Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 10:31, практическая работа
Цель: выявить причины текучести кадров (из организации часто уходят высокопрофессиональные учителя).
Задачи:
- изучить формальную и неформальную структуру МГ;
- исследовать такие групповые процессы как лидерство, руководство, групповая динамика, групповая сплоченность, слухи;
- сделать выводы о причинах текучести кадров.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ОТДЕЛЕНИЕ
ПСИХОЛОГИИ
Практическая работа по теме:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОЙ ГРУППЫ
Выполнила студентка
Васильева И.В.
5 курса, очной формы обучения
14-53 группы
Руководитель практики:
проф. Захарова Л.Н.
Цель:
выявить причины текучести
Задачи:
-
изучить формальную и
-
исследовать такие групповые
процессы как лидерство,
-
сделать выводы о причинах
текучести кадров.
Малая
группа – немногочисленная по составу
группа, члены которой объединены
общей социальной деятельностью
и находятся в непосредственном
личном общении, что является основанием
для возникновения
Взятая нами в качестве объекта изучения группа педагогов обладает всеми признаками малой группы:
- состав в количестве 20 человек (оптимальное значение 12-15 человек, но допускается и больше);
Все остальные признаки заранее определены, т.к. эта МГ является частью коллектива средней школы.
-
включенность МГ в более
-
общая социальная цель –
- совместная социальная деятельность;
-
длительность существования, а
соответственно и
-
дифференциация ролей между
- наличие органов планирования, координации, контроля групповой жизнедеятельности;
-
осознание участниками своей
принадлежности к данной
Коллектив – группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Главный отличительный признак коллектива – условия для всестороннего развития личности.
При начальном рассмотрении данной группы можно говорить о том, что, скорее всего она не является коллективом в полном смысле.
Выделяют 5 моделей коллектива. Для этого используют следующие критерии:
-
степень опосредованности
-
общественная значимость
Изучаемую группу можно отнести ко второй модели коллектива, для которой характерен высокий уровень развития социальных ценностей, но он в очень слабой степени влияет на групповые процессы.
Т.Ю. Базаров предлагает следующее определение команды: небольшое количество человек (чаще 5-7, реже 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны изменять функционально-ролевую соотнесенность; устанавливают принадлежность как свою, так и партнеров к данной общности.
Базаров так же предлагает некоторые признаки эффективных команд, такие как взаимные обязательства и доверие, дух партнерства, открытое обсуждение проблем, хорошая циркуляция информации, высокая адаптивность и т.д.
В
целом команда является группой,
которая находится на высоком уровне развития.
Для современного этапа формирование
команд в государственных учреждениях
не типично. Рассматриваемую нами группу
нельзя назвать командой.
Таблица 1 - Методы сбора и обработки данных
Групповая характеристика | Методы изучения |
1. Социально-психологическая характеристика группы. | - социометрия
- интервьюирование - включенное наблюдение - изучение документации |
2. Групповая динамика. | - интервьюирование
- включенное наблюдение - изучение документации |
3. Лидерство и руководство. | - интервьюирование
- включенное наблюдение - анкетирование - социометрия |
4. Групповая сплоченность. | - социометрия
- изучение документации - интервьюирование |
Изучаемая МГ является частью коллектива МОУ СОШ №11 (муниципальная общеобразовательная средняя школа). Школа открыта в 1972 году (единственная школа для данного микрорайона).
Характеристики изучаемой МГ:
- размер группы – 20 человек;
- все участники данной группы преподают для среднего и старшего звена;
-
в группу не включены учителя,
работающие по
- возрастной состав группы:
Рис.
1 - Возрастной состав МГ
Для МГ характерна высокая текучесть кадров. Каждый учебный год из организации уходит 4-5 преподавателя. Эта цифра в своем абсолютном значении не велика, но для МГ она существенна: текучесть кадров составляет 10-20%. К тому же уходящие кадры являются ценными для организации (это выявлено в результате интервью с представителем администрации и рядовыми работниками), это в основном педагоги, имеющие большой опыт работы и применяющие новаторские методы обучения. Следует отметить ещё одну особенность: с каждым годом увеличивается число совместителей, которые работают сразу в нескольких школах. По словам представителя администрации, педагоги-совместители не столь ответственно относятся к своим обязанностям как постоянные работники («не вкладывают душу», «пришел, провел и быстрее побежал дальше»). Разумно предположить, что совместители так же не образуют тесных профессиональных и личных связей с общим коллективом, их наличие (некие «непостоянные элементы») влияет и на МГ, которую мы изучаем.
Для организации в целом, а значит и для нашей МГ (ядро организации) характерно в последние годы повышение эффективности деятельности (проведен анализ «Плана работы средней общеобразовательной школы №11 на 2005-2006 учебный год»).
Из вышесказанного следует некоторое противоречие: из организации постепенно уходят лучшие педагоги, а показатели деятельности школы растут. Возникают следующие вопросы:
- почему уходят профессионалы?
-
за счет чего школе удаётся
поднимать свои показатели?
А. Формальная структура группы.
Выбранная для изучения группа состоит из учителей-предметников. Каждый учитель входит в определенную подгруппу в зависимости от преподаваемого предмета (преподаватели русского языка и литературы, преподаватели истории и т.п.). Учителя № 1, 2, 3 являются представителями администрации.
В
организации действует
В ходе интервью (учителя № 6, 11, 13 и эксперт) выяснилось, что нет объективной необходимости в существовании профкома. Защита прав работника обеспечивается законом РФ, а организацией досуга могли бы заняться отдельные активные сотрудники.
Б. Неформальная структура группы.
Проведённый
социометрический опрос дал следующие
результаты по распределению статусов
в группе:
Таблица 2 - Неформальная структура группы
№
(см. Приложение 1) |
ФИО | Статус | Дополнительные сведения |
2 | Селиванова Н.Г. | Звезда | Завуч по УВР |
9 | Довгаполова Г.Б. | Звезда | |
3 | Шашкова Е.А. | Высокостатусный | Завуч по ВР |
18 | Попова О.В. | Высокостатусный | |
1 | Владыкин В.Н. | Среднестатусный | Директор школы |
6 | Кузьмина Е.В. | Среднестатусный | |
13 | Новожилова С.А. | Среднестатусный | |
12 | Чипурина Н.В. | Среднестатусный | |
15 | Трусова Т.Н. | Среднестатусный | |
16 | Шеронова О.С. | Среднестатусный | |
11 | Марасанова М.Т. | Среднестатусный | |
5 | Ладыгина Л.В. | Среднестатусный | |
14 | Кустова Г.А. | Среднестатусный | |
20 | Папилина М.В. | Среднестатусный | |
4 | Ямщикова Г.А. | Низкостатусный | Председатель профкома |
8 | Ващук Т.В. | Низкостатусный | |
19 | Горшков А.В. | Низкостатусный | |
17 | Чемоданова И.А. | Низкостатусный | |
10 | Тавров Н.И. | Отверженный | |
7 | Андреев А.А. | Изолированный |
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика малой группы