Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 10:31, практическая работа
Цель: выявить причины текучести кадров (из организации часто уходят высокопрофессиональные учителя).
Задачи:
- изучить формальную и неформальную структуру МГ;
- исследовать такие групповые процессы как лидерство, руководство, групповая динамика, групповая сплоченность, слухи;
- сделать выводы о причинах текучести кадров.
Относительно неформальной структуры
группы по результатам социометрии
можно сделать следующие
То, что одной из «звезд» оказалась представитель администрации (№2), является очень положительным моментом как для конкретной МГ, так и для организации в целом. Получается, что один из официальных руководителей и неформальный лидер – это один и тот же человек.
Представители МГ так характеризуют №2:
- профессионал;
- очень воспитанная;
- имеет хорошее образование;
- никогда не кричит;
- к ней не страшно подойти и что-то спросить;
- она всегда всё объяснит.
Второй преподаватель, получивший статус «звезды», добился этого исключительно благодаря человеческим качествам (со слов участников группы): доброта, мягкость, готовность помочь другим, интеллигентность.
Таким образом данные социометрии и интервью в данном случае полностью подтверждают друг друга.
№ 3 так же как и одна из «звезд» является представителем администрации, и как отмечалось ранее, это благоприятный признак для МГ. Скорее всего, №3 заслужила данный статус благодаря своей активной жизненной позиции. Другие участники группы отмечают, что №3 зачастую ведёт себя некорректно, что у неё есть такие личные качества, которые могут оттолкнуть людей (крикливость, неуважительность, высокомерность). Но всё это компенсируется за счет того, что она принимает работу как важнейшую часть своей жизни, постоянно стремится к новому.
№ 18 – молодая девушка, работает в коллективе 5 лет. Забегая вперёд, можно утверждать, что она получила такой статус в общем коллективе благодаря тому, что является лидером в одной из подгрупп.
Здесь следует особо отметить то, что в эту группу входит директор школы. С одной стороны данный статус вполне нормальный, но для официального руководителя и тем более для организации в целом более благоприятна такая ситуация, когда директор обладает статусом выше, чем просто средний.
Это вполне нормальный показатель. Интересно то, что в данной категории оказалась председатель профкома. Т.к. эта должность является выборной, то соответственно этого человека ранее поддерживало достаточное количество участников группы. Однако сейчас №4 явно потеряла многие свои голоса.
У данного человека есть несколько особенностей, которые, возможно, и определили его низкий статус в коллективе:
- работает в школе год;
- бывший военный на пенсии;
- самый старший в МГ;
-
обладает такими личностными
качествами как категоричность,
неумение пересмотреть своё
В коллективе об этом человеке с одной стороны не могут сказать ничего плохого, с другой стороны никто не сделала своего выбора ни за, ни против него. Это объясняется тем, что:
-
это новый человек в
-
он не ищет личных контактов
с участниками МГ (здоровается,
не ведёт разговоров, редко заходит
в учительскую, не участвует
в досуговых мероприятиях).
Рис.
2 - Схема статусов в МГ
Подгруппа с участниками № 4,5,8: основной объединяющий признак в данной подгруппе – территориальный. Учителя из данной подгруппы живут примерно в одном районе. Место работы от места жительства удалено, поэтому каждый день они взаимодействуют по дороге домой (в автобусе).
Подгруппа
с участниками № 6,13,16,18,20: в этой
группе собрались молодые
Подгруппа с участниками № 11, 12, 14, 15, 17: всех участников объединяют следующие признаки:
- все они работают на третьем этаже;
- примерно одного возраста (около сорока - немного за сорок);
- консервативны;
- склоны к формированию сплетен и слухов.
В данной подгруппе выделяется так же мини-группа (№11,14,17): её члены отличаются тем, что никогда не посещают внерабочие мероприятия, которые являются основой для личного сближения участников МГ.
Основными
критерием для выделения
Между
подгруппами наблюдается
Институциональные нормы, правила поведения на рабочем месте определяются Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения. Существуют следующие правила:
- не опаздывать на работу (приходить за 15 минут до начала занятий);
- вести дежурство по школе;
- запрещено приходить на работу в нетрезвом состоянии и т.д.
Среди традиций следует отметить поздравление сотрудников с днем рождения, проведение юбилеев, проводов на пенсию, участие в районных спортивных соревнованиях, а так же различных конкурсах (например, хорового пения).
Строгих неофициальных норм поведения не выявлено (например, нет ограничений в выборе гардероба).
Организационная
культура. Для данной организации
согласно классификации Т. Коно характерны
черты бюрократической (как и
для большинства
- точное исполнение правил и процедур;
-
ориентация на
- исполнять то, что предусмотрено планом;
- боязнь ошибок;
-
потребность в иерархии
- отсутствие доверия к высшим уровням руководства;
-
возможность ухода, если
-
необходимость следовать
А.
Официальное руководство МГ
Таблица 3 - Официальное руководство МГ
№ | Должность | ФИО | Социометрический статус | Стиль руководства (К. Левин) | |
Самооценка (см. Приложение 4) | Результаты интервью подчиненных | ||||
1 | Директор школы | Владыкин В.Н. | Среднестатусный | Авторитарный | Авторитарный |
2 | Завуч по УВР | Селиванова Н.Г. | Звезда | Демократический | Демократический |
3 | Завуч по ВР | Шашкова Е.А. | Высокостатусный | Демократический | Авторитарный |
Б.
Неформальное лидерство.
Таблица 4 - Неформальная лидерство
№ | Должность | ФИО | Социометрический статус | Основание для выдвижение в лидеры (результаты интервью участников МГ) |
2 | Завуч по УВР | Селиванова Н.Г. | Звезда | - оптимальное
сочетание высокого |
3 | Завуч по ВР | Шашкова Е.А. | Высокостатусный | - приоритетность
работы;
- высокая активность. |
9 | Довгаполова Г.Б. | Звезда | - личностные качества | |
19 | Попова О.В. | Высокостатусный | - личностные качества |
В. Отношения официального и неформального лидерства.
Для директора школы характерен авторитарный стиль управления. Это подтверждают:
- результаты самооценки;
-
вербальное поведение
- многочисленные случаи, когда важнейшие организационные вопросы не доносились до сведения сотрудников (вплоть до нарушения ТК)
Пример. Основываясь на личной неприязни, директор школы решает уволить одного из своих сотрудников. Объективных причин для увольнения не нашлось. Тогда директор школы начинает давить на сотрудника, заставляя уйти по собственному желанию. Сотрудник продолжает выполнять свои обязанности и не пишет заявление об уходе. В ответ директор школы подготавливает документацию о сокращении должности, которую занимает данный сотрудник, и введении другой новой должности. О дате сокращения сотруднику официально не сообщается, хотя это известно всем преподавателям школы. Сотрудник соглашается уйти, но не по собственному желанию, а на основании сокращения должности, которую он занимал. В данном случае увольняемому сотруднику положена выплата выходного пособия. Руководитель организации отказывается делать эту выплату. Сотрудник консультируется у юриста, а затем предупреждает директора школы, что может подать в суд. Выходное пособие выплачивается.
Для данного руководителя характерны черты дистанционного и делегирующего стиля. Он предпочитает не сближаться с подчиненными, чтобы сохранить свой должностной авторитет. Тесное взаимодействие у него идет только с завучами, он делегирует им почти все свои полномочия. К тому же у директора школы существует определенный круг интересов, которые для него более важны, чем руководство школой (бизнес, депутатство).
Завуч по ВР во много является преемником директора школы (наиболее тесное взаимодействие, схожие стиль и методы руководства). Однако у №3 есть существенный отличительный признак – работа для неё является важнейшей сферой самореализации. №3 – человек тщеславный, активный, обладающий многими качествами лидера. За счет этого она довольно популярна в МГ и имеет в ней как формальное так и не формальное влияние.
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика малой группы