Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:55, реферат
Психопатии — это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация.
Психопатии — это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация.
Происхождение психопатий может быть связано либо с генетическими, наследственными факторами, либо с воздействиями внешних повреждающих факторов в раннем детстве (родовые травмы, тяжелые инфекционные заболевания). Возможно также возникновение психопатий как реакция на длительные неблагоприятные воздействия со стороны родителей, создающих неадекватные стереотипы эмоционального реагирования.
174
При психопатиях происходит усиление либо ослабление функционирования одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции. Базальная система эмоциональной регуляции создает и интенсивность, и направленность бессознательной оценки воздействий окружающей среды (насколько какой-либо раздражитель воспринимается как сильный или слабый, приятный или неприятный, вызывающий стремление к избеганию, приближению или агрессии). В дальнейшем, в зависимости от этого базального тонуса, происходит построение мотивационных структур личности и волевой регуляции (как возможности реализации мотива, достижения цели). Неравномерность, дисгармоничность развития эмоциональной регуляции с выраженным усилением либо ослаблением функций одного из уровней при недостаточности компенсаторных возможностей со стороны остальных уровней приводят к формированию психопатии.
Возможна классификация психопатий в зависимости от усиления либо ослабления функций и уровней эмоциональной регуляции. Базальные уровни эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг) возникли вследствие необходимости активного контакта человека со средой и в норме обеспечивают ему успешное избегание опасностей и достижение целей, удовлетворение потребностей. Выделяют 4 уровня базальной аффективной организации, каждый из которых разрешает свойственную ему задачу адаптации.
1-й уровень (полевой реактивности) связан с предварительной оценкой допустимости контакта с объектом внешнего мира. Эффективная ориентировка на этом уровне производится вне активного избирательного контакта с окружающим, как целостное восприятие интенсивности и притяжения — отталкивания со стороны объекта.
2-й
уровень (стереотипов)
175
к ритмическим, повторяющимся воздействиям. Задержка в исполнении желания вызывает резкую неудовлетворенность.
3-й
уровень (экспансии)
4-й
уровень (эмоционального
Усиление либо ослабление функции каждого уровня изменяет восприятие субъектом самого себя и окружающего мира. На основании этого восприятия формируются ведущие мотивы деятельности. В дальнейшем, под воздействием воспитания, обучения, приобретения опыта возникают индивидуальные средства реализации своих ведущих потребностей. Конкретное поведение, направленное на реализацию потребностей, может в большей или меньшей мере отклоняться от общепринятых норм. Успешное функционирование относительно более сохранных уровней аффективной регуляции создает возможность успешной компенсации и социальной адаптации личности. При усилении рассогласования уровней эмоциональной регуляции возникает тотальность изменений эмоционально-мотивационной сферы личности, стабильность этих изменений и социальная дезадаптация — формируется психопатия (табл. 2).
7.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПСИХОПАТИЙ
Некоторые формы психопатий зависят не только от нарушений эмоционально-мотивационной регуляции, но и от динамических характеристик высшей нервной деятельности (ВНД): силы — слабости, подвижности — ригидности, темпа психических процессов. Так, например, формирова-
176
Таблица 2
Схема соотношений нарушений базальной системы эмоциональной регуляции
и
формирования психопатий
Уровень | Интенсивность функций | Восприятие мира | Ведущий мотив деятельности | Способы реабилитации | Виды дисгармонического психологического развития личности |
Эмоциональный контроль | + | Приятны любые контакты с людьми, маленькая дистанция общения | Стремление к контакту с людьми и соблюдению групповых норм | Вхождение в разнообразные группы и сообщества и согласие с их нормами | Конформность |
|
Эмоциональный дискомфорт при общении, осложнения в оценке эмоций других людей | Сверхизбирательность в общении, контакт — «борьба с противником» | Общение с ограниченным количеством людей, избегание прямого общения, подозрительность | Психопатия параноидальная | |
Экспансия | + | Мир — место для исследований и преодоления препятствий, выраженное ощущение своей силы | Стремление к борьбе, риску, самоутверждение, преодоление трудностей, стремление привлечь внимание | Достижение внимания окружающих, доказательство своей исключительности | Экспансивность, истеричная психопатия, истеро-возбудимость |
|
Неуверенность в своих силах, острое восприятие неудач | Стремление к компенсации неуверенности, трудности выбора и принятия решения | Чувствительность к оценкам окружающих, стремление к стереоти-пизации жизни | Сенситивность и психастения |
Окончание
табл. 2
Уровень | Интенсивность функций | Восприятие мира | Ведущий мотив деятельности | Способы реабилитации | Виды дисгармонического психологического развития личности |
Стереотипы | + | Сверхнапряженность при достижении цели, за- ' труднения воспринимаются как препятствие и вызывают импульсивную агрессию | Физическое удовлетворение, сильные порывы, склонность к агрессии в случае ограничений | Чрезмерность в удовлетворении влечений, стремление избегнуть ограничений, «псевдоэкспансия» | Возбудимость, истеро-возбудимость, циклоидность |
|
Неудовлетворение от сенсорных контактов и висцеральных ощущений | Стремление предотвратить телесное нездоровье, болезнь | Поиск форм отдыха, борьба с утомлением, ипохондрические переживания | Астеничная психопатия | |
Полевая реактивность | + | Стойкость к интенсивности действий, стабильный комфорт, выносливость относительно неблагоприятных воздействий | Потребность в стимуляции большей интенсивности внешних воздействий, удовлетворение — сильные впечатления | Тяга к огню, высоте, бродяжничеству, толпе, пассивная подчиненность без глубокого эмоционального контакта | Неустойчивая психопатия |
|
Постоянное ощущение дискомфорта, опасности, которая исходит от окружающих | Потребность в самосохранении, обеспечении покоя | Ограничение контактов со средой и людьми, развитие претензионных стереотипов и увлечений | Шизоидная психопатия |
ниє эпилептоидной и параноидной (в значительной мере) психопатии связано с ригидностью психических процессов. Преобладание возбуждения, торможения, лабильности психических процессов создает разнообразие форм психопатии при нарушениях 2-го и 3-го уровней эмоциональной регуляции.
В различных классификациях психопатий (по Е. Крепели-ну, П.Б. Ганнушкину, Г.Е. Сухаревой, О.В. Кербикову) выделяются различные виды и группы психопатий. О.В. Керби-ков (1971) делит психопатии по причинам их возникновения на конституциональные, органические и краевые. В качестве обобщения основных видов психопатий и их переходных форм может быть использована схема, предложенная Б.В. Шостаковичем.
10. Сенситивная психопатия
Помимо
перечисленных выделяются еще неустойчивая
(по Г.Е. Сухаревой) и циклоидная (по П.Б.
Ганнушкину) психопатии.
Ядерную группу психопатий составляют так называемые конституциональные психопатии, к которым относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и истероидные, зависящие в большей степени от генетической предрасположенности, чем от особенностей воспитания.
Шизоидная психопатия может проявляться еще в дошкольном и младшем школьном возрасте. Она проявляется в виде нарушений контакта со сверстниками, необычностью интересов. Связана с недостаточным развитием 1-го уровня базальной регуляции. Ребенок этого типа воспринимает окружающий мир (и особенно своих сверстников) как потенциальную опасность, как что-то, что пытается проникнуть в его внутренний мир и изменить его. В результате этого возникает стремление к уединению, уменьшению объема эмоционально-значимой сенсорной информации. У ребенка этого типа изменяется восприятие мира, обычные раздражители (громкие слова родных, игры детей, прикосновения) воспринимаются как очень сильные, враждебные. В результате происходит защитное торможение, приводящее к мнимой сухости, неэмоциональности контактов с близкими или избеганию контактов с посторонними людьми. Неловкость моторики, характерная для детей этого типа, приводит к еще большему потоку отрицательно эмоционально окрашенных впечатлений от физического соприкосновения с окружающим.
Для многих детей с шизоидной психопатией характерно выраженное стремление к логическому, абстрактному познанию окружающего. У них рано возникают интеллектуальные интересы: к чтению, физике, математике. В качестве механизма компенсации у детей и подростков с шизоидной психопатией появляются своеобразные увлечения (рисование карт и схем, коллекционирование, разведение насекомых и т. д.). В подростковом возрасте возможно возникновение дружбы с подростками или взрослыми на основе общих увлечений.
При
патопсихологическом
При описании картин ТАТ возникают некоторые затруднения в восприятии эмоциональных состояний персонажей, что приводит к логическим поискам объяснения их поведения либо с опорой на какие-то детали изображения, либо к появлению многовариантного рассказа. Так как испытуемый недостаточно ясно воспринимает эмоциональный подтекст ситуации, он затрудняется в прогнозе ее дальнейшего развития.
В ходе выполнения методики «Несуществующее животное» характерным для детей с шизоидной психопатией является включение механических деталей в тело животного.