Психология управления, ее предмет и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

В систему подготовки управленческих кадров практически всех специальностей включена такая дисциплина как «Психология управления». Разработаны специальные образовательные стандарты, определяющие необходимый объем знаний, который должны усвоить будущие управленцы, потому что эффективность их работы во многом зависит, с одной стороны, от умения правильно оценивать подчиненных, выявлять мотивы их поведения, хорошо знать особенности их личности, а с другой стороны, от умения правильно с психологической точки зрения организовать свой собственный труд.

Содержание

Введение………………………………………….3

Управление как наука и искусство……………..4

Управление…………………………………….…7

Функции управления…………………………….8

Предмет психологии управления……………….9

Место психологии в управлении……………….13

Заключение………………………………………14

Библиографический список………...…………..15

Работа содержит 1 файл

Психология управления..doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Психология  управления, ее предмет и сущность. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………….3

Управление  как наука и искусство……………..4

Управление…………………………………….…7

Функции управления…………………………….8

Предмет психологии управления……………….9

Место психологии в управлении……………….13

Заключение………………………………………14

Библиографический список………...…………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

         Каждый, кто стремится полноценно  прожить жизнь, добиться успехов  в       обществе, а главное,  ощущать радость жизни, должен  уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо. Широкие и глубокие знания - это не только условие высокой профессиональной квалификации,        но и важнейший ресурс, который, в отличие от природного сырья, не исчерпывается,         а приумножается.

         В настоящее время в технологически передовых предприятиях развитых стран важнейшее место в осуществлении управленческого воздействия занимает психология, позволяющая максимально эффективно осуществлять взаимодействие между руководителем и подчиненными, организовывать работу так, чтобы сотрудники были максимально удовлетворены не только вознаграждением за труд, но и получали удовольствие   от  самого   процесса  труда.

         Для этого было необходимо наполнить управленческий труд осознанным психологическим содержанием, учет которого — не просто благое пожелание, а обязательное требование для руководителей всех рангов. Руководитель современной организации — не солист, а дирижер хора, согласованность которого определяет гармоническое развитие дела, которому он служит.

         В систему подготовки управленческих кадров практически всех специальностей включена такая дисциплина как «Психология управления». Разработаны специальные образовательные стандарты, определяющие необходимый объем знаний, который должны усвоить будущие управленцы, потому что эффективность их работы во многом зависит, с одной стороны, от умения правильно оценивать подчиненных, выявлять мотивы их поведения, хорошо знать особенности их личности, а с другой стороны, от умения правильно с психологической точки зрения организовать свой собственный труд.

         Психология управления – одна  из важнейших отраслей современной  социальной психологии, изучающей  проблемы общения и взаимодействия  людей в различных социальных структурах. 
 
 
 
 
 

Управление  как наука и  искусство.

         Управление считается одновременно  древнейшим искусством и новейшей  наукой. Как наука, управление  представляет собой постоянно  накапливающуюся совокупность знаний  и методов их получения. Психология управления находится в постоянном поиске новых данных о природе воздействия человека на другого человека, группу или общество в целом с целью понять и объяснить механизмы этого воздействия и способы его совершенствования.

         Психология управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований — она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие        во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические основы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы     предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Описание психологических явлений и приведение их в систему, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций — вот основная задача психологии управления как науки. Кроме того, психология как наука анализирует психологические условия и особенности управленческой деятельности с целью  повышения   эффективности   и   качества  работы  в   системе   управления.

         Процесс управления реализуется  посредством деятельности руководителей,  в которой, как известно, основными  являются следующие направления:

  • диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы организации,
  • формирование программы деятельности подчиненных,
  • оптимизация деятельности самого руководителя.
 

         Психология управления изучает  и особенности личности руководителя: его управленческие потребности и способности, индивидуальную управленческую концепцию, включающую миссию и видение, управленческие замыслы, а также внутренне принятые им принципы и правила управления. Также психология      управления изучает способы взаимодействия руководителей в иерархически   выстроенной управленческой подсистеме, их срабатываемости, определяющей успешность   функционирования   системы  в  целом.

         Однако управление далеко не  всегда может опираться на  дедуктивные и экспериментальные  методы познания, так как изучаемые явления нельзя           изолировать от влияния огромного множества факторов. Управление располагает          еще одним особым инструментом — интуицией. Конечно, интуиция основана на эмпирическом и теоретическом знании изучаемого явления, но внезапность   срабатывания механизма интуиции, неосознанность мыслительных процессов,  приведших к верному решению, свидетельствуют о тесной связи науки с ее точными методами и искусства с его озарением и вдохновением. Хороший руководитель     обладает управленческим чутьем, которое подсказывает ему верное решение в тех условиях, когда очень сложно рационально определить правильное поведение или принятие   правильного   решения.

         Управляющие всех рангов находятся  в постоянном контакте с изменяющейся социальной средой и разными людьми и обязаны принимать решения с учетом  случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нестандартного решения придают управлению характерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и     практиков, таких как Г. Кунц, С. О'Доннел и др., категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством. Они утверждают, что «...процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организованного   знания   в  области   управления)  к   реальностям  любой   ситуации».1

         Но это искусство опирается  на науку: «Хотя деятельность  по управлению — это искусство,  лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут    понимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление — важнейшее из всех искусств».2

         Практически во всех сферах  человеческой деятельности наука  и искусство не   исключают,  а дополняют друг друга. В  управлении, когда в результате  групповой деятельности любое  решение отличается от вариантов,  предложенных отдельными людьми, умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Несмотря на то, что не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы  искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы — обязанность  каждого   специалиста   и   руководителя   любого   уровня.

         Руководитель должен быть незаурядной  личностью, мастерски владеющей  искусством общения, убеждения,  диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во многих сферах знаний. Но, поскольку он работает в первую очередь с людьми, то обязан знать все тонкости «человеческой инженерии» и владеть      обширными   гуманитарными  и  психологическими   знаниями.

         В широком смысле термин «искусство»  применим к любой сфере человеческой  деятельности, когда какая-либо работа  выполняется умело, мастерски,  искусно и в технологическом,  и в эстетическом смысле. Искусство  проявляется как способность  к импровизации, высокое умение объединять отдельные элементы знания и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации. Одновременно оно развивает творческое воображение, способствует нравственному самоопределению и самосознанию     личности, формирует эстетические вкусы и идеалы. Если искусство есть        деятельность, направленная на изучение и образное моделирование окружающего          нас мира, то искусство управления отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реальные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения. Но это особое искусство, так как оно впитало в себя мировые достижения психологии, логики,  риторики,   этики,   философии,   права,   а   также   методов   воздействия   на   личность.

         Профессиональная подготовка кадров управления является одним из высокорентабельных вложений, поскольку лишь выполнив эту задачу, мы сможем подняться на уровень высших экономических достижений и решения социальных проблем.

         Таким образом, для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику,     т. е.   владеть  наукой   и  искусством   управления.

         Фундамент психологии управления основан на:

  • марксистско-ленинской психологии;
  • социологии — науке, изучающей явления общественной жизни. Она предлагает разные модели социальной организации;
  • общей теории управления,
  • общей психологии (фундаментальные положения - деятельность человека и общение).

         Психология управления, как часть  науки управления, имеет непосредственное  отношение к изучению разработки  повышения качества жизнедеятельности    организации. Психология управления является направлением психологической науки,   она изучает психику человека, даёт психическую характеристику его управленческой деятельности   и   анализирует   качества   необходимые  для её успешного осуществления. 

Управление.

         Эффективное управление является  ключевой предпосылкой успешного  функционирования организаций в сфере бизнеса, в государственном и общественном секторе.

         Управление изучается в ряде  научных дисциплин: взятое в  широком смысле понимания этого  термина, оно является объектом  изучения в кибернетике; также  в социальных системах оно рассматривается в теории управления. В психологии исследование управления осуществляется в социальной психологии, психологии управления   и   инженерной   психологии.

         Управление в психологии — это функция систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. В технических, социотехнических и социальных системах управление объективируется в форме деятельности по управлению, которая имеет либо субъект-объектный (деятельность оператора, управляющего процессами и предметами), либо субъект-субъектный    характер (организационное управление, осуществляемое в форме управленческого взаимодействия между отдельными субъектами или группами). Субъектом и в том,           и   в   другом   случае   может   быть   как   отдельное   лицо,   так   и   группа.

         Содержательно деятельность по  управлению раскрывается через  функции управления, имеющие в  своей основе циклы переработки  информации.              Управление занимает особое место в общей структуре различных видов социальной активности человека и реализуется посредством таких моделей поведения, которые являются общими для разных групп сотрудничающих друг с другом людей и не зависящими ни от конкретных целей, ради которых осуществляется сотрудничество,       ни   от   конкретных   технологических   методов,   используемых   для   достижения  цели.

         Особо сложными оказываются процессы  управления в социально-производственной  сфере. Это связано с тем, что она представлена открытыми сложно организованными системами, управление которыми осуществляется на фоне подчас противоречивых требований, исходящих от их разных подсистем и организационных уровней, при необходимости добиваться стоящих перед организациями целей в ситуации неопределенности или риска, в условиях временных ограничений, при высокой        личной экономической и юридической ответственности руководителей. Процессы         управления в подобных системах осуществляются в структуре совместной     деятельности, когда и управляющая и управляемая подсистемы представлены коллективными субъектами деятельности. При этом воздействия, исходящие от непосредственного руководителя или органов управления организацией,       преломляются управляемой подсистемой через призму внутри-групповых организационных процессов, что существенно сказывается на эффективности управляющих   воздействий. 

Информация о работе Психология управления, ее предмет и сущность