Психология управления, ее предмет и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

В систему подготовки управленческих кадров практически всех специальностей включена такая дисциплина как «Психология управления». Разработаны специальные образовательные стандарты, определяющие необходимый объем знаний, который должны усвоить будущие управленцы, потому что эффективность их работы во многом зависит, с одной стороны, от умения правильно оценивать подчиненных, выявлять мотивы их поведения, хорошо знать особенности их личности, а с другой стороны, от умения правильно с психологической точки зрения организовать свой собственный труд.

Содержание

Введение………………………………………….3

Управление как наука и искусство……………..4

Управление…………………………………….…7

Функции управления…………………………….8

Предмет психологии управления……………….9

Место психологии в управлении……………….13

Заключение………………………………………14

Библиографический список………...…………..15

Работа содержит 1 файл

Психология управления..doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Функции управления.

         Функции управления [лат. functio — исполнение] — термин, используемый в   теории управления для обозначения относительно обособленных направлений управленческой деятельности, позволяющих осуществить управляющее воздействие     при управлении организацией. Функции управления выделяются в зависимости от    сферы управления, либо в соответствии с разделением управленческого труда,    например, выделяют функцию общего управления, функцию управления персоналом    или финансами, различными по своему характеру объектами, функцию управления бригадой,   участком,   цехом.

         Особое место среди функций  управления занимают так называемые основные функции управления, которые реализуются в любом типе организаций и инвариантны прочим функциям  управления. Только за счет реализации совокупности основных функций управления обеспечивается управляемость системы. В современной теории управления к их числу относят планирование, организацию, контроль и       регулирование.

         Выделенные таким образом на  основе кибернетического подхода,  основные  функции управления  являются взаимно независимыми  и отвечающими признакам необходимости и достаточности. Несмотря на то, что перечисленные функции в             той же степени характерны для систем иной, чем организация, природы, подобный  способ их выделения не затушевывает специфику организационного управления. Это обусловлено тем, что только в управлении организацией способы их реализации       имеют институциональные основы, т.е. зафиксированы в нормативных документах.      Это принципиально отличает планирование, организацию, контроль и регулирование    как основные функции управления от одноименных функций систем иной природы. Институированные способы реализации основных функций управления называются методами   управления.

         Деятельность по реализации трех  из четырех основных функций управления (организация, планирование, контроль) достаточно хорошо алгоритмизируется. Регулирование не алгоритмизируется в силу свойства открытых систем высокого     уровня сложности, получившего название "эквифинальность". Благодаря этому    свойству, для каждого конкретного состояния системы не существует единственного лучшего способа ее регулирования, хотя выделяются признаки наиболее        эффективного варианта управляющего воздействия. К их числу относятся:      системность, комплексность, непротиворечивость и минимизация воздействия, что обусловлено системной природой организации. С психологической точки зрения выделение основных функций управления имеет принципиальное значение в связи с исследованием специфики деятельности руководителей в отличие от деятельности     иных специалистов управления, реализующих конкретные функции и, тем самым, обеспечивающих лишь этапы или элементы цикла управления; при исследовании    общего и специфичного в управлении различными типами организаций, а также феноменов ролевой неопределенности, делегирования полномочий в управлении и проблемы   эффективности   труда   руководителя. 

Предмет психологии управления.

         До начала XX века управление не  считалось самостоятельной областью  научного исследования. Впервые  об этом заговорили в связи  с появлением книги Ф. У. Тейлора «Принципы научного менеджмента» в 1911 году, в которой были выделены          основные принципы управленческого труда. Немного позднее, в 20-е годы XX века известный французский инженер, управляющий гигантской добывающей и металлургической компании, А. Файоль уже описал последовательную систему принципов менеджмента. Именно благодаря А. Файолю управление стали считать   особой   специфической   деятельностью.

         К этому времени уже сформировалась  психология как наука в ее  теоретическом        и прикладном направлениях. Благодаря слиянию управления и психологии, а также           в ответ на требования развивающегося производства, возникла прикладная междисциплинарная   наука  —  «психология   управления».

         Управлением принято считать совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Эти мероприятия имеют отношение прежде всего к людям, работающим в данной организации, к каждому из которых нужно найти особый подход, для чего        необходимо знать их потребности и черты характера, способности и особенности восприятия   ими   окружающего   мира.

         Неправомерна существующая тенденция  отождествлять психологию управления       с менеджментом, как системой  способов управления персоналом. В какой-то мере предмет психологии управления перекрещивается с менеджментом, но, тем не менее,      он имеет свою специфику. Если менеджмент учит нас, что делать, то психология управления   разъясняет,   почему   нужно   делать  так,  а  не  иначе,  и как это работает.

         Следовательно, предметом психологии управления являются психологические основания деятельности менеджера: психофизиологические особенности трудовой деятельности, психологические особенности переработки информации, механизмы восприятия человека человеком и механизмы влияния людей друг на друга, психологические особенности формирования трудового коллектива и межличностных отношений в нем, психологические особенности принятия управленческих решений          и психологические факторы управленческой деятельности в целом.

         Подходы к пониманию предмета  психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует  о сложности этого феномена. Принято  выделять следующие управленческие  проблемы, характерные для предмета данной отрасли психологии:

  • социально-психологические  вопросы   производственных   групп   и   коллективов;
  • психология   деятельности   руководителя;
  • психология   личности   руководителя;
  • психологические   проблемы   подбора   руководящих  кадров;
  • психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров;
  • функционально-структурный   анализ   управленческой   деятельности;
  • социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов   и   взаимоотношений   в   них   людей;
  • психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными   и   др.

         Специалистами в области психологии  управления среди всего многообразия  психологических проблем на сегодняшний  день выделяется ряд наиболее          актуальных   для   организации:

  • повышение профессиональной компетентности руководителей всех уровней,        то есть совершенствование стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов   и   др.;
  • повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управлен-ческого персонала;
  • поиск   и   активизация   человеческих   ресурсов   организации;
  • оценка и подбор (отбор) специалистов управленческого звена для нужд организации;
  • оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг   целей   организации.

         Психология управления как наука  и практика направлена на формирование                и развитие психологической управленческой  культуры руководителей, создание необходимых основ для теоретического понимания и практического применения в управлении знаний особенностей личности работника, межличностных отношений и закономерностей   функционирования   трудового   коллектива.

         Руководитель должен понимать природу управленческих процессов, знать     способы повышения эффективности управления, знать информационные технологии        и средства коммуникации, необходимые для управления персоналом и т. д., для            чего ему необходимо знать психологические особенности функционирования      трудового коллектива, принятия управленческих решений в различных условиях и обстоятельствах,   работы   с   людьми.

         К психологическим факторам функционирования  трудового коллектива       относятся психофизическая совместимость в группах, феномены межличностного взаимодействия, мотивация труда, социально-психологический климат и другие психологические явления, включенные в совместную трудовую деятельность по производству определенной продукции или оказанию услуг. К психологическим  факторам принятия управленческих решений относятся постановка цели как       результата деятельности и процесс принятия решения. Личность человека как   микрокосм, с одной стороны, и восприятие этой личности другим человеком,    стремление доминировать и подчиняться, статус, социальные ожидания,      эмоциональное реагирование и многие другие составляют сущность психологических факторов   работы  с  людьми.

         Психология управления как специфическая  отрасль практической психологии возникла почти одновременно с появлением профессии менеджера и      профессиональных управленцев. Как и любая прикладная отрасль психологии, она появилась в ответ на конкретный социальный заказ индустриально развитого       общества, который исследователи в области менеджмента формулируют следующим образом:

  • Как   сделать   управление   эффективным?
  • Каким образом максимально использовать в производстве человеческие       ресурсы   без   принуждения   и   давления   на   людей?
  • Как   лучше   построить   и   организовать   систему   управления   коллективом?
 

         Психология управления возникла  на определенном этапе развития  общества, в котором важно не  только получить максимальный  результат труда, но и учесть  особенности самовыражения человека в процессе труда, реализацию потребностей, достигаемую в результате труда. Иными словами, управленец обращался к личности свободно трудящегося человека, стремящегося наиболее полно раскрыть собственные возможности с максимальной пользой для себя и для дела. Следовательно,          предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений   и   взаимодействий   с   точки   зрения   ситуаций   управления:

    1. Личность,   ее   самосовершенствование   и   саморазвитие  в   процессе   труда.
    2. Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической   эффективности.
    3. Групповые   процессы   в   трудовом  коллективе,   и   их   регуляция.

         Личность, ее самосовершенствование  и саморазвитие играют существеннейшую роль в процессе управления. Здесь важны, как минимум, два обстоятельства.                   Во-первых, среди множества качеств, черт, характеристик личности психология управления выявляет те, которые помогают успешно осуществлять управленческую деятельность. Во-вторых, рассматривая личность в процессе управления, психология      не ограничивается только описанием, сравнительным анализом и констатацией       фактов. В этой отрасли знаний имеется достаточно большой объем практических   советов, рекомендаций и «рецептов», позволяющих руководителю любого ранга и с любым исходным уровнем управленческих способностей развивать в себе качества лидера.

         Управленческая деятельность строится  по определенным правилам, соблюдая  которые можно добиться успеха и, напротив, игнорирование их неминуемо приведет организацию к краху даже при максимально благоприятных прочих условиях. Специалисты в области психологии разрабатывают правила и технические приемы общения,  позволяющие  сделать  его  не  просто  формой,  но  и  фактором  управления.

         Любой коллектив — это, прежде  всего, люди, преследующие свои  цели,     решающие свои  задачи, стремящиеся сохранить или  изменить свой формальный и  неформальный статус. Члены трудового  коллектива связаны друг с  другом системой порой очень сложных отношений. Как любой организм, коллектив может          переживать и благоприятные, и неблагоприятные периоды в развитии. Кризис           может произойти в любой момент под влиянием комплекса внешних и               внутренних причин и обстоятельств. Его последствия могут быть как        положительными (дальнейший подъем в развитии коллектива), так и отрицательными (коллектив, еще недавно работавший как «часы», становится неуправляемым и распадается). Уровень руководителя и степень его профессионализма определяются        не только тем, как он управляет развитием своего коллектива в относительно благоприятные периоды его существования и развития, но и тем, как он                действует в сложные моменты, в обстановке кризиса. Руководитель должен         управлять в любой, даже, казалось бы, самой неуправляемой ситуации. А для этого  нужны и знания, и конкретные навыки руководства в условиях конфликта и кризиса. Искусство управления конфликтом — то, чем профессиональный руководитель отличается от руководителя-дилетанта. Там, где второй лишь разводит руками,        первый берется за дело и действует с максимальной пользой и минимальными     потерями. 

Информация о работе Психология управления, ее предмет и сущность