Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:55, контрольная работа
Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности.
Введение 3
I. Психология взаимопонимания и взаимоотношения в группе 5
1. Понятие, виды групп 5
2. Социально-психологическая структура группы 7
3. Феномены межличностных отношений 12
II. Социально-психологические внутригрупповые процессы 14
Заключение 23
Список литературы 24
3. Феномены межличностных отношений
В группах проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности общности людей.
Коллективистическое самоопределение. Избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов – оценок, убеждений, групповых норм и т.д.
Коллективистическая идентификация. Форма отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.
Конформность. Подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм.
Внушаемость – это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).
Конформизм – это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы, для избежания конфликта с ней.
а) внутренняя конформность – действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, которая оценивается человеком как более обоснованная и объективная, чем собственная;
б) внешняя конформность – демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно и более жестких санкций со стороны группы.
Нонконформизм. Стремление поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценной и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения
Ценностно-ориентационное единство. Степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.
Сплоченность групповая. Степень приверженности к группе ее членов, выражающаяся в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения.
Социально-психологический климат. Относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношение друг к другу, к работе и окружающим событиям.
II. Социально-психологические внутригрупповые процессы
Исследование малых групп
Важным понятием в этом вопросе является
термин «групповая динамика», который
может быть употреблен в трех различных
значениях:
определенное направление исследования
малых групп в социальной психологии (
К. Левин ); обозначение определенных методик,
которыми можно пользоваться при изучении
малых групп и которые преимущественно
были разработаны в школе Левина; описание
некоторой реальности
в жизни группы (отечественная психология).
Групповая динамика, в отличие от статики
группы, это и есть совокупность тех динамических
процессов, которые одновременно происходят
в группе в какую-то единицу времени и
которые знаменуют собой движение
группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.
Важнейшим из таких процессов является
прежде всего,
процесс образования малых групп, причем
сюда могут быть отнесены не только непосредственные
способы формирования группы, но и
такие психологические механизмы, которые
делают группу группой (например, феномен
группового давления на индивида, который
в традиционной социальной психологии
к «групповой динамике» не относится;
то же можно сказать и о развитии групповой
сплоченности).
Другие традиционно рассматриваемые в
«групповой
динамике» процессы лидерства и принятия
групповых решений с той поправкой, что
вся совокупность процессов управления
группой и руководства ею
не исчерпывается лишь феноменом лидерства
и принятием группового решения, а включает
в себя еще многие механизмы.
Важным аспектом
динамических процессов являются совершенно
новые явления групповой жизни, возникающие
при специфическом виде развития группы,
а именно при все более определяющем этот
процесс развитии совместной деятельности.
В качестве своеобразного итога развития
группы может быть рассмотрено становление
такой специфической ее стадии, как коллектив.
Процессы образования коллектива
могут быть отнесены также к динамическим
процессам, происходящим в группе. Вся
проблематика коллектива является специфической
проблематикой отечественной
социальной психологии т.к. здесь впервые
был описан сам феномен коллектива и выявлены характерные явления и
потому впервые возникает в социалистическом
обществе.
При характеристике процессов,
связанных с образованием малых
групп,
следует четко обозначить, какого рода
группы имеются в виду. Следуя принятому
принципу это
процесс образования реальных естественных
малых групп. Чаще
всего они задаются внешними по отношению
к группе факторами, например условиями
развития какого-либо социального института
или организации, в рамках которых возникает
малая группа. В широком смысле малая группа
задается определенной потребностью общественного
разделения труда и вообще функционирования
общества. В
этом случае причины возникновения малой
группы лежат вне ее и вне индивидов, ее
образующих,
в более широкой социальной системе. Именно
здесь создается некоторая система предписаний
относительно структуры группы,
распределения ролей и статусов, цель
групповой деятельности. Все эти факторы
пока еще не имеют ничего общего с психологическими
механизмами образования группы, они есть
предпосылки ее существования.
В литературе можно встретить понятия
«внешняя» и «внутренняя» структуры группы.
Под «внешней» структурой понимается
не столько собственно какая-либо «структура»,
сколько совокупность этих внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.
К объединению людей в группы
толкает потребность в общении или потребность
чувствовать себя защищенными в ситуации
страха или неопределенности.
Что актуализирует изучение феномена
формирования групповой сплоченности.
Первая возможность в традиционной социальной
психологии была реализована не в рамках
групповой динамики, а в отдельной ветви,
получившей название исследования конформизма.
В такого рода исследованиях конформизм
не рассматривался в контексте реальной
группы как один из механизмов становления
психологической общности внутри заданной
внешними обстоятельствами социальной
группы. То же можно сказать и о групповой
сплоченности. Традиционно и она исследовалась
не как условие развития реальных социальных
групп, а как некоторая общая, абстрактная
характеристика всякой, в том числе лабораторной,
группы. Оба этих явления необходимо переосмыслить
с точки зрения того понимания группы,
когда заданная внешними обстоятельствами
группа превращается в психологическую
общность людей, в рамках которой организуется
их деятельность, не просто как внешне
предписанная, но как «присвоенная» группой.
Точнее, по-видимому, в данном случае говорить не об образовании, а о формировании малой группы.
Конформность или конформное
поведение - психологическая характеристика
позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение
им определенного стандарта, мнения, свойственного
группе, меру «подчинения» индивида групповому
давлению. Противоположными конформности
понятиями являются понятия независимость,
самостоятельность позиции, устойчив
ость к групповому давлению и т. п. Напротив,
сходными понятиями могут быть понятия
единообразия, условности, хотя в них содержится
и иной оттенок. Единообразие, например,
тоже означает принятие определенных
стандартов, но принятие, осуществляемое
не в результате давления. Конформность
констатируется там и тогда, где и когда
фиксируются наличие конфликта между
мнением индивида и мнением группы и преодоление
этого конфликта в пользу группы. Мера
конформности — это мера подчинения группе
в том случае, когда противопоставление
мнений субъективно воспринималось индивидом
как конфликт. Внутренняя конформность
и есть результат преодоления конфликта
с группой в ее
пользу. В исследованиях конформности
обнаружилась еще одна возможная позиция,
которую оказалось доступным зафиксировать
на экспериментальном уровне. Это — позиция
негативизма. Когда группа оказывает давление
на
индивида, а он во всем сопротивляется
этому давлению, демонстрируя на первый
взгляд крайне независимую позицию, во
что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай
негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма
отрицания конформности. В действительности,
это есть специфический случай конформности.
Особого внимания заслуживает
модель А. В. Петровского, которая включает в себя:
1) внутригрупповую внушаемость, т. е. бесконфликтное
принятие мнения группы, 2) конформность
— осознанное внешнее согласие при внутреннем
расхождении, 3) коллективизм, или коллективистическое
самоопределение,— относительное единообразие
поведения в результате сознательной
солидарности личности с оценками и задачами
коллектива. Как видно, в этой модели вводится
совершенно новое образование— коллектив,
которое заставляет существенно пересмотреть
не только проблематику конформности,
но и более широкий круг вопросов, связанных
с малой группой.
Необходимо подчеркнуть, что феномен
группового давления как один из механизмов
формирования малой группы неизбежно
останется формальной характеристикой
групповой жизни.
Феномен групповой сплоченности
- процесс формирования особого типа связей
в группе, которые позволяют внешне заданную
структуру превратить в психологическую
общность людей, в сложный психологический
организм, живущий по своим собственным
законам.
В русле социометрического исследования
малых групп сплоченность прямо связывалась
с таким уровнем развития межличностных
отношений, когда в них высок процент выборов,
основанных на взаимной симпатии. Другой
подход в традиционной социальной психологии
был предложен Л. Фестингером, когда сплоченность
анализировалась на основе частоты и прочности
коммуник ативных связей, обнаруживаемых в группе.
Буквально сплоченность определялась
как «сумма всех сил,
действующих на членов группы, чтобы удержать
их в ней». Влияние школы Левина на Фестингера
придало особое содержание этому утверждению:
«силы» эти интерпретировались либо как
привлекательность группы для индивида,
либо как удовлетворенность членством
в ней. Но и привлекательность и удовлетворенность
анализировались при помощи выявления
чисто эмоционального плана отношений
группы, поэтому, несмотря на иной по сравнению
с социометрией подход, сплоченность и
здесь
представлялась как некоторая характеристика
системы эмоциональных предпочтений членов
группы.
Т. Ньюком вводит особое
понятие «согласия» и при его помощи пытается интерпретировать
сплоченность.
Он выдвигает новую идею о необходимость
и возникновения сходных ориентации членов
группы по отношению к каким-то значимым
для них
ценностям.
Логично представить себе совершенно
новый подход
к исследованию сплоченности, если он
будет опираться на принятые принципы
понимания группы и, в частности, на идею
о том, что главным интегратором
группы является совместная деятельность
ее членов. Поэтому все подходы
к исследованию сплоченности в отечественной
социальной психологии, так или иначе
опираются на эти принципы. Сам процесс
формирования группы и ее дальнейшего
развития представлен как процесс все
большего сплачивания этой группы, но
отнюдь не на основе увеличения лишь эмоциональной
ее привлекательности, а все большего
включения индивидов в процесс совместной
деятельности. Но для этого, прежде всего,
необходимо выявить какие-то иные основания
сплоченности. Хотя совместимость и сплоченность
тесно связаны, каждое из этих понятий
обозначает разный аспект характеристики
группы. Совместимость членов группы означает,
что данный состав группы возможен для
обеспечения выполнения группой ее функций,
что члены группы могут взаимодействовать.
Сплоченность группы означает, что данный
состав группы не просто возможен, но что
он интегрирован наилучшим образом, что
в нем достигнута особая степень развития
отношений, а именно такая степень, при
которой все члены группы
наибольшей мере разделяют цели групповой
деятельности и те ценности, которые связаны
с этой деятельностью.
Наиболее полно в
советской социальной психологии
новые принципы исследования сплоченности
разработаны А. В. Петровским. Однако эти
идеи не могут быть рассмотрены в отрыве
от некоторых других идей А.В. Петровского,
объединенных в единой концепции;. названной
«стратометрической концепцией групповой
активности», а позднее — «теорией деятельностного
опосредования
межличностных отношений в группе». Сплоченность
группы - процесс развития внутригрупповых
связей, соответствующий развитию групповой
деятельности. Три слоя групповых структур
могут одновременно быть рассмотрены
и как три уровня развития группы, в частности
три уровня развития групповой сплоченности.
На первом уровне сплоченность действительно
выражается развитием эмоциональных
контактов. На втором уровне происходит
дальнейшее сплочение группы, и теперь
это выражается в совпадении основной
системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности.
На третьем уровне интеграция группы (а
значит, и ее сплоченность)
проявляется в том, что все члены группы
начинают разделять общие цели групповой
деятельности. Существенным моментом
при этом выступает то обстоятельство,
что развитие сплоченности осуществляется
на основе совместной деятельности. Кроме
того, единство группы, выраженное в единстве
ценностных ориентации членов группы,
интерпретируется не просто как сходство
этих ориентации, но и как воплощение этого
сходства в ткань практических действий
членов группы при выполнении ими совместной
деятельности. При такой интерпретации
сплоченности обязателен третий шаг в
анализе, т. е. переход от установления единства
ценностных ориентации к установлению
еще более
высокого уровня единства — единства
целей групповой деятельности как выражения
сплоченности.
Следующим феноменом малой группы является
лидерство. Отметим, что лидер и руководитель
имеют дело с однопорядковым типом задач,
хотя по происхождению лидер и руководитель
различаются, в психологических характеристиках.
Лидерство есть чисто психологическая
характеристика поведения определенных
членов группы, руководство в большей
степени есть социальная характеристика
отношений в группе, прежде всего с точки
зрения распределения ролей управления
и подчинения.
Первоначально лидер трактовался как
такой член малой группы, который выдвигается
в результате взаимодействия членов группы
для организации группы при решении конкретной
задачи. Он демонстрирует более высокий,
чем другие члены группы, уровень активности,
участия, влияния в решении данной задачи.
Таким образом, лидер выдвигается в конкретной
ситуации, принимая на себя определенные
функции. Остальные члены группы принимают
лидерство, т.е. строят по отношению к лидеру
такие отношения, которые предполагают,
что он будет вести, а они будут ведомыми.
Лидерство необходимо рассматривать как
групповое явление.
Феномен лидерства относится к динамическим
процессам малой группы. Этот процесс
может быть достаточно противоречивым:
мера «притязаний» лидера и мера готовности
других членов группы принять его ведущую
роль могут не совпадать.
Остановимся на одной теории лидерства
«синтетической», согласно которой лидерство
рассматривается как процесс организации
межличностных отношений в группе, а лидер
— как субъект управления этим процессом.
При таком подходе лидерство интерпретируется
как функция группы, и изучать его следует,
поэтому с точки зрения целей и задач группы,
хотя и структура личности лидеров при
этом не должна сбрасываться со счетов.
Рекомендуют учитывать и другие переменные,
относящиеся к жизни группы, например
длительность ее существования.
К. Левин выделил следующие стили лидерства:
«авторитарный», «демократический» и
«попустительский». В работах Л. И. Уманского,
например, названы такие типы лидеров:
лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит,
лидер-генератор эмоционального настроя,
лидер эмоционального притяжения, лидер
умелец.
Информация о работе Психология взаимопонимания и взаимоотношения в группе