Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:45, курсовая работа
Цель работы.
В пределах данной курсовой работы мы пытаемся раскрыть понятие толпы.
Проследить ход развития психологии толпы в России и за рубежом.
Определить методы изучения поведения толпы.
Рассмотреть основные виды толпы.
Описать основные механизмы воздействия на толпу и внутри неё.
Охарактеризовать её основное поведение в разных условиях на основе современных и исторических трудов по психологии.
Введение
Часть I. Теоретическая
Глава 1. Сущность толпы
Глава 2. Понятие толпы. Механизм её формирования и состав
2.1. Толпа
2.2. Образование ядра толпы
2.3. Процесс кружения
2.4. Появление нового общего объекта внимания
2.5. Активизация индивидов в единое целое
Глава 3. Общая классификация толпы
Глава 4. Психологические свойства толпы
4.1. Когнитивная сфера
4.2. Эмоционально-волевая сфера
4.3. Темпераментальная сфера
4.4. Моральная сфера
Глава 5. Основные характеристики толпы
5.1. Импульсивность
5.2. Внушаемость
5.3. Максимализм
5.4. Авторитарность и консерватизм
5.5. Нравственная спонтанность
5.6. Образность и алогичность мышления
Вывод
Часть II. Практическая
Глава 1. Внешние особенности и поведение толпы. Факторы, влияющие на толпу
1.1. Внешние особенности толпы
1.2. Поведение толпы
1.3. Факторы, влияющие на толпу
Глава 2. Верование толпы
Глава 3. Психологические особенности индивида в толпе
Глава 4. Лидер в толпе и механизм управления толпой
Вывод
Часть III. Экспериментальные методы изучения толпы и индивидов в ней. Контрольные эксперименты
Глава 1. Методы изучения
Глава 2. Контрольные эксперименты
Заключение
Список используемой литературы
Большая группа людей, работающая в резонанс (чётко и согласованно) способна на многое. Поэтому не исключено, что тайна египетских пирамид и передвижение гигантов острова Пасхи заключается в коллективном умении осознанного управления потенциалом энергии каждого человека в отдельности, но направленного на одну общую цель. Вполне возможно, что многие из работ по сооружению египетских пирамид, которые очень трудно (ил даже невозможно) выполнить с использованием самой современной техники, осуществляли настроенные на чёткий резонанс человеческие массы. Для этого им был нужен чёткий мыслеобраз процесса, согласованность мысленных и физических усилий, а так же максимально возможная синхронная концентрация внутренней энергии каждого индивида, но для единой цели.
Заключение
Можно привести примеров множество,
Что когда доходит мир до точки,
То в стада сбиваются ничтожества,
Мудрецы ж воюют в одиночку.
Э. Севрус
С одной стороны, человек - это исключительно социальное "животное" (именно поэтому одиночная камера считается одним из самых суровых наказаний - социальные муки страшнее физических). С другой стороны, в этом и слабость человека, т.к. наше сознание постоянно подстраивается под действия большинства.
Введение данной курсовой работы начиналось вопросами «Что такое толпа?», «Как вести себя, став заложником толпы?», и «Какие меры должны предпринять правоохранительные органы, чтобы «обезоружить» агрессивную толпу?».
В заключении, мы сделаем
попытку, на основании нижеуказанной
литературы, указать некоторые
Для того, чтобы не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа, в первую очередь необходимо устранить долговременные условия, создающие чувства социальной неудовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности. Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать появление агрессивной толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков и задействовать людей, которые могли бы позитивно влиять на толпу.
Однако если нам все же предстоит «иметь дело» с агрессивной толпой, то полезны следующие рекомендации:
· без крайней необходимости не предпринимать никаких мер воздействия на толпу, ни в коем случае не пытаться сжать ее или вытеснить с занимаемого места, не допускать давки, возникновения паники;
· блокировать подходы к толпе, не допуская ее пополнения, тянуть время - оно работает против толпы - люди устают и их активность снижается;
· устранить эмоции, не отвечать на оскорбления, проявлять выдержку; это связано с тем, что для человека в толпе и для толпы в целом характерна импульсивность;
· не следует вступать в разговоры с людьми - следует ограничиваться ответом: "Мы выполняем приказ"; это связано с тем, что у людей в толпе в силу преобладания эмоций понижается уровень интеллекта и доказывать им что-либо бессмысленно;
· четко выполнять приказы руководства;
· без необходимости не подпускать к себе людей;
· постоянно (через устройства усиления речи) информировать людей о коридорах выхода, об ответственности, о применяемых мерах по устранению причин, по которым собралась толпа;
· не следует препятствовать выходу людей из толпы, но только через указанные коридоры выхода, где должны быть организованны фильтрационные пункты;
· следует предложить людям выделить из своей среды группу для ведения переговоров;
· для общения с толпой и ведения переговоров необходимо использовать специально отобранных, и прошедших обучение старших офицеров;
· переговоры следует вести не прерывая.
Как мы говорили в самом начале работы, профессиональный интерес специалистов по социологии и психологии к анализу массового поведения возник еще в XIX веке. Тем не менее, важность изучения данной проблемы с течением времени не снизилась. Наоборот, окружающая нас действительность конкретными примерами доказывает, что у современных психологов есть необходимость вновь и вновь обращаться к трудам Г. Лебона, З. Фрейда, Г. Тарда , чтобы яснее представлять себе те механизмы, которые стирают индивидуальность человека, попавшего в толпу, и заставляют его действовать и принимать решения, не соотносимые с его истинными желаниями, потребностями и интересами. В данной работе мы сделали попытку проследить ход развития психологии толпы в России и за рубежом; определить методы изучения массового поведения; рассмотреть основные виды толпы; описать основные механизмы воздействия в толпе в контексте различных психологических теорий.
При подготовке данной работы использовались труды известных ученых психологов, социологов, учебные издания по социальной психологии, а также источники по психологии в сети Интернет.