Психология в античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:20, лекция

Описание работы

Характерной чертой психологических знаний и концепций античности является их материалистичность. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи. Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса Милетского (625–547 гг. до н.э.), магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 41.59 Кб (Скачать)

различных органов чувств (работы И. Мюллера и Э. Г. Вебера, работы Т. Юнга, Г. Гельмгольца и Э. Геринга по зрению, Г. Гельмгольца  по слуху и т. д.).

Посвященные физиологии органов  чувств, т. е. различным видам чувствительности, эти работы в силу внутренней необходимости  переходили уже в область 

психофизиологии ощущений.

Особенное значение для развития экспериментальной психологии приобрели  исследования Э. Г. Вебера, посвященные  вопросу об отношении между

приростом раздражения и  ощущением, которые были затем продолжены, обобщены и подвергнуты математической обработке Г. Т. Фехнером (см. дальше).

Этим трудом были заложены основы новой специальной области  экспериментального психофизического исследования.

Результаты всех этих исследований объединил, отчасти дальше развил и  систематизировал в психологическом  плане в своих «Основах физиологической

психологии» (1874) В. Вундт. Он собрал и усовершенствовал в целях  психологического исследования методы, выработанные первоначально физиологами.

В 1861 г. В. Вундт изобретает первый элементарный прибор специально для целей экспериментального психологического исследования. В 1879 г. он

организует в Лейпциге лабораторию физиологической психологии, в конце 80-х гг. преобразованную  в Институт экспериментальной психологии. Первые

экспериментальные работы Вундта и многочисленных учеников были посвящены  психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций,

выразительным движениям  и т. д. Все эти работы были, таким  образом, сосредоточены на элементарных психофизиологических процессах; они  целиком еще 

относились к тому, что  сам Вундт называл физиологической  психологией. Но вскоре эксперимент, проникновение  которого в психологию началось с

элементарных процессов, лежащих как бы в пограничной  между физиологией и психологией  области, стал шаг за шагом внедряться в изучение центральных 

психологических проблем. Лаборатории  экспериментальной психологии стали  создаваться во всех странах мира. Э. Б. Титченер выступил пионером

экспериментальной психологии в США, где она вскоре получила значительное развитие.

Экспериментальная работа стала  быстро шириться и углубляться. Психология превратилась в самостоятельную, в значительной мере экспериментальную

науку, которая все более  строгими методами начала устанавливать  новые факты и вскрывать новые  закономерности. За несколько десятилетий, прошедших с

тех пор, фактический экспериментальный  материал, которым располагает психология, значительно возрос; методы стали  разнообразнее и точнее; облик 

науки заметно преобразился. Внедрение в психологию эксперимента не только вооружило ее очень мощным специальным методом научного исследования,

но и вообще иначе поставило  вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов

опытного исследования в  психологии. Именно поэтому введение экспериментального метода в психологию сыграло такую большую, пожалуй, даже решающую

роль в оформлении психологии как самостоятельной науки.

Наряду с проникновением экспериментального метода значительную роль в развитии психологии сыграло  проникновение в нее принципа эволюции.

Эволюционная теория современной  биологии, распространившись на психологию, сыграла в ней двойную роль: во-первых, она ввела в изучение психических 

явлений новую, очень плодотворную точку зрения, связывающую изучение психики и ее развития не только с физиологическими механизмами, но и с

развитием организмов в процессе приспособления к среде. Еще в  середине XIX в. Г. Спенсер строит свою систему психологии, исходя из принципа

биологической адаптации. На изучение психических явлений распространяются принципы широкого биологического анализа. Сами психические функции в

свете этого биологического подхода начинают пониматься как явления приспособления, исходя из той роли функции, которые они выполняют в жизни

организма. Эта биологическая  точка зрения на психические явления  получает в дальнейшем значительное распространение. Превращаясь в  общую 

концепцию, не ограничивающуюся филогенезом, она вскоре обнаруживает свою ахиллесову пяту, приводя к  биологизации человеческой психологии.

Эволюционная теория, распространившаяся на психологию, привела, во-вторых, к  развитию прежде всего зоопсихологии. В конце прошлого столетия

благодаря ряду выдающихся работ (Ж. Леба, К. Ллойд-Моргана, Л. Хобхауза, Г. Дженнингса, Э. Л. Торндайка и другие) зоопсихология, освобожденная от

антропоморфизма, вступает на путь объективного научного исследования. Из исследований в области филогенетической сравнительной психологии

(зоопсихологии) возникают  новые течения общей психологии  и в первую очередь поведенческая  психология.

Проникновение в психологию принципа развития не могло не стимулировать  и психологических исследований в плане онтогенеза. Во второй половине XIX в.

начинается интенсивное  развитие и этой отрасли генетической психологии — психологии ребенка. В 1877 г. Ч. Дарвин публикует свой «Биографический  очерк 

одного ребенка». Около  того же времени появляются аналогичные  работы И. Тэна, Э. Эггера и других. Вскоре, в 1882 г., за этими научными

очерками-дневниками, посвященными наблюдениям за детьми, следует продолжающая их в более широком и систематическом  плане работа В. Прейера

«Душа ребенка». Прейер находит множество последователей в различных странах. Интерес к детской психологии становится всеобщим и принимает

интернациональный характер. Во многих странах создаются специальные  исследовательские институты и  выходят специальные журналы, посвященные 

детской психологии. Появляется ряд работ по психологии ребенка. Представители каждой сколько-нибудь крупной психологической школы  начинают уделять 

ей значительное внимание. В психологии ребенка получают отражение  все течения психологической  мысли.

Наряду с развитием  экспериментальной психологии и  расцветом различных отраслей генетической психологии как знаменательный в истории психологии

факт, свидетельствующий  о значимости ее научных исследований, необходимо еще отметить развитие различных  специальных областей так называемой

прикладной психологии, которые  подходят к разрешению различных  вопросов жизни, опираясь на результаты научного, в частности экспериментального,

исследования. Психология находит  себе обширное применение в области  воспитания и обучения, в медицинской  практике, в судебном деле, хозяйственной 

жизни, военном деле, искусстве.

Введение

 

3. западная психология 20 век (бихевиоризм и гештальтпсихология)

 В начале десятых  годов ХХ века психология вступила  в период открытого кризиса,  который продолжался до середины 30-х годов. По оценке Л.С.  Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он является выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце ХVII – начале XIX века. Выход из кризиса определялся поиском как новых теоретических подходов к пониманию предмета психологии, так и новых экспериментальных методов исследования психики.

 

 Радикальное изменение  ориентации в психологической  науке отражало как запросы  логики научного познания (переход  к биологической причинности), так  и актуальные общественные потребности.  Это ярко проявилось в поисках  факторов, обучающих организм эффективным  приспособительным действиям, и в успехах психодиагностики.

 

 Под влиянием их  идей возникает мощное направление,  утвердившее в качестве этого  предмета поведение, понятое как  совокупность реакций организма,  обусловленных воздействием стимулов  среды, к которой он адаптируется. Кредо направления запечатлел  термин «поведение» (англ. behaviour), а само оно было названо бихевиоризмом.

 

 При всех преобразованиях,  которые испытывала психология, понятие о сознании сохраняло  в основном прежние признаки. Изменялись взгляды на его  отношение к поведению, неосознаваемым  психическим явлениям, социальным  влияниям. Но новые представления  о том, как само это сознание  организовано, впервые сложилось  с появлением на научной сцене  школы, кредо которой выразило  понятие о «гештальте» (образ, целостая форма, целостная структура). В противовес трактовке сознания как «сооружения из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)» утверждался приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Сама по себе мысль о том, что целое не сводится к образующим его частям, являлась очень древней. С ней можно было столкнуться также в работах некоторых психологов-эксперименталистов. Указывалось, в частности, что одна и та же мелодия, которую играют в различном ключе, воспринимается как та же самая, вопреки тому, что ощущения в этом случае совершенно различны. Стало быть, ее звуковой образ представляет собой особую целостность. Множество аналогичных фактов говорили о целостности восприятия.

 

 Идея о том, что  здесь действует общая закономерность, требующая нового стиля психологического  мышления, объединила группу молодых  ученых. В нее входили М. Вертгеймер (1880–1943), В. Келер (1887–1967) и К. Коффка (1886–1941), ставшие лидерами направления, названного гештальтпсихологией.

 

 Так давайте же подробнее  рассмотрим этапы становления  и основные положения бихевиоризма  и гештальтпсихологии.

 

 В то время еще  казалось, что исследования разных  школ приведут к единому мнению, и выстроится методология новой,  позитивной психологии. Общей тенденцией  был переход от психологии, изучающей  феномены сознания, к психологии, исследующей целостную систему  – организм-среда. Однако логика  развития этих направлений показала, что существует несколько путей  строительства такой психологии, которые кардинально отличаются  друг от друга не только  в понимании приоритетов и  задач психологической науки,  но даже в определении ее  предмета и содержания психики.  Разным являлся и подход к  динамике психического развития, его закономерностей и условий,  способствующих или препятствующих  его протеканию.

 

 

Бихевиоризм

 

 

 Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение), ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.

 

 Его «отцом» принято  считать Дж. Уотсона (1878–1958), в статье которого «Психология, каковой ее видит бихевиорист» (1913) излагался манифест новой школы. В нем требовалось «выбросить за борт» как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители. Ни Павлов, ни Бехтерев, на концепции которых опирался Уотсон, не придерживались столь радикальной точки зрения. Они надеялись, что объективное изучение поведения в конце концов, как говорил Павлов, прольет свет на «муки сознания». Д. Уотсон открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлений) на новый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами.

 

 Д. Уотсон считал, что  конечная цель науки о поведении  состоит в том, чтобы понять  и объяснить его, а не душевные  феномены, без которых наука о  поведении вообще может обойтись. Для достижения этой цели вполне  достаточно выполнить три условия:  точно описать само поведение,  выяснить те физические стимулы,  от которых оно зависит, и  установить связи, существующие  между стимулами и поведением.

 

 Общеметодологическими  предпосылками бихевиоризма явились  принципы философии позитивизма,  согласно которым наука должна  описывать только непосредственно  наблюдаемое, а любые попытки анализа внутренних, непосредственно не данных для наблюдения механизмов отклоняются как философские спекуляции. Отсюда основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей «стимул – реакция».

 

 С точки зрения бихевиориста (того времени), поведение животного и человека принципиально одинаково. Поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных, непосредственно переносить на человека результаты соответствующих исследований и, наоборот, «по-человечески» трактовать виды и формы поведения животных. Утверждалось, то человек отличается от животного только большей сложностью своих поведенческих реакций и большим разнообразием стимулов, на которые он способен реагировать.

 

 Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется  относительно небольшое число  врождённых схем поведения (дыхание,  глотание и т.п.), над которыми  надстраиваются более сложные  процессы, вплоть до образования  сложнейших «репертуаров поведения» (Б. Скиннер). Удачная реакция закрепляется  и впредь имеет тенденцию к  воспроизведению – «закон эффекта». Закрепление реакций подчиняется  «закону упражнения», т.е. многократного  повторения одних и тех же  реакций в ответ на одни  и те же стимулы, в результате  чего эти реакции автоматизируются. Для объяснения того, каким образом  выбирается данная реакция в  ответ на данное воздействие,  Торндайк выдвинул принцип «проб и ошибок», согласно которому выработка всякой новой реакции начинается со слепых проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет к положительному эффекту.

Информация о работе Психология в античности