенность.

  3-й  уровень (экспансии) обеспечивает  активную адаптацию к нестабильной ситуации. Происходит разрешение задач достижения значимой цели и преодоления препятствий. Выделяются не только объекты желания, но и препятствия. Для этого уровня характерны стенические и астенические переживания. Высокая чувствительность к переживаниям контрастных эмоций, ситуациям борьбы, риска, достижений.

  4-й  уровень (эмоционального контроля) отвечает за организацию эмоционального взаимодействия с другими людьми. Оценка окружающего начинает зависеть от оценок другого человека или группы. Значимым стимулом становится похвала, оценка и т. п. Важна эмоциональная уверенность в силе и значимости других людей.

  Усиление  либо ослабление функции каждого  уровня изменяет восприятие субъектом самого себя и окружающего мира. На основании этого восприятия формируются ведущие мотивы деятельности. В дальнейшем, под воздействием воспитания, обучения, приобретения опыта возникают индивидуальные средства реализации своих ведущих потребностей. Конкретное поведение, направленное на реализацию потребностей, может в большей или меньшей мере отклоняться от общепринятых норм. Успешное функционирование относительно более сохранных уровней аффективной регуляции создает возможность успешной компенсации и социальной адаптации личности. При усилении рассогласования уровней эмоциональной регуляции возникает тотальность изменений эмоционально-мотивационной сферы личности, стабильность этих изменений и социальная дезадаптация — формируется психопатия (табл. 2).

    7.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  СТРУКТУРА ПСИХОПАТИЙ

  Некоторые формы психопатий зависят не только от нарушений эмоционально-мотивационной регуляции, но и от динамических характеристик высшей нервной деятельности (ВНД): силы — слабости, подвижности — ригидности, темпа психических процессов. Так, например, формирова-

176

Таблица 2

    Схема соотношений нарушений  базальной системы  эмоциональной регуляции

и формирования психопатий 

Уровень Интенсивность функций Восприятие мира Ведущий мотив деятельности Способы реабилитации Виды дисгармонического  психологического развития личности
Эмоциональный контроль + Приятны любые контакты с людьми, маленькая дистанция  общения Стремление к  контакту с людьми и соблюдению групповых норм Вхождение в разнообразные группы и сообщества и согласие с их нормами Конформность
 
 
Эмоциональный дискомфорт при общении, осложнения в оценке эмоций других людей Сверхизбирательность в общении, контакт — «борьба с противником» Общение с ограниченным количеством людей, избегание прямого общения, подозрительность Психопатия параноидальная
Экспансия + Мир — место для  исследований и преодоления препятствий, выраженное ощущение своей силы Стремление к  борьбе, риску, самоутверждение, преодоление трудностей, стремление привлечь внимание Достижение внимания окружающих, доказательство своей исключительности Экспансивность, истеричная психопатия, истеро-возбудимость
 
 
Неуверенность в  своих силах, острое восприятие неудач Стремление к  компенсации неуверенности, трудности выбора и принятия решения Чувствительность  к оценкам окружающих, стремление к стереоти-пизации жизни Сенситивность и психастения

Окончание табл. 2 

Уровень Интенсивность функций Восприятие мира Ведущий мотив деятельности Способы реабилитации Виды дисгармонического  психологического развития личности
Стереотипы + Сверхнапряженность при достижении цели, за- ' труднения воспринимаются как препятствие и вызывают импульсивную агрессию Физическое удовлетворение, сильные порывы, склонность к агрессии в случае ограничений Чрезмерность в  удовлетворении влечений, стремление избегнуть ограничений, «псевдоэкспансия» Возбудимость, истеро-возбудимость, циклоидность
 
 
Неудовлетворение  от сенсорных контактов и висцеральных ощущений Стремление предотвратить телесное нездоровье, болезнь Поиск форм отдыха, борьба с утомлением, ипохондрические переживания Астеничная психопатия
Полевая реактивность + Стойкость к интенсивности действий, стабильный комфорт, выносливость относительно неблагоприятных воздействий Потребность в стимуляции большей интенсивности внешних воздействий, удовлетворение — сильные впечатления Тяга к огню, высоте, бродяжничеству, толпе, пассивная подчиненность без глубокого эмоционального контакта Неустойчивая психопатия
 
 
Постоянное ощущение дискомфорта, опасности, которая исходит от окружающих Потребность в самосохранении, обеспечении покоя Ограничение контактов  со средой и людьми, развитие претензионных стереотипов и увлечений Шизоидная психопатия

ниє эпилептоидной и параноидной (в значительной мере) психопатии связано с ригидностью психических процессов. Преобладание возбуждения, торможения, лабильности психических процессов создает разнообразие форм психопатии при нарушениях 2-го и 3-го уровней эмоциональной регуляции.

  В различных классификациях психопатий (по Е. Крепели-ну, П.Б. Ганнушкину, Г.Е. Сухаревой, О.В. Кербикову) выделяются различные виды и группы психопатий. О.В. Керби-ков (1971) делит психопатии по причинам их возникновения на конституциональные, органические и краевые. В качестве обобщения основных видов психопатий и их переходных форм может быть использована схема, предложенная Б.В. Шостаковичем.

  1. Возбудимая  психопатия
  2. Истероидная психопатия
  3. Параноялъная психопатия
  4. Шизоидная психопатия
  5. Астеническая психопатия
  6. Истеро-возбудимые личности
  7. Эпилептоидные личности
  8. Экспансивная психопатия
  9. Психастеническая психопатия

10. Сенситивная психопатия

 
  Помимо  перечисленных выделяются еще неустойчивая (по Г.Е. Сухаревой) и циклоидная (по П.Б. Ганнушкину) психопатии.

  Ядерную группу психопатий составляют так называемые конституциональные психопатии, к которым относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и истероидные, зависящие в большей степени от генетической предрасположенности, чем от особенностей воспитания.

  Шизоидная психопатия может проявляться еще в дошкольном и младшем школьном возрасте. Она проявляется в виде нарушений контакта со сверстниками, необычностью интересов. Связана с недостаточным развитием 1-го уровня базальной регуляции. Ребенок этого типа воспринимает окружающий мир (и особенно своих сверстников) как потенциальную опасность, как что-то, что пытается проникнуть в его внутренний мир и изменить его. В результате этого возникает стремление к уединению, уменьшению объема эмоционально-значимой сенсорной информации. У ребенка этого типа изменяется восприятие мира, обычные раздражители (громкие слова родных, игры детей, прикосновения) воспринимаются как очень сильные, враждебные. В результате происходит защитное торможение, приводящее к мнимой сухости, неэмоциональности контактов с близкими или избеганию контактов с посторонними людьми. Неловкость моторики, характерная для детей этого типа, приводит к еще большему потоку отрицательно эмоционально окрашенных впечатлений от физического соприкосновения с окружающим.

  Для многих детей с шизоидной психопатией  характерно выраженное стремление к логическому, абстрактному познанию окружающего. У них рано возникают интеллектуальные интересы: к чтению, физике, математике. В качестве механизма компенсации у детей и подростков с шизоидной психопатией появляются своеобразные увлечения (рисование карт и схем, коллекционирование, разведение насекомых и т. д.). В подростковом возрасте возможно возникновение дружбы с подростками или взрослыми на основе общих увлечений.

  При патопсихологическом обследовании детей с шизоидной психопатией можно заметить ряд особенностей в их поведении. При достаточном формальном контакте с детьми этого типа отмечается выраженная негативная эмоциональная реакция на попытку сокращения дистанции, установление более неформальных отношений. Позы испытуемого часто отражают противоречивость мотивации его поведения. Так, например, фраза «Это интересное задание» произносится безразличным тоном и сопровождается поворотом головы в противоположную от карточки с заданием сторону. В речи часто встречается конструкция «...да, но...», позволяющая без открытого конфликта сохранить собственный взгляд на мир, избежать изменения. Крайне редко в речи встречаются выражения, отражающие чувственную, наглядно-образную сферу восприятия: «яркий», «громкий», «теплый» и т. п. Механическое и смысловое запоминание чаще всего находится в пределах нормы. При выполнении заданий на обобщение и исключение предметов возможно наличие ориентации в отдельных случаях на слабые признаки предметов: «Вертолет, вентилятор и шуруп имеют ось вращения, а оса — нет», однако при просьбе обнаружить другое решение легко актуализируются существенные признаки предметов. При выполнении методики «Пиктограммы» возможно возникновение субъективно-значимых ассоциаций. В ходе определения понятий, независимо от их сложности, страдает эмоциональная насыщенность понятия, что может привести к верному, на основании существенных признаков, определению абстрактно-логических понятий и затруднениям при определении понятия «мать».

  При описании картин ТАТ возникают некоторые  затруднения в восприятии эмоциональных состояний персонажей, что приводит к логическим поискам объяснения их поведения либо с опорой на какие-то детали изображения, либо к появлению многовариантного рассказа. Так как испытуемый недостаточно ясно воспринимает эмоциональный подтекст ситуации, он затрудняется в прогнозе ее дальнейшего развития.

  В ходе выполнения методики «Несуществующее  животное» характерным для детей с шизоидной психопатией является включение механических деталей в тело животного.

Информация о работе Психопатии: структура и виды