Психология в античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:20, лекция

Описание работы

Характерной чертой психологических знаний и концепций античности является их материалистичность. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи. Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса Милетского (625–547 гг. до н.э.), магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 41.59 Кб (Скачать)

 

 Сторонники этого направления  рассчитывали, что, опираясь на  данные экспериментов, удастся  объяснить любые естественные  формы поведения людей, такие,  например, как строительство небоскреба  или игру в теннис. Основа же  всего – законы научения.

 

 В психологической  науке утверждался новый взгляд, согласно которому: 1) предмет психологии (бихевиоризма) – поведение человека  как любая внешне наблюдаемая  реакция человека на внешний стимул; 2) поведение – результат научения; 3) главная психологическая проблема – формирование навыка и научение; 4) человек «представляет собой животное, отличающееся словесным поведением».

 

 Бихевиоризм стали  называть «психологией без психики». Этот оборот предполагал, что  психика идентична сознанию. Между  тем, требуя устранить сознание, бихевиористы вовсе не превращали организм в лишенное психических качеств устройство. Они изменили представление об этих качествах. Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныне включала доступный внешнему объективному наблюдению, независимый от сознания стимул – реактивные отношения.

 

 Изменились схемы психологических  экспериментов. Они ставились  преимущественно на животных  – белых крысах. В качестве  экспериментальных устройств, взамен  прежних физиологических аппаратов,  были изобретены различные типы  лабиринтов и «проблемных ящиков».  Запускаемые в них животные  научились находить из этих  ящиков выход.

 

 Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы, собравшей огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Материал подвергался дотошной статистической обработке. Ведь реакции животных носили не жестко предопределенный, а статистический характер. Изменялось воззрение на законы, правящие поведением живых существ, в том числе человека, который предстал в этих опытах как «большая белая крыса», ищущая свой путь в «лабиринте жизни», где вероятность успеха не предопределена и царит его величество случай.

 

 Довольно скоро ортодоксальные  взгляды основоположника бихевиористского учения были смягчены его последователями, которые одновременно пытались приблизить науку о поведении к действительности, примирить ее со сложившимся философским пониманием человека, в жизни которого психические явления играют заметную положительную роль. Это было сделано необихевиористами в 30-е годы XX столетия, и наибольшую известность из них получили Э. Толмен и К. Халл. Представители необихевиоризма попытались с позиций методологии бихевиоризма объяснить психическую деятельность человека. Они выступили с концепцией «медиаторов» – внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом они исходили из того, что и для «незримых медиаторов» должны существовать такие же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций.

 

 В новейшее время бихевиористские идеи не пользуются особой популярностью среди психологов, но продолжают привлекать к себе внимание, особенно в связи с интересными работами на человеке одного из наиболее известных современных сторонников этого подхода Б.Ф. Скиннера.

 

 

Гештальтпсихология

 

 

 Если бихевиоризм как  один из путей выхода из  состояния кризиса психологии  возник и получил развитие  в США, то данное направление  зародилось в Германии в 20-е  годы и получило признание  в Европе. Гештальтпсихология тоже  ориентировалась на естественные  науки как на образец научного  знания, но больше использовала достижения физики и математики, а не физиологии организма. Ее создание связано с именами М. Вертгеймера (1880–1943), В. Келера (1887–1967), К. Коффки (1886–1941) и К. Левина (1890–1947), заложивших методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии – «Экспериментальные исследования видимого движения» была опубликована в 1912 году, однако окончательное оформление нового направления произошло уже после первой мировой войны.

 

 Главная идея этой  школы состояла в том, что  в основе психики лежат не  отдельные элементы сознания, но  целостные фигуры – гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким образом опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалось новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

 

 Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа является одной из первых, которая существенное внимание обращала на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Это была первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

 

 Методологический подход  гештальтпсихологии базировался  на нескольких основаниях –  понятии психического поля, изоморфизма  и феноменологии. Понятие поля  было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в  те годы важнейшие открытия. Изучение  природы атома, магнетизма, позволило  раскрыть законы физического  поля, в котором элементы выстраиваются  в целостные системы. Эта мысль  и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

 

 В исследованиях ученых  этой школы были открыты почти  все, известные в настоящее  время свойства восприятия, доказано  значение этого процесса в  формировании мышления, воображения,  других когнитивных функций. Впервые  описанное ими образно-схематическое  мышление позволило по-новому  представить весь процесс формирования  представлений об окружающем, доказало  значение образов и схем в  развитии творчества, раскрыв важные  механизмы творческого мышления. Таким образом когнитивная психология ХХ века во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе, также как и в школе Ж. Пиаже.

 

 Немецкий психолог  Макс Вертгеймер – один из основателей гештальтпсихологии – исследовал зрительное восприятие. В качестве основного принципа формирования психики он утверждал принцип целостности. Им сформулированы основные постулаты гештальтпсихологии. Является автором статьи «Исследования, относящиеся к учению о гештальте» (1923), книги «Продуктивное мышление» (1945).

 

 Вольфганг Келер – известный немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии, сделал открытие «инсайта» (озарение). Автор сочинений «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» (1917), «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» (1920), «Гештальтпсихология» (1929). Один из его подопытных шимпанзе (Келер назвал его «Аристотелем среди обезьян») справлялся с задачей доставания приманки (банана) путем мгновенного схватывания отношений между разбросанными предметами (ящиками, палками), оперируя которыми он достигал цели. У него наблюдалось нечто подобное «озарению».

 

 Одним из учеников  Вертгеймера Куртом Левиным (1890–1947) была создана «теория поля», которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг к другу. К. Левин считал, что психология должна объяснять психические явления прежде всего в категориях «отношений», а не изолированных «вещей». К заслугам К. Левина относят глубокое экспериментальное исследование мотивационной стороны поведения людей. В то же время отмечают, что в его концепции мотивация рассматривается во многом изолированно от других сторон поведения человека. В дальнейшем, эмигрировав из фашистской Германии в США, Курт Левин занялся изучением проблемы межличностных, отношений, а также анализом таких проблем, как стили руководства коллективом, типы конфликтов, способы их разрешения и т.п. Все эти проблемы имеют прямое отношение к психологии и этике делового общения.

 

 Изучая мышление человека, гештальтпсихологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.

 

Автор 

Предмет и задачи исследования 

Основные результаты

 

М. Вертгеймер 

Исследование феноменов  психического поля, законов, по которым  оно образуется и реорганизуется 

Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления

 

К. Коффка 

Изучение свойств, законов  и развития восприятия 

Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов

 

В. Келер 

Изучение законов и  развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей 

Инсайт, законы образно-схематического мышления

 

К. Левин 

Исследование психологического поля личности и социального поля группы 

Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая  дифференциация и виды лидерства

 

 

 

 Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к разнообразным проблемам – от творческого мышления до активности личности. Многообразные исследования психики дали возможность понять закономерности развития восприятия, мышления и личности, сформировать принципиально отличные от прежних экспериментальные методики.

 

 В предвоенные годы  прошлого века школа гештальтпсихологии  распалась из-за неспособности  разработать единую схему анализа  психической реальности. Скорее  всего, основная причина в том,  что психические и физические  явления в гештальтпсихологии  рассматривались по принципу  параллельности, вне причинной связи.  Гештальтизм претендовал на общую  теорию психологии, но на самом  деле его достижения касались  исследования одной из сторон  психического, на которую указывала  категория образа. При объяснении  же явлений, которые не могли  быть представлены в категории  образа, возникали огромные трудности.


Информация о работе Психология в античности