Психолого-педагогическая характеристика малой группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 10:31, практическая работа

Описание работы

Цель: выявить причины текучести кадров (из организации часто уходят высокопрофессиональные учителя).

Задачи:

- изучить формальную и неформальную структуру МГ;

- исследовать такие групповые процессы как лидерство, руководство, групповая динамика, групповая сплоченность, слухи;

- сделать выводы о причинах текучести кадров.

Работа содержит 1 файл

Психол. моя готова личность в малой группе.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическая  работа по теме:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОЙ ГРУППЫ 
 

Выполнила студентка

Васильева И.В.

5 курса, очной  формы обучения

14-53 группы 

Руководитель  практики:

проф. Захарова Л.Н.

 

  1. Цели и задачи исследования МГ
 

     Цель: выявить причины текучести кадров (из организации часто уходят высокопрофессиональные учителя).

     Задачи:

     - изучить формальную и неформальную  структуру МГ;

     - исследовать такие групповые  процессы как лидерство, руководство,  групповая динамика, групповая сплоченность, слухи;

     - сделать выводы о причинах  текучести кадров. 

     
  1. Определение понятий МГ, коллектив, команда
 

     Малая группа – немногочисленная по составу  группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основанием для возникновения эмоциональных  отношений, групповых норм и процессов. Нижний «предел» по количеству участников МГ – 2 человека, верхний «предел» точно не определён.

     Взятая  нами в качестве объекта изучения группа педагогов обладает всеми  признаками малой группы:

     - состав в количестве 20 человек  (оптимальное значение 12-15 человек, но допускается и больше);

     Все остальные признаки заранее определены, т.к. эта МГ является частью коллектива средней школы.

     - включенность МГ в более широкий  социальный контекст;

     - общая социальная цель – обучение  и воспитание детей;

     - совместная социальная деятельность;

     - длительность существования, а  соответственно и возникновение  истории и культуры данной  МГ, каналов коммуникации и т.п.;

     - дифференциация ролей между членами  группы (формальная и неформальная);

     - наличие органов планирования, координации, контроля групповой жизнедеятельности;

     - осознание участниками своей  принадлежности к данной группе.

     Коллектив – группа, где межличностные отношения  опосредуются общественно-ценным и  личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Главный отличительный признак коллектива – условия для всестороннего развития личности.

     При начальном рассмотрении данной группы можно говорить о том, что, скорее всего она не является коллективом  в полном смысле.

     Выделяют 5 моделей коллектива. Для этого  используют следующие критерии:

     - степень опосредованности межличностных  отношений содержанием совместной  деятельности:

     - общественная значимость деятельности (просоциальная или антисоциальная).

     Изучаемую группу можно отнести ко второй модели коллектива, для которой характерен высокий уровень развития социальных ценностей, но он в очень слабой степени влияет на групповые процессы.

     Т.Ю. Базаров предлагает следующее определение  команды: небольшое количество человек (чаще 5-7, реже 15-20), которые разделяют  цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны изменять функционально-ролевую соотнесенность; устанавливают принадлежность как свою, так и партнеров к данной общности.

     Базаров так же предлагает некоторые признаки эффективных команд, такие как  взаимные обязательства и доверие, дух партнерства, открытое обсуждение проблем, хорошая циркуляция информации, высокая адаптивность и т.д.

     В целом команда является группой, которая находится на высоком уровне развития. Для современного этапа формирование команд в государственных учреждениях не типично. Рассматриваемую нами группу нельзя назвать командой. 

     
  1. Методы  сбора и обработки  данных
 

     Таблица 1 - Методы сбора и обработки данных

Групповая характеристика Методы изучения
1. Социально-психологическая  характеристика группы. - социометрия

- интервьюирование

- включенное  наблюдение

- изучение  документации

2. Групповая  динамика. - интервьюирование

- включенное  наблюдение

- изучение  документации

3. Лидерство  и руководство. - интервьюирование

- включенное  наблюдение

- анкетирование

- социометрия

4. Групповая  сплоченность. - социометрия

- изучение  документации

- интервьюирование

 
     
  1. Формальная  характеристика группы
 

     Изучаемая МГ является частью коллектива МОУ СОШ №11 (муниципальная общеобразовательная средняя школа). Школа открыта в 1972 году (единственная школа для данного микрорайона).

     Характеристики  изучаемой МГ:

     - размер группы – 20 человек;

     - все участники данной группы  преподают для среднего и старшего звена;

     - в группу не включены учителя,  работающие по совместительству, а соответственно и редко появляющиеся  в коллективе. Рассматриваемая МГ  является ядром всей организации.

     - возрастной состав группы:

  • преобладают работники возрастных категорий 20-30 и 41-50 лет;
  • в группе есть представители всех возрастных категорий (имеются ввиду совершеннолетние люди);
  • 4 работника продолжают работать, находясь на пенсии (рис. 1).
 
---

     

     Рис. 1 - Возрастной состав МГ 

     Для МГ характерна высокая текучесть  кадров. Каждый учебный год из организации  уходит 4-5 преподавателя. Эта цифра  в своем абсолютном значении не велика, но для МГ она существенна: текучесть  кадров составляет 10-20%. К тому же уходящие кадры являются ценными для организации (это выявлено в результате интервью с представителем администрации и рядовыми работниками), это в основном педагоги, имеющие большой опыт работы и применяющие новаторские методы обучения. Следует отметить ещё одну особенность: с каждым годом увеличивается число совместителей, которые работают сразу в нескольких школах. По словам представителя администрации, педагоги-совместители не столь ответственно относятся к своим обязанностям как постоянные работники («не вкладывают душу», «пришел, провел и быстрее побежал дальше»). Разумно предположить, что совместители так же не образуют тесных профессиональных и личных связей с общим коллективом, их наличие (некие «непостоянные элементы») влияет и на МГ, которую мы изучаем.

     Для организации в целом, а значит и для нашей МГ (ядро организации) характерно в последние годы повышение эффективности деятельности (проведен анализ «Плана работы средней общеобразовательной школы №11 на 2005-2006 учебный год»).

     Из  вышесказанного следует некоторое  противоречие: из организации постепенно уходят лучшие педагоги, а показатели деятельности школы растут. Возникают следующие вопросы:

     - почему уходят профессионалы?

     - за счет чего школе удаётся  поднимать свои показатели?  

     
  1. Социально-психологическая  характеристика группы
 

     А. Формальная структура группы.

     Выбранная для изучения группа состоит из учителей-предметников. Каждый учитель входит в определенную подгруппу в зависимости от преподаваемого предмета (преподаватели русского языка  и литературы, преподаватели истории  и т.п.). Учителя № 1, 2, 3 являются представителями администрации.

     В организации действует профсоюзный  комитет, в состав которого входит 90% учителей. Профком существует во всех школах города Бор. Основной функцией данной структуры является защита прав работника (в соответствии с ТК РФ) и организация досуга внутри коллектива. Между профкомом и руководителем учреждения заключается коллективный договор. На данный момент председателем профсоюза выбран учитель № 4.

     В ходе интервью (учителя № 6, 11, 13 и  эксперт) выяснилось, что нет объективной необходимости в существовании профкома. Защита прав работника обеспечивается законом РФ, а организацией досуга могли бы заняться отдельные активные сотрудники.

     Б. Неформальная структура группы.

     Проведённый социометрический опрос дал следующие результаты по распределению статусов в группе: 

     Таблица 2 - Неформальная структура группы

(см. Приложение 1)

ФИО Статус  Дополнительные  сведения
2 Селиванова  Н.Г. Звезда Завуч по УВР
9 Довгаполова Г.Б. Звезда  
3 Шашкова Е.А. Высокостатусный Завуч по ВР
18 Попова О.В. Высокостатусный  
1 Владыкин В.Н. Среднестатусный Директор школы
6 Кузьмина Е.В. Среднестатусный  
13 Новожилова  С.А. Среднестатусный  
12 Чипурина Н.В. Среднестатусный  
15 Трусова Т.Н. Среднестатусный  
16 Шеронова О.С. Среднестатусный  
11 Марасанова  М.Т. Среднестатусный  
5 Ладыгина Л.В. Среднестатусный  
14 Кустова Г.А. Среднестатусный  
20 Папилина М.В. Среднестатусный  
4 Ямщикова Г.А. Низкостатусный Председатель  профкома
8 Ващук Т.В. Низкостатусный  
19 Горшков А.В. Низкостатусный  
17 Чемоданова  И.А. Низкостатусный  
10 Тавров Н.И. Отверженный  
7 Андреев А.А. Изолированный  

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика малой группы