Психолого-педагогические особенности способствующие социализации детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности способствующие социализации детей с задержкой психического развития.

Задачи:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросу детей с задержкой психического развития.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросу особенностей социализации детей с задержкой психическог

Содержание

Введение………………………………………………………………2 стр.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
1.1 Дети с задержкой психического развития в современной психологии и дефектологии……………………………………………….. 6 стр.
1.2 Характеристики детей с задержкой психического развития... 17 стр.
1.3 Условия и факторы полноценной социализации детей с задержкой психического развития. ………………………………………………….21 стр.
Выводы ………………………………………………………………30 стр.
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Описание выборки, этапов и методов исследования………..32 стр.
2.2 Анализ программы повышения социально-психологической компетентности детей с задержкой психического развития……………34 стр.
Выводы ……………………………………………………………...37 стр.
Заключение………………………………………………………… 38 стр.
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Содержани1.docx

— 30.78 Кб (Скачать)

Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка.

М.С. Певзнер  отмечает, что  всем детям с ЗПР свойственно  снижение внимания и работоспособности. Причем у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в  начале какой-либо деятельности, а потом  оно неуклонно снижается. У других - сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили  некоторую часть задания. Также  встречаются дети с ЗПР, которым  свойственна нестойкость, периодичность  в сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно снижение долговременной и кратковременной  памяти, произвольного и непроизвольного  запоминания, низкая продуктивность и  недостаточная устойчивость запоминания (особенно при большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении  интеллектуальной активности. Исследованиями М.С. Певзнер и Т.А. Власовой выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально  развивающимся сверстникам, для  приема и переработки сенсорной  информации [36] .

Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с ЗПР показало, что большие затруднения возникают  у них при выполнении заданий, требующих словесно-логического  мышления. Наглядно-действенное мышление оказывается нарушенным в значительно  меньшей степени. В наибольшей степени  страдает наглядно-образное мышление. Их наглядно-образному мышлению присуща  недостаточная подвижность образов-представлений. Как правило, словесно сформулированные задачи, относящиеся к ситуациям, близким детям с ЗПР, решаются ими на достаточно высоком уровне. Простые же задачи, основанные даже на наглядном материале, но отсутствующем  в жизненном опыте ребенка, вызывают большие трудности.

Речь детей с задержкой  психического развития также имеет  ряд особенностей. Так, их словарь, в  частности активный, значительно  сужен, понятия недостаточно точны. Ряд грамматических категорий в  их речи вообще отсутствует.

В целом же ЗПР проявляется  по классификации С.Г. Шевченко в  нескольких основных клинико-психологических  формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического  генеза. Каждой из этих форм присущи  свои особенности, динамика, прогноз  в развитии ребенка. Остановимся  более подробно на каждой из этих форм .

ЗПР конституционального  происхождения — так называемый гармонический инфантилизм (неосложненный психический и психофизический инфантилизм). При данной форме отмечается такая структура личности, при которой эмоционально-волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, незрелость личности в целом, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических функций. При переходе к школьному возрасту сохраняется большая значимость для детей игровых интересов. Черты эмоционально-волевой незрелости часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Ребенок по своему психическому и физическому облику соответствует более раннему этапу возрастного развития. Как правило, причиной такого состояния являются факторы генетического характера. Нередко возникновение этой формы ЗПР может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами. Детям с этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем отставание сглаживается. Однако обучение в школе с 6-летнего возраста для них нерационально.

ЗПР соматогенного происхождения  с явлениями стойкой соматической астении и соматической инфантилизацией. Данная форма возникает вследствие длительной соматической недостаточности различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов и др.). В возникновении ЗПР у этой группы детей большая роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различных невротических наслоений (неуверенность, боязливость, капризность, ощущение физической неполноценности). Усугубляет состояние ребенка режим ограничений и запретов, в котором он постоянно находится. Детям с этой формой задержки психического развития вместе с психолого-педагогическим воздействием требуется и медицинская помощь, периодическое пребывание в санатории .

ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация). Эта форма чаще всего возникает в результате неблагоприятных условий воспитания ребенка (неполная или неблагополучная семья). Конечно, социальный характер данной аномалии развития не исключает ее первоначально патологической структуры. Неблагоприятные социальные условия, долго воздействующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, способствуют возникновению стойких отклонений в его нервно-психической сфере. Эту форму ЗПР надо уметь отличать от педагогической запущенности, проявляющейся прежде всего в ограниченных знаниях и умениях ребенка вследствие недостатка интеллектуальной информации. Данная форма ЗПР наблюдается при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленном явлениями гипоопеки и гиперопеки. У ребенка в условиях безнадзорности (гипоопеки) не формируется произвольное поведение, не стимулируется развитие познавательной активности, не формируются познавательные интересы. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Развитие ребенка в условиях гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки) ведет к возникновению у него таких отрицательных черт личности, как отсутствие или недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой ЗПР не способны к волевому усилию, у них отсутствует произвольная форма поведения. Все эти качества в конечном счете ведут к тому, что ребенок оказывается неприспособленным к жизни и долгое время будет постоянно нуждаться в помощи.

Патологическое развитие личности по невротическому типу наблюдается  у детей, воспитывающихся в условиях, где царят грубость, деспотичность, жестокость, агрессивность. Данная форма  ЗПР часто встречается у детей, лишенных семьи. У них отмечается эмоциональная незрелость, малая  активность. Психическая неустойчивость сочетается с задержкой формирования познавательной деятельности.

ЗПР церебрально-органического  генеза (минимальная мозговая дисфункция) занимает основное место в полиморфной  группе задержки психического развития. Дети с данной формой ЗПР характеризуются  стойкостью и выраженностью нарушений  в эмоционально-волевой сфере  и познавательной деятельности. Функциональные расстройства ЦНС накладывают отпечаток  на психологическую структуру этой формы ЗПР .

Клинико-психологическую  структуру этой формы ЗПР характеризует  сочетание черт незрелости и различной  степени поврежденное ряда психических  функций. Признаки незрелости в эмоциональной сфере проявляются при органическом инфантилизме, а в интеллектуальной — в недостаточности сформированности отдельных корковых функций и в недоразвитии регуляции высших форм произвольной деятельности.

В зависимости от типа соотношения  черт органической незрелости и повреждения  ЦНС выделяют два клинико-психологических  варианта ЗПР церебрально-органического  генеза. При первом варианте — у  детей обнаруживаются черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического  инфантилизма (негрубые церебростенические и неврозоподобные расстройства, признаки минимальной мозговой дисфункции, незрелость мозговых структур). Нарушения высших корковых функций имеют динамический характер, обусловленный их недостаточной сформированностью и повышенной истощаемостью. Регуляторные функции особенно слабы в звене контроля.

При втором варианте — доминируют симптомы поврежденности: выраженные церебростенические, неврозоподобные, психопатоподобные синдромы. Неврологические данные отражают выраженность органических расстройств и значительную частоту очаговых нарушений. Наблюдаются также тяжелые нейродинамические расстройства (инертность, персивираторные явления), дефицитарность корковых функций, в том числе их локальные нарушения. Дисфункция регуляторных структур проявляется в звеньях и контроля, и программирования .

При первом варианте данной формы ЗПР прогноз более благоприятен и в хороших социальных условиях (благополучная семья и пр.) таким  детям можно рекомендовать пребывание в кругу учащихся школ общего назначения в сочетании с квалифицированной  педагогической и психологической  помощью.

При втором варианте этой формы  дефекта дети нуждаются в существенной психолого-педагогической коррекции. Такая коррекция в ряде случаев  может быть обеспечена только в условиях специальных учреждений для дошкольников и школьников с ЗПР или в  специальных группах детского сада или классов коррекционно-развивающего обучения школ общего назначения.

Многие психологические  особенности ЗПР можно наблюдать  уже на ранних этапах жизни ребенка. Дети с минимальной мозговой дисфункцией  беспокойны, раздражительны, часто  кричат беспричинно. У них наблюдается  нарушение сна и бодрствования, сна и питания. Они долго не засыпают, мало спят, плохо и мало едят. Невыспавшийся и голодный ребенок находится в состоянии постоянной усталости и напряжения. Активность младенца повышена и не всегда целенаправленна. Восприятие мира более хаотично, чем у нормально развивающегося ребенка. Сенсомоторное развитие идет с запозданием, поэтому у него вовремя не формируются адекватные реакции на поступающие воздействия. Часто наблюдается нарушение двигательных способностей: движения нескоординированы, неловки, неконтролируемы. Дети чрезмерно подвижны и импульсивны. У них нередко возникает чувство страха, тревоги, опасения.

Психологические проявления, свойственные дошкольному возрасту, у детей с задержкой психического развития неполноценны. Так, игровая деятельность недостаточно сформирована. Дети с задержкой психического развития предпочитают наиболее простые игры, характерная же для старшего дошкольного возраста ролевая игра, требующая выполнения определенных правил, проводится ими в ограниченной форме: дети соскальзывают на стереотипные действия, часто просто манипулируют игрушками. В целом игра носит процессуальный характер. Фактически дошкольники с ЗПР не принимают отведенной им роли и не выполняют функций, возлагаемых на них правилами игры. Они не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим важное значение в подготовке к учебной деятельности. Такие дети предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту. Дошкольники с ЗПР не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, в процессе знакомства зачастую обследуют взрослого как неодушевленный предмет. Они редко завязывают длительные и глубокие отношения со своими сверстниками .


Информация о работе Психолого-педагогические особенности способствующие социализации детей с задержкой психического развития