Психолого-педагогические особенности способствующие социализации детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности способствующие социализации детей с задержкой психического развития.

Задачи:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросу детей с задержкой психического развития.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросу особенностей социализации детей с задержкой психическог

Содержание

Введение………………………………………………………………2 стр.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
1.1 Дети с задержкой психического развития в современной психологии и дефектологии……………………………………………….. 6 стр.
1.2 Характеристики детей с задержкой психического развития... 17 стр.
1.3 Условия и факторы полноценной социализации детей с задержкой психического развития. ………………………………………………….21 стр.
Выводы ………………………………………………………………30 стр.
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Описание выборки, этапов и методов исследования………..32 стр.
2.2 Анализ программы повышения социально-психологической компетентности детей с задержкой психического развития……………34 стр.
Выводы ……………………………………………………………...37 стр.
Заключение………………………………………………………… 38 стр.
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Содержани1.docx

— 30.78 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………2 стр.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.                                      

1.1 Дети с задержкой психического развития в современной психологии и дефектологии……………………………………………….. 6 стр.

1.2 Характеристики детей   с задержкой психического развития... 17 стр.

1.3 Условия и факторы  полноценной социализации детей  с задержкой психического развития. ………………………………………………….21 стр.

Выводы ………………………………………………………………30 стр.

Глава 2.  ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1  Описание выборки,  этапов и методов исследования………..32 стр.

2.2 Анализ программы повышения  социально-психологической компетентности  детей с задержкой психического развития……………34 стр.

Выводы ……………………………………………………………...37 стр.

Заключение………………………………………………………… 38 стр.

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность.

В современном мире проблема социального развития детей с  задержкой психического развития  становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным [9, 3].

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. [7,72] Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

По мнению Л.С.Выготского физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает ″нормальное врастание ребенка в культуру″.

По данным Министерства образования  и науки Российской Федерации, среди  детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории  риска школьной, соматической и психофизической  дезадаптации в силу имеющихся нарушений в развитии. Особое место среди дошкольников с нарушениями развития занимает задержка психического развития (ЗПР). [21, 6] Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтом (В. В. Ковалев, И. А. Коробейников, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Л. М. Шипицина и др.). Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация. [27, 9] Ребенок с ЗПР с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми. [11, 16]

Специфические особенности  социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют  включить данную категорию детей  в так называемую группу социального  риска. Поэтому проблемы развития различных  форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает  особую значимость.

Задержка психического развития в значительной мере связана с  социальным фактором и зачастую временна (имеет место тенденция в сторону  полной реабилитации). Темп и качество реабилитации во многом зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества. Само общество уже  подошло к изменению своего отношения  к детям этой категории. Дети с  ЗПР могут и должны обучаться  и воспитываться вне изолированных  коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность  контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться  на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению  жизненных трудностей, что, в последствие, нарушает социальную адаптацию и  реабилитацию.

Большинство ученых и практиков  признает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции.

Дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом в развитии ребенка, так как расширяются границы жизни: ребенок входит в различные общества, становится членом более широкой социальной группы. Это обстоятельство диктует необходимость работы над качеством социальной адаптации детей с ЗПР на ранних стадиях.

    Актуальность  исследования обусловлена существующим  противоречием между многолетней  практикой воспитания и обучения  детей с проблемами в психическом  развитии в специализированных  учреждениях и возникшей принципиальной  необходимостью социализации этих  детей через раннюю интеграцию  в социум. Стремление найти пути  разрешения этого противоречия  и определили проблему нашего  исследования.

 

Цель  исследования: выявить психолого-педагогические особенности способствующие  социализации детей с задержкой психического развития.

 

Задачи:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросу детей с задержкой психического развития.
  2. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросу особенностей социализации детей с задержкой психического развития.
  3. Подбор методов и методик для исследования социализации  детей с задержкой психического развития.
  4. Проведение исследования социализации  детей с задержкой психического развития.
  5. Проведение коррекционной программы, направленной  на повышение уровня социализации у детей с задержкой психического развития.
  6. Проведение повторного исследования социализации детей с задержкой психического развития.

Объект  исследования:  особенности   социализации детей с задержкой психического развития.

 

Предмет исследования: развитие социально-психологической компетентности детей с задержкой психического развития как базового условия их социализации.

 

Гипотеза  исследования: целенаправленная работа по развитию навыков продуктивного общения и формированию моделей поведения стандартных ситуациях детей с задержкой психического развития во взаимодействии с взрослыми и сверстниками повышает уровень их социализации.

 

Эмпирическая база исследования: исследование было проведено  в Ребиалетационном центре Балтачевского района, в состав испытуемых вошли дети дошкольного, младше школьного и подросткового возраста в количестве 30 человек.

 

Практическая  значимость исследования определяется возможностями использования результатов, прежде всего, в научном и учебно-педагогическом и воспитательном процессе также в возможности использования полученных данных для улучшения условий психолого-педагогических особенностей социализации детей с задержкой психического развития.

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ  ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

1.1 Дети с задержкой психического развития в современной психологии и дефектологии

 

Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются  педагогами и психологами как  «задержка психического развития».

Задержка психического развития относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у  каждого отдельно взятого ребенка  с задержкой психического развития может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, можно попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с задержкой психического развития.

Наиболее ярким признаком  у детей с задержкой психического развития исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином"синдром дефицита внимания с гиперактивностью" . 

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с задержкой психического развития, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания, показатели ребят с задержкой психического развития улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести задержки психического развития и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных  программ обучения, которые, однако, требуют  определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

 

Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или  отдельных ее функций, замедление темпа  реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при  поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых  интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности. У детей понятие ЗПР психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения .

Основной причиной ЗПР  являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга  ребенка или врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периодах его жизни. Задержка психического развития возникает и в результате ослабленное ЦНС инфекциями, хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушениями эндокринной системы. В появлении синдрома ЗПР существенную роль играют конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы генетического происхождения, длительные неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности способствующие социализации детей с задержкой психического развития