Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа
Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности способствующие социализации детей с задержкой психического развития.
Задачи:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросу детей с задержкой психического развития.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросу особенностей социализации детей с задержкой психическог
Введение………………………………………………………………2 стр.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
1.1 Дети с задержкой психического развития в современной психологии и дефектологии……………………………………………….. 6 стр.
1.2 Характеристики детей с задержкой психического развития... 17 стр.
1.3 Условия и факторы полноценной социализации детей с задержкой психического развития. ………………………………………………….21 стр.
Выводы ………………………………………………………………30 стр.
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Описание выборки, этапов и методов исследования………..32 стр.
2.2 Анализ программы повышения социально-психологической компетентности детей с задержкой психического развития……………34 стр.
Выводы ……………………………………………………………...37 стр.
Заключение………………………………………………………… 38 стр.
Список литературы
Приложение
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
1.1 Дети с задержкой психического
развития в современной психологии и дефектологии………………………………………………
1.2 Характеристики детей с задержкой психического развития... 17 стр.
1.3 Условия и факторы
полноценной социализации
Выводы ………………………………………………………………30 стр.
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Описание выборки, этапов и методов исследования………..32 стр.
2.2 Анализ программы повышения
социально-психологической
Выводы ……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Приложение
Введение.
Актуальность.
В современном мире проблема социального развития детей с задержкой психического развития становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным [9, 3].
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. [7,72] Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.
По мнению Л.С.Выготского физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает ″нормальное врастание ребенка в культуру″.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации в силу имеющихся нарушений в развитии. Особое место среди дошкольников с нарушениями развития занимает задержка психического развития (ЗПР). [21, 6] Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтом (В. В. Ковалев, И. А. Коробейников, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Л. М. Шипицина и др.). Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация. [27, 9] Ребенок с ЗПР с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми. [11, 16]
Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.
Задержка психического развития
в значительной мере связана с
социальным фактором и зачастую временна
(имеет место тенденция в
Большинство ученых и практиков признает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции.
Дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом в развитии ребенка, так как расширяются границы жизни: ребенок входит в различные общества, становится членом более широкой социальной группы. Это обстоятельство диктует необходимость работы над качеством социальной адаптации детей с ЗПР на ранних стадиях.
Актуальность
исследования обусловлена
Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности способствующие социализации детей с задержкой психического развития.
Задачи:
Объект исследования: особенности социализации детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие социально-психологической компетентности детей с задержкой психического развития как базового условия их социализации.
Гипотеза исследования: целенаправленная работа по развитию навыков продуктивного общения и формированию моделей поведения стандартных ситуациях детей с задержкой психического развития во взаимодействии с взрослыми и сверстниками повышает уровень их социализации.
Эмпирическая база исследования: исследование было проведено в Ребиалетационном центре Балтачевского района, в состав испытуемых вошли дети дошкольного, младше школьного и подросткового возраста в количестве 30 человек.
Практическая значимость исследования определяется возможностями использования результатов, прежде всего, в научном и учебно-педагогическом и воспитательном процессе также в возможности использования полученных данных для улучшения условий психолого-педагогических особенностей социализации детей с задержкой психического развития.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Дети с задержкой психического развития в современной психологии и дефектологии
Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются педагогами и психологами как «задержка психического развития».
Задержка психического развития относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка с задержкой психического развития может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, можно попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с задержкой психического развития.
Наиболее ярким признаком
у детей с задержкой
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Если говорить об особенностях памяти у детей с задержкой психического развития, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания, показатели ребят с задержкой психического развития улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести задержки психического развития и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.
Задержка психического развития
(ЗПР) - синдром временного отставания
развития психики в целом или
отдельных ее функций, замедление темпа
реализации потенциальных возможностей
организма, часто обнаруживается при
поступлении в школу и
Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга ребенка или врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периодах его жизни. Задержка психического развития возникает и в результате ослабленное ЦНС инфекциями, хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушениями эндокринной системы. В появлении синдрома ЗПР существенную роль играют конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы генетического происхождения, длительные неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР.