Психопатии: структура и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:55, реферат

Описание работы

Психопатии — это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация.

Работа содержит 1 файл

Психопатии.docx

— 64.91 Кб (Скачать)

  Сравнительная оценка результатов выполнения вербальных и невербальных заданий детьми с шизоидной психопатией часто позволяет сделать вывод об относительном недоразвитии правого полушария при несколько опережающем развитии левого. Самооценка противоречива, однако стабильно выделяются черты замкнутости, застенчивости.

  Круг  интересов может значительно  отличаться от возрастной нормы, отражая особенности компенсаторных механизмов. Волевая регуляция деятельности также имеет своеобразный характер: ребенок с трудом понимает и выполняет навязанные извне инструкции, но собственные цели может достигать с большой настойчивостью, невзирая на физические неудобства и мнение окружающих.

  Эпилептоидная психопатия может проявляться с 2—3-летнего возраста (А.Е. Емельянов, 1992) в виде бурных и затяжных отрицательно окрашенных эмоциональных реакций. В дальнейшем происходит постепенное нарастание эмоциональной вязкости, напряженности эмоций, иногда сильных проявлений злости. Возникновение этого типа психопатии связано с нарушением 3-го и 4-го уровня базальной эмоциональной регуляции в сочетании с инертностью психических процессов. Инертность психических процессов, характерная для детей этой группы, приводит к выраженному накоплению отрицательных эмоциональных состояний, разрядка же этого напряжения может происходить даже по внешне незначительному поводу.

  Дети  и подростки с формирующейся  эпилептоидной психопатией чувствуют себя хорошо и уверенно только при достаточно стабильной окружающей обстановке, четком режиме дня и раз и навсегда установленном объеме требований. Изменения, которые вносятся окружающими, даже сами по себе приятные для ребенка (праздник, экскурсия), но требующие быстрого переключения на другой вид деятельности, вызывают якобы «немотивированное» упрямство. Стремление следовать своим правилам, нормативам и ценностям вызывает у этих детей потребность в лидерстве, власти. Неподчинение со стороны других детей ставит эпилеп-тоида в новые условия, перед необходимостью быстрого принятия решения, а невозможность этого порождает вспышки гнева и агрессию. У таких детей возможно развитие гиперкомпенсаторных механизмов: формирование педантичности, повышенной ориентации на социальные нормы и правила, иногда выраженная тревожность по поводу своего здоровья.

  При патопсихологическом обследовании эпилептоидные дети и подростки постепенно вступают в контакт, стремятся к точному и правильному выполнению заданий, однако нуждаются в постоянном одобрении своей деятельности. При неуспехе в выполнении задания стремятся решить его еще несколько раз, не меняя способы действий, после чего раздражаются, обвиняя в неудаче психолога («Что за детские кубики вы мне показываете, пускай их в садике делают»).

  Объем внимания обычно в пределах низкой нормы, затруднена переключаемость внимания. Длительный период вра-батываемости. Механическое запоминание с медленным увеличением количества воспроизводимых слов: 6, 7, 7, 8, 10. При повторных называниях воспроизводятся те же слова, что и раньше. Уровень обобщения и отвлечения не снижен, однако ошиоочные решения практически не поддаются коррекции. При выполнении графических проб — излишняя детализация изображений. В методике «Несуществующее животное» — элементы защиты, агрессии, повторяемость стереотипных деталей, часто изображаются вымершие животные. В речи испытуемых с эпилептоидной психопатией проявляются обстоятельность, обширные справочные ремарки. Голос слабо интонирован, но достаточно громкий. Типичными оценками окружающего являются: «правильно — неправильно», «справедливо — несправедливо». При выполнении теста фрустрации Розенцвейга преобладает экстра-пунитивный, препятственно-доминантный тип реакции. Самооценка обычно несколько завышена, подчеркивается совпадение своего поведения с требованиями микросоциального окружения. Возможно наличие у самого ребенка жалоб на «периоды злости».

  При описании картин ТАТ проявляется  инертность, обстоятельность; у мальчиков — проекции гипермаскулинного идеала: мотивов борьбы, достижений, агрессии. У девочек чаще ориентация на «должные» нормы поведения и реакции, независимо от реальных эмоций персонажей.

  Волевая активность не нарушена, отмечаются незначительные колебания уровня притязаний в зависимости от успехов и неудач.

  Циклоидный  тип психопатии характеризуется немотивированными колебаниями настроения — от пониженного субдепрессивного до повышенного маниакального. Редко встречается в раннем детском возрасте, обычно проявляется к среднему школьному возрасту. Чаще бывает гипертимный вариант с преобладанием повышенного фона настроения. У детей этого типа отмечается усиление функций 2-го уровня базальной эмоциональной регуляции, обеспечивающего удовлетворение соматических потребностей и адаптацию к окружающему. Увеличен диапазон приятных внешних сенсорных впечатлений, удовольствие вызывают громкие, ритмично повторяющиеся звуки, яркие цвета, новые вкусовые ощущения. Эти дети склонны к шуткам, озорству, риску. За счет некоторого ускорения темпа психических процессов возникает стремление получить удовольствие «здесь и теперь», непереносимость ограничений и запретов. Ребенок этого типа не выражает открыто свой протест против ограничений, а спокойно игнорирует их, занимаясь более привлекательной деятельностью. Общение доставляет им большое удовольствие, однако глубокие эмоциональные привязанности возникают редко. Сверстники воспринимаются, в основном, как партнеры по совместным играм и развлечениям. В 10—12-летнем возрасте у детей с циклоидной психопатией могут возникать достаточно длительные периоды (днями и неделями), в течение которых они испытывают спады настроения, лень, иногда беспричинную слезливость и раздражительность. Эти состояния пугают ребенка, он остро переживает изменение своего настроения. Неравномерность эмоционального тонуса сказывается и на успехах в учебе, и на отношениях с родителями и сверстниками. У детей с циклоидным типом психопатии часто отмечается повышенный травматизм из-за высокой склонности к риску в периоды повышения настроения и неосознанных стремлений к самонаказанию при депрессии.

  Самостоятельная компенсация циклоидной психопатии в детском возрасте невозможна, в подростковом — осознание временности депрессивных фаз немного облегчает состояние.

  Поведение и отношение к обследованию у  таких детей находятся в тесной зависимости от их состояния во время исследования. Если ребенок пребывает в данный момент в гипоманиакальной фазе, то у него повышенный фон настроения, ускоренный темп речи, мышления, простых сен-сомоторных реакций. Отмечается истощаемость психических процессов по гиперстеническому типу (ускорение деятельности с увеличением количества ошибок). Механическое запоминание обычно успешно, но может быть неравномерным в результате колебаний внимания. Уровень обобщения и отвлечения не снижен, однако имеются поспешные решения, легко поддающиеся коррекции при привлечении внимания. При описании картин ТАТ — оптимистические завершения сюжетов, часто несколько вариантов ответа по одной картине. Самооценка завышена, в качестве основного свойства личности испытуемые отмечают энергичность. В целом, если ребенка этого типа удается привлечь к выполнению заданий, он демонстрирует достаточно высокий уровень достижений, но при этом нуждается в организующей помощи.

  В случае депрессивной фазы циклоидной психопатии контакт с ребенком затруднен в результате значительно сниженного фона настроения. Малейшие, даже мнимые неудачи в выполнении заданий либо воспоминание о своих проблемах вызывают слезы. Темп простых сенсомоторных реакций замедлен. Истощаемость по гипостеническому типу (замедление темпа выполнения заданий). Память и мышление — в пределах нормы, однако сами испытуемые оценивают их как крайне плохие. Самооценка занижена, испытуемые приписывают себе лень, пассивность, замкнутость, иногда холодность. При описании картин ТАТ могут встречаться сюжеты с выраженной проекцией тоски, тревоги, иногда суицидальные высказывания. У детей дошкольного и младшего школьного возраста депрессивные фазы могут проявляться, в основном, жалобами на свои физические ощущения (например, «болят глаза, живот, руки и т. д.»), снижением двигательной активности, потерей значимости прежних интересов.

  Психастенические  личности (склонные к тревожности) часто выявляются уже в 3—4 года. Уже в дошкольном возрасте у этих детей наблюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого. В результате недоразвития 2-го уровня эмоциональной регуляции возникает повышенная чувствительность субъекта к качеству внешних впечатлений. Новые раздражители воспринимаются как слишком сильные, угрожающие, легко возникает состояние тревоги. Нарушения порядка и режима вызывают страх и чувство тревоги. На помещение в школу, перевод в новый класс и т. п. дети этого типа часто реагируют привычной рвотой, повышением температуры тела. В подростковом возрасте часто возникают навязчивые сомнения в состоянии своего здоровья, привлекательности внешности, завершенности действия: «Выключил ли свет, газ...». В качестве защитных механизмов развивается система стереотипных действий, ритуалов, педантичная склонность к порядку и режиму.

  При патопсихологическом обследовании испытуемые этого типа с трудом вступают в контакт, неоднократно интересуются целями исследования, почему обследуют именно их, однако отказов от работы практически не бывает. Темп речемыслительной деятельности несколько замедлен; темп прочих сенсомоторных реакций — в пределах нормы. Недостаточен объем и переключаемость внимания. Работоспособность равномерная, механическое запоминание чаще всего успешно, но возможны затруднения из-за высокой тревожности испытуемого. Если спросить его о причинах плохого воспроизведения в этой пробе, часто звучит: «Ой, я в это время думал о другом». Мышление не нарушено, уровень обобщения и отвлечения не снижен, возможны затруднения в объяснении решений из-за сомнений в их правильности. Описания картин ТАТ могут быть либо насыщены переживаниями тревоги, либо имеют защитно-формальный характер (крайне лаконичные, односложные описания).

  Для этой психопатии характерно изображение  «Несуществующего животного» резко уменьшенного размера в левом верхнем углу листа, иногда с вытиранием либо зачеркиванием частей. В тесте фрустрации Розенцвейга преобладают им-пунитивно-самозащитные реакции. В характерных речевых особенностях отражаются навязчивые сомнения испытуемых: «С одной стороны ... с другой стороны ...», «в то же время...». Самооценка обычно адекватна, иногда несколько занижена, отмечается застенчивость, нерешительность, часто низкая самооценка по фактору «здоровье». Волевая регуляция деятельности страдает на этапе принятия решения, но если решение уже принято, дети и подростки этого типа проявляют большую дисциплинированность и настойчивость.

  Истероидная психопатия чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. Для детей характерна «жажда признания», что в дошкольном возрасте проявляется в виде капризов, вымыслов, повышенного фантазирования. В своих фантазиях истероидный ребенок всегда выступает в роли героя либо жертвы (но никогда — стороннего наблюдателя). В школе к демонстративным проявлениям присоединяется своеобразие одежды, прически, поведения, направленные на привлечение внимания окружающих. Выражен конфликт между высоким уровнем притязаний, жаждой признания и неспособностью к длительному волевому усилию. В целом мир воспринимается как зрительный зал, и основное стремление — добиться его реакции.

  Повышение тонуса 3-го уровня эмоциональной регуляции при истероидной психопатии приводит к потребности в активной адаптации к новым, нестабильным ситуациям. Для ребенка большой ценностью является столкновение с барьерами, ориентировка в границах своих возможностей. У него дифференцируются желания «хочу — не хочу» и возможности «могу — не могу». При невозможности реального достижения оно легко реализуется в плане фантазии и игры. Высокая активность ребенка направлена на самоутверждение. Одним из важнейших источников удовольствия для ребенка этого типа может стать эмоциональная реакция других людей: причем важна сама интенсивность реакции, а не ее знак.

  При декомпенсации у детей этого  типа могут возникнуть патологические склонности: привычная рвота, истерические параличи, мутизм и т. д. При выраженной склонности к фантазированию их фантазии могут быть восприняты как результат галлюцинаций. В качестве механизма компенсации выступает возможность творческой самореализации (в театральных и художественных студиях и т. д.).

  При патопсихологическом обследовании дети этого типа охотно, часто самостоятельно вступают в контакт, с удовольствием сообщают о своих успехах, иногда жалуются на неудачи, возлагая вину за них на окружающих.

  Темп  мыслительных процессов обычно быстрый, легкая переключаемость и хорошее распределение внимания иногда сочетаются с недостаточной концентрацией. Отмечаются явления пресыщаемое™. Механическое запоминание успешно, иногда используются мнемические приемы. Мышление с достаточным, соответствующим возрасту уровнем обобщения и*отвлечения, но могут встречаться субъективно-значимые решения: «Конечно, электролампочка не подходит: солнце, свеча и керосиновая лампа — это живой, приятный огонь, а лампочка — просто электроприбор». Возможна легкая коррекция решений заданий этого типа при привлечении внимания. В речи частыми являются употребления оценочных категорий: «приятно — неприятно», «красиво — безобразно» и т. д.

  При описании картин ТАТ легко возникают  развернутые сюжеты с проекцией  собственных переживаний — стремление к достижению — одобрению. Герои часто становятся великими музыкантами, актерами, гимнастами. В рисунке «Несуществующее животное» много декоративных элементов: перья, длинные ресницы, бантики и цветочки. Эмоциональное состояние во время исследования тесно связано с оценкой со стороны экспериментатора. При серии неудач возможен демонстративный отказ от деятельности и контакта. Отмечается высокий, но неустойчивый уровень притязаний. Реакции в состоянии фрустрации, в основном, эк-страпунитивно-самозащитные. Самооценка обычно несколько завышена, дифференцирована.

  Неустойчивая  психопатия проявляется чаще в младшем подростковом возрасте, связана с повышением тонуса 1-го уровня эмоциональной регуляции (уровня комфорта — дискомфорта). При этом понижается требовательность к внешним условиям, выражено стремление к новым ощущениям и впечатлениям. Удовольствие достигается от быстрой езды в транспорте. Это часто является причиной побегов из дома, школы, стремления к бродяжничеству. Несмотря на сохраненный интеллект, выражены проявления полевого поведения — предметы окружающего мира вызывают импульсивное притяжение либо отталкивание, что приводит к импульсивным, необдуманным действиям.

Информация о работе Психопатии: структура и виды