Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:38, контрольная работа
Целью данной работы является изучение понятия психологии управления, ее предмета и методов. Отдельно будет уделено внимание понятию памяти и ее значению в процессе управления и работе руководителя.
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Введение.
Целью данной работы является изучение понятия психологии управления, ее предмета и методов. Отдельно будет уделено внимание понятию памяти и ее значению в процессе управления и работе руководителя.
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них мне показалась сфера психологии.
Работа руководителя – это, прежде всего работа с людьми, которая
является
одним из самых сложных видов деятельности.
Уже один только этот факт
порождает необходимость
психологической подготовки
менеджера. Руководитель должен знать,
как вести себя с исполнителями,
корректировать своё поведение в зависимости
от их состояния, уметь выявить сильные
стороны исполнителей и заметить
их недостатки с целью наиболее
эффективного распределения кадров.
Его обязанность – создать
сильный сплоченный коллектив,
в котором каждый его член занимает своё
место, в котором сведены к минимуму
возможности возникновения конфликтных
ситуаций, который способен слаженно
и эффективно работать.
Основные процессы и качества памяти.
Качества памяти
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает
определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. 06ъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.
Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по- другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти - готовностью воспроизвести
запечатленную в памяти информацию.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения
воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.
В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.
Главная
особенность преднамеренного
Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель действия. Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал.
Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.
В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.
Если сравнивать эти способы запоминания материала, то можно прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов — всего 20%, а в случае осмысленного запоминания 40% материала сохраняется в памяти даже через 30 дней. Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.
Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к заучиванию, а поэтому и не
создается условий для прочного сохранения. Еще большее значение для
сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они
запоминаются непроизвольно.
Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде
воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же - в отсутствие объекта.
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное - это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников. Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.
Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании.
Формы воспроизведения:
- узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном
восприятии объекта;
- воспоминание,
которое осуществляется при
- припоминание, представляющее собой наиболее активную форму
воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от
степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
- реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого,
казавшегося забытым;
- эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).
Процесс забывания — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с
забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.
Забывание проявляется в двух основных формах:
а) невозможность припомнить или узнать;
б) неверное припоминание или узнавание.
Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные
степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня:
1). Воспроизводящая память;
2). Опознающая память;
3). Облегчающая память.
Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.
Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.
Забывание
также наступает быстрее при
умственном или физическом утомлении.
Причиной забывания может быть и действие
посторонних раздражителей, мешающих
сосредоточиться на нужном материале,
например раздражающих звуков или находящихся
в поле нашего зрения предметов.
Психология
управления — междисциплинарное направление
в психологии, органически связанное с
психологией труда, социальной психологией,
социологией труда, теорией управления.
Наиболее общим определением предмета
П. у. является указание на психологические
закономерности управленческой деятельности.
Вместе с тем, признание положения о субъект-субъектном
характере управленческой деятельности,
а также того факта, что ее субъектом выступают
как отдельные лица, так и группы, включающие
различные категории членов организации
(лиц, наделенных властными полномочиями,
специалистов управления, исполнителей),
делает очевидным, что такое понимание
предмета П. у. оказывается неоправдано
широким и пересекающимся с предметом
психологии труда и инженерной психологии.
Наиболее полная дифференциация предмета
П. у. от других психологических дисциплин
достигается за счет указания на изучение
психологических закономерностей деятельности
лиц, наделенных властными полномочиями
и реализующих основные функции управления,
а также феноменология, связанная с осуществлением
управления в сложноорганизованых открытых
системах. К числу таких феноменов относятся:
коллективный субъект управленческой
деятельности, управленческое взаимодействие,
стили управленческой деятельности, управленческая
концепция руководителя, алгоритмы реализации
основных функций управления и лежащие
в их основе циклы переработки информации
(управленческие решения), процесс становления
управленческих команд. Особое место среди
них занимает личность руководителя и
состав его профессионально важных качеств.
На настоящем этапе развития П. у. еще не
преодолела своей методологической эклектичности,
связанной с ее полидисциплинарным происхождением.
Методами П. у. являются: наблюдение, опрос,
анализ документов, естественный эксперимент,
трудовой метод (самонаблюдение профессионалов).
Практическая реализация разработок в
области П. у. осуществляется в форме создания
диагностического инструментария, разработки
активных методов подготовки руководителей,
управленческого консультирования, в
частности, по вопросам профессионального
развития, создания резерва на выдвижение
на руководящие должности и т.д.