Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:55, контрольная работа
Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности.
Введение 3
I. Психология взаимопонимания и взаимоотношения в группе 5
1. Понятие, виды групп 5
2. Социально-психологическая структура группы 7
3. Феномены межличностных отношений 12
II. Социально-психологические внутригрупповые процессы 14
Заключение 23
Список литературы 24
Содержание
Введение 3
I. Психология взаимопонимания и взаимоотношения в группе 5
1. Понятие, виды групп 5
2. Социально-психологическая структура группы 7
3. Феномены межличностных отношений 12
II. Социально-психологические внутригрупповые процессы 14
Заключение 23
Список литературы 24
Введение
В чисто научном плане введение проблематики межгрупповых отношений в социальную психологию имеет большое значение для обогащения знаний о самих группах. Характер межгруппового воздействия влияет на внутригрупповые процессы: предпринята серия исследований о влиянии межгруппового взаимодействия на такие процессы, удовлетворенность от принадлежности к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и другое. Проводились эксперименты, выявлявшие сравнительные характеристики групповых процессов в зависимости от места, занимаемого группой в межгрупповом соревновании, и от восприятия группой этого места (то есть от субъективной оценки меры собственного успеха). Соответственно были получены данные, касающиеся и неуспешных групп. В частности, удалось установить, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отношении: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов. Наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов. В качестве косвенного результата было обнаружено, что сам интерес к проблемам межличностных отношений более интенсивно выражен в “неуспешных” группах. Это является показателем того, что недостаточная интегрированность группы совместной деятельностью снижает показатели ее эффективности: внимание членов группы концентрируется не столько на отношениях деятельностной зависимости, сколько на отношениях межличностных. Констатация подобного сдвига может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития.
В более широком, методологическом плане эти данные важны для понимания того, что малая группа не может ни при каких обстоятельствах рассматриваться как изолированная система: для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки малой группы. Тезис о детерминированности всех процессов малой группы более широкой системой общественных отношений получает свое раскрытие и конкретизацию: ближайшей сферой таких отношений являются отношения между группами.
I. Психология взаимопонимания и взаимоотношения в группе
1. Понятие, виды групп
На определенных этапах развития личности одной из ведущих была потребность в принадлежности к группе. В то же время в процессе развития групповой сплоченности группа вступает в конфликт с индивидуальностью, выступая для нее как тормозящий момент в развитии.
Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности.
Группа представляет собой относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.
Обязательными элементами любой группы являются цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда.
Можно выделить несколько основных признаков социальной группы. Первый признак — наличие интегральных психологических характеристик, включающих общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, установки, которые формируются по мере развития группы.
Интегральные характеристики обусловливаются особым состоянием, возникающим при взаимодействии людей. Единодушие членов группы в значительной степени определяется общественным мнением.
Второй признак социальной группы — наличие свойств группы как единого целого. Социальная группа имеет композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции, социальный контроль.
Композиция
представляет собой
При анализе группы необходимо
дать характеристику состояния формальных
и неформальных отношений ее членов.
Неформальные отношения определяются
чувствами, которые участники
К групповым процессам
относятся динамические, меняющиеся
показатели группы. В группе важную
роль играют психологические и
Еще один признак группы — осознание людьми принадлежности к группе, который лежит в основе самоопределения личности.
Важным признаком группы является наличие группового давления, которое заставляет человека строить свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.
Для построения типологии групп используют такие признаки, как количество человек в группе, общественный статус, уровень группы. По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по характеру взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства.
По количеству человек выделяют большие группы, малые и микрогруппы. Микрогруппы включают в себя три или два человека. Несмотря на малое количество членов, данные группы все же обладают определенными характеристиками социальной группы. В них преобладают неформальные отношения. К основным признакам этих групп можно отнести чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.
2. Социально-психологическая структура группы
В общей теории управления и психологии управления существуют разные подходы к объекту, что объясняется отличием предметов изучения в каждой науке.
Теория управления в качестве объекта берет организацию как систему и ее структуру.
Психология управления
в качестве одной из сторон объекта
управления рассматривает социальную группу,
особенно малую социальную группу.
Важной характеристикой малых групп является
наличие непосредственного контакта и
взаимодействия между всеми людьми, входящими
в группу. Наличие небольшого количества
участников, постоянные контакты и взаимодействие
делают малые группы своеобразными психологическими
лабораториями, в которых все процессы
общения открыты для исследования.
Малая группа (рабочая группа) – это общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения целей, которые регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определенную систему ценностей и норм.
Наиболее общими качествами малой группы можно считать следующие:
Совместная деятельность
служит основанием формирования группы
как совокупного объекта
Как уже отмечалось выше, группы бывают условные (половозрастные, профессиональные), реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, неорганизованные и организованные, становящиеся и развитые. Кроме того, они подразделяются на ассоциации, кооперации и корпорации.
Ассоциация – это группа, в которой взаимоотношения определяются только личностно значимыми целями (группа друзей, товарищей).
Кооперация – группа,
отличающаяся реально и успешно
действующей организационной
Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки. В этом случае в группе формируется «корпоративный дух», который проявляется в противопоставлении своей группы другим, в стремлении осуществлять свои цели любой ценой, в том числе за счет других групп.
Все разнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить прежде всего на первичные и вторичные группы, как это сделал в начале века американский психолог Ч. Кули. Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие определяется личностным взаимодействием и солидарностью. Принадлежность к тем или иным первичным группам сама по себе является ценностью для ее членов и не преследует никаких других целей.
Вторичные группы характеризуются безличным взаимодействием их членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями. Такие группы противоположны по своей сути первичным. Значимость членов вторичных групп друг для друга определяется не на основе их индивидуальных свойств, а вследствие умений выполнять определенные функции. Люди объединяются во вторичные группы прежде всего стремлением к получению каких-либо экономических, политических или иных выгод.
Прежде всего, следует отметить цели группы. В соответствии с целью группы возникает необходимость тесной интеграции действий всех ее членов.
Следующий фактор – степень автономности группы, от которой зависит гибкость в структуре деятельности.
К числу существенных
факторов, влияющих на структуру группы,
относятся также социально-
Отметим, наконец, что структура группы зависит также от ее величины. Как правило, связи между членами групп, состоящих из 5–10 человек, обычно прочнее, нежели в больших по численности. Структура небольших групп чаще складывается под влиянием неформальных взаимоотношений.
Одним из важных элементов формирования и развития групп является групповая сплоченность. Это характеристика степени связанности, единения членов группы.
Функции социально-психологического климата:
Оптимальный (благоприятный) социально-психологический климат способствует реализации в деятельности и общении членов группы их психологического потенциала, побуждает их к активной и согласованной работе, предопределяет эффективность их участия в деловой и общественной жизни.
Конечно, при анализе социально-психологического климата первичной рабочей группы в той или иной конкретной ситуации невозможно отнести какое-либо влияние на нее за счет только макросреды или микросреды. Зависимость климата малой группы от факторов его собственной микросреды всегда обусловлена макросредой. Однако, решая задачу совершенствования климата в той или иной группе, следует обратить первоочередное внимание на факторы микросреды. Ведь именно здесь нагляднее всего заметен эффект целенаправленных воздействий.
Информация о работе Психология взаимопонимания и взаимоотношения в группе