Психология управления коллективом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:11, реферат

Описание работы

Управление организацией - созданной людьми системой (группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей) - представляет собой сложную работу. Это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Руководство - отдельные менеджеры - должны признавать, что каждый работник представляет собой личность с неповторимыми переживаниями и запросами. Иначе говоря, руководство достигает целей организации через других людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
Понятие межличностного общения……………………………...4
Формальные и неформальные группы………………………….10
Понятие, виды и функции конфликта…………………………..15
Стиль руководства коллективом………………………………..22
Методы изучения взаимоотношений в группе………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

ПСИХ УПР.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

    В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по обобщению. Диалог - это равноправное субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.

    Диалог  строиться на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений.

    1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идет об общении по принципу здесь и сейчас, с учетом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент.

    2. Безоценочное восприятие личности  партнера, априорное доверие к  его намерениям.

    3. Восприятие партнера как равного,  имеющего право на собственное  мнение и собственное решение.

    4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).

    5. Персонификация общения - разговор  от своего имени, без ссылки  на мнения и авторитеты, презентация  своих истинных чувств и желаний.

    Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров.

    В различных исследованиях выявлено несколько важнейших видов социальных мотивов (то есть, мотивов, с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

    1. Мотив максимизации общего выигрыша (иначе мотив кооперации).

    2.Мотив максимизации собственного выигрыша (иначе, индивидуализм).

    3. Мотив максимизации относительного  выигрыша (конкуренция).

    4. Мотив максимизации выигрыша  другого (альтруизм).

    5. Мотив минимизации выигрыша другого  (агрессия).

    6. Мотив минимизации различий в  выигрышах (равенство).

    В рамки этой схемы могут быть в  общем виде отнесены все возможные  побуждения, детерминирующие социальное взаимодействие людей. Естественно, что  характер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами по общению. Важным является соотношение мотивов общения, имеющихся у участников взаимодействия: если они совпадают или естественно взаимодополняют друг друга, можно прогнозировать большую успешность их контактов. Можно также выделить те мотивы, которые с большой вероятностью будут приводить к “проигрышным” с точки зрения успешности общения стратегиям взаимодействия. К ним относится второй и пятый мотив, приводящие к игнорированию интересов партнера по общению, что в свою очередь активизирует вероятно, и защитные стратегии с его стороны.

    В целом можно выделить стратегии  взаимодействия, исходя из особенностей мотивации, определяющей выбор стратегии. Представим себе взаимодействие как процесс, разворачивающийся в следующей системе координат. По оси У расположены стратегии взаимодействия, ориентированные на достижение участниками собственных целей. По оси Х - стратегии, ориентированные на достижение целей партнера по общению. 
 

      
 
 
 
 
 
 

    Рис. 1 
 
 

    Соответственно  по каждой шкале может быть выделена точка минимума и точка максимума (как крайние формы проявления той или иной ориентации). А в  соответствии с исходной социальной мотивацией участников общения, можно обозначить пять основных стратегий их поведения в процессе взаимодействия:

  • точка П соответствует мотиву максимизации собственного выигрыша и стратегии поведения, получившей название “противодействие”. В данном случае индивид демонстрирует полную ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению.
  • Точка И - стратегия “избегания” - соответствует мотиву минимизации выигрыша другого. Смысл стратегии избегания - в уходе от контакта, истинного взаимодействия, потеря собственных целей ради исключения выигрыша другого.
  • Точка У символизирует стратегию “уступчивости”, ориентированную на реализацию мотива альтруизма. В этом случае человек жертвует собственными целями ради достижения цели партнером.
  • Точка К - стратегия “компромисса”, позволяющая реализовать мотив минимизации различий в выигрышах. Суть данной стратегии в неполном достижении целей партнерами ради условного равенства.
  • Наконец, точка С символизирует стратегию “сотрудничества”, направленную на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих социальных потребностей. Данная стратегия позволяет реализовать один из двух мотивов социального поведения человека - мотива кооперации или мотива конкуренции.

    Последняя из названных стратегий может  быть рассмотрена как наиболее продуктивная с точки зрения эффективности взаимодействия и как наиболее успешная с точки зрения самочувствия участников общения и их взаимоотношений. Вместе с тем, она очень трудна в реализации, так как требует от партнеров по общению значительных психологических усилий по созданию позитивного климата, разрешению возникающих противоречащий в духе взаимопонимания, уважения к интересам другого.

    2. формальные и неформальные  группы

 

    В зарубежной теории управления Менеджмента  трудовые коллективы, их части, подразделения носят название групп. Любое предприятие, организация состоит из нескольких групп, Группа – это два или более лица, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. Группы бывают двух видов – формальные и неформальные.

    Формальные  группы или организации (коллективы) создает руководство, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления), для организации производственного или торгового процесса. Их первейшей функцией является выполнение конкретных задач и достижение определенных целей.

    Существует  три основных типа формальных групп. Группа руководителя (командная) состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Типичная командная группа – это президент компании и вице-президенты. Такую же группу образуют директор магазина и заведующие его отделами.

    Рабочая (целевая) группа состоит из лиц, вместе работающих над общим заданием.

    Третий  тип группы – это комитет (комиссия, совет) внутри организации, которому делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания. Его отличительной особенностью является групповое принятие решений и осуществление действий. Имеется 2 основных типа комитетов: специальный и постоянный. Первый представляет собой временную группу, сформированную для выполнения определенной цели. Второй – это постоянно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель. Их зачастую используют для предоставления организациям консультаций по важным вопросам. Это советы директоров (правления форм), ревизионные комиссии, группы планирования, комиссии по пересмотру зарплаты.

    Эффективность деятельности формальных групп зависит от размера и состава формальных групп, групповых норм, сплоченности людей, степени конфликтности, статуса и функциональных ролей членов групп. Эффективная группа - та чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности, хорошее выполнение ролей и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют. 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 2. Механизм образования формальных и неформальных организаций.

    Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Это - место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации  существует сложное переплетение неформальных групп и организаций. 

    Неформальная  группа – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существования неформальных организаций. Причем, в крупной организации существует не одна, а несколько неформальных организаций. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть.

    В неформальных организациях также имеются  правила или нормы поведения, но неписаные. Они подкрепляются системой поощрений и санкций. Различие в том, что формальная организация, ее структура и тип строятся руководством сознательно по заранее продуманному плану. Неформальная же организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворительные индивидуальные потребности, ее структура и тип возникают в результате социального взаимодействия.

    Причины вступления людей в неформальные организации состоят в следующем.

    Первая  – это удовлетворение потребности людей в чувстве принадлежности к данной организации.

    Вторая  причина – это помощь, которую получают работники от неформальных организаций, не ощущая ее от непосредственных руководителей – менеджеров.

    Третья  причина – взаимозащита работников от ряда факторов, в том числе вредных условий труда. Причем, защитная функция приобретает наиболее важное значение, когда начальству не доверяют.

    Четвертая причина – потребность людей в общении. Люди хотят знать, что вокруг их происходит. Однако во многих формальных организациях плохо поставлена информация. Более того, руководители подчас намеренно скрывают ее от работающих.

    Пятая причина – это взаимные симпатии людей. Они часто присоединяются к неформальным группам для того, чтобы быть ближе к тем, кому симпатизируют.

    Таким образом, люди вступают в группы, чтобы обрести принадлежность, помощь, защиту и общение.

    Характеристики  неформальных организаций

    Процесс развития неформальных организаций  и причины, по которым люди в них  вступают, способствуют образованию  у этих организаций свойств, которые делают их одновременно похожими и непохожими на формальные организации. Ниже приводится краткое описание основных характеристик неформальных организаций, которые имеют прямое отношение к управлению, так как оказывают сильное влияние на эффективность формальной организации.

    Социальный  контроль. Неформальные организации устанавливают и укрепляют нормы - групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы укрепить соблюдение этих норм, группа может применять довольно жесткие санкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Это - сильное и эффективное наказание, когда человек зависит от неформальной организации в удовлетворении своих социальных потребностей.

    Социальный  контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать влияние и направить к достижению целей формальной организации. Он также может повлиять на мнение о руководителе и справедливости их решений.

    Сопротивление переменам. Люди могут использовать неформальную организацию для предполагающихся или фактических перемен в их отделе или организации. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению перемен, которые могут нести в дальнейшем угрозу существования неформальной организации, либо к сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд. Иногда такие изменения могут дать возможность конкретным группам добиться положения и власти.

    Сопротивление будет возникать всякий раз, когда  члены группы будут усматривать  в переменах угрозу дальнейшему  существованию своей группы как  таковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересам или положительным эмоциям. Руководство может ослабить сопротивление, разрешая и поощряя подчиненных участвовать в принятии решений.

Информация о работе Психология управления коллективом