Психология суицидального поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование психологии суицидального поведения личности.
Задачи работы:
1. изучить теоретические основы суицидального поведения;
2. выявить виды и формы суицидальных попыток;
3. охарактеризовать типы личностей, склонных к самоубийству;
4. проследить историю изучения суицидального поведения;
5. определить методы и методики в выявлении суицидальной склонности;
6. рассмотреть психологические приемы и средства работы с личностями, склонными к суициду.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы изучения суицидального поведения 5
2. История исследования суицидального поведения 13
3. Методы и методики в выявлении суицидального поведения 18
4. Психологические приемы и средства работы с личностями, склонными к суициду 27
Заключение 31
Литература 33

Работа содержит 2 файла

В печать.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

     Для подтверждения валидности созданного пакета методик Хайкина М.В. провела  сравнительное исследование группы девушек 16-17 лет, предпринявших 2-3 года назад попытку самоубийства, и  девушек такого же возраста, не совершавших  суицидальной попытки. 

     Таблица 2

     Сравнение среднебалльных показателей по шкалам в группе суицидентов и в контрольной  группе 

Шкала Средний балл Разница (балл)
Группа  суицидентов Контрольная группа
Тревожность 11,3 8,4 2,9
Фрустрация 10,4 8,1 2,3
Агрессия 10,9 11,5 -0,6
Ригидность 12,5 11,0 1,5

     Как свидетельствует Таблица 2, наибольшие различия между группами получены по шкалам тревожности. Это говорит о том, что суициденты характеризуются более низким порогом возникновения реакции тревоги, чем подростки из контрольной группы. По шкале фрустрации также были выявлены значимые различия. В группе суицидентов уровень фрустрации существенно выше. Таким образом, наиболее информативными показателями являются тревожность и фрустрация. В то же время, Хайкина М.В. отмечает, что данная модификация опросника не предоставляет возможностей для однозначного заключения о склонности к суициду

     На  втором этапе диагностической работы Хайкина М.В. предлагает использовать метод «незаконченные предложения», который является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки. Испытуемый должен продолжить следующие предложения: 1) «Завтра я…»; 2) «Когда я закончу школу…»; 3) «Наступить день, когда…»; 4) «Я хочу жить, потому что…».

     При обработке результатов психологу  необходимо обращать внимание на особенности  восприятия подростками окружающего  и на наличие или отсутствие осознанного  стремления к сохранению жизни. Эти  предложения позволяют выявлять как особенности планирования своей жизни подростком, так и наличие у него осознанного стремления жить.

     Опыт  использования данных незаконченных  предложений показывает, что, несмотря на прошедшие 2-3 года после попытки  суицида, у подростков-суицидентов  сохраняется характерная особенность мировосприятия, негативное отношение к окружающему. Следовательно, можно говорить о том, что адаптация после попытки самоубийства произошла не полностью, и риск суицида по-прежнему существует.

     В отличие от суицидентов, большинство  подростков из контрольной группы демонстрировали оптимистическое восприятие окружающего и их планы на будущее, не отвергали настоящее, а являлись его логическим продолжением.

     В качестве заключения отметим, что эффективная суицид-превентивная деятельность невозможна без своевременной диагностики социально–психологической дезатаптации. 

     Необходимость решения задач своевременной и точной диагностики выдвигают требования к методикам: они должны быть компактными, давать возможность быстрой обработки большого количества результатов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Психологические приемы и средства работы с личностями, склонными к суициду

 

     В пределах основной общей цели –  спасения жизни пациента – в психотерапии, по мнению Э. Шнейдмана, следует выделить две стадии, направленные на ее достижение. На первой стадии терапевтические подходы подбираются и реализуются в соответствии с индивидуальным спектром психологических потребностей пациента. Это вполне достижимо и лишь требует умения и гибкости у терапевта и активного сотрудничества со стороны пациента. Вторая стадия состоит в достижении желательного долговременного исхода психотерапии – пересмотра и изменения тех психологических потребностей, которые наиболее угрожают жизни, не больше и не меньше. [25, c. 276]

     Предназначение кризисных служб различно. Некоторые созданы специально для работы с суицидальными клиентами, другие должны проводить профилактическую работу, не дают людям дойти до последней черты отчаяния, за которой лежит суицид.

     Кроме того, в основе работы одних служб лежит мнение, что поддерживать клиента в суицидальном намерении – неправильно. В их задачи включены выявление местонахождения клиента и активные попытки помешать совершению суицида, в том числе и прямыми физическими действиями. Сотрудники таких служб могут сами выезжать к суицидальному клиенту или передавать сведения о его местонахождении в медицинские и полицейские (милицейские) структуры. Другие службы работают на основании принципа самоопределения клиента – до такой степени, что могут подтвердить право клиента избрать смерть. Есть подходы, использующие провокативные тактики – буквально предлагающие клиенту умереть («предсмертный договор с психотерапевтом» и т.д.). Они не столь распространены и, по мнению ученых, в неумелых руках могут быть просто опасны. [11, c. 24]

     Психологическая помощь в современной суицидологии основывается, как отмечают исследователи, на понимании причин, лежащих в основе дезадаптации [13, c. 191].

     По  мнению Г.В. Старшенбаума, психопрофилактическая и психокоррекционная работа с суицидентами имеет несколько особенностей, которые обусловлены самой природой суицидального поведения и заключаются в следующем [17, c. 181]:

    1. экстренный характер помощи, связанный, во-первых, с наличием жизненно важной для суицидента проблемы, требующей неотложного активного вмешательства консультанта в ситуацию, и, во-вторых, с выраженной потребностью суицидента в эмпатийной поддержке и на первых порах – руководстве его поведением;
    2. нацеленность на выявление и коррекцию неадаптивных установок, приводящих к развитию суицидальных переживаний и способствующих рецидиву суицидоопасного кризиса.
    3. поиск и тренинг неопробованных суицидентом способов разрешения актуального межличностного (или внутриличностного) конфликта, которые повышают уровень социально-психологической адаптации, обеспечивают рост личности и выносливость индивида к будущим кризисам.

     Доступным средством является беседа с суицидентом.

     Для проведения профилактической беседы с индивидом, находящимся в состоянии психологического кризиса, может быть предложено определенное ее построение с выделением главных этапов. Но бывает так, что беседа пойдет иным путем, этапы могут меняться местами, совмещаться и т.п. Бояться этого не нужно, так как любая схема несет в себе элемент условности. Творческое применение этой методики, искреннее желание помочь человеку в беде, удержать его от рокового шага должно быть главным ориентиром в вашей работе. [11, c. 36]

     Наиболее  распространенным средством оказания психологической помощи суицидентам выступает «Телефон доверия». Основными видами помощи по «Телефону доверия» являются неотложная и эмпатическая психотерапия (наряду с ориентирующей и разъяснительной), границы между которыми во многих случаях бывают условными. [13, c. 202]

     Неотложная  психотерапия представляет собой психотерапевтическую беседу, направленную на купирование острых аффективных реакций и суицидальных тенденций. Для нее характерна высокая степень эмоциональной вовлеченности и активности врача в психотерапевтической беседе. Содержанием эмпатической психотерапии является прежде всего сочувствие и сопереживание кризисной ситуации обратившегося на фоне полного его «принятия», положительное отношение к нему как к личности. Этим достигается преодоление чувства одиночества, неразделенности кризисного состояния, повышение самооценки, стимулирование активности в поисках решения конфликта.

     Э. Шнейдман описывает подходы психотерапии, которые он сам называет маневрами. Это особые приемы, которые использует терапевт для стимулирования процесса. Это 12 технологических приемов, целью которых является выбор психотерапевтической тактики в соответствии со специфическими потребностями конкретного пациента. Использование такого подхода позволяет терапевту подготовить своего рода «выкройку» и создать предварительный шаблон, учитывающий спектр психологических потребностей данного человека, тех стремлений, которые причиняют ему душевную боль и подталкивают к самоубийству. [25, c, 277]

     Психотерапевтические  маневры Э. Шнейдмана.

     1. Установить

     2.  Сфокусировать

     3.  Избегать

     4.  Быть внимательным

     5.  Поощрять

     6.  Подкреплять

     7.  Осознавать

     8.  Воздерживаться

     9.   Выражать несогласие

     10.  Разъяснять

     11.  Побуждать к анализу

     12.  Организовать

     13.  Идентифицировать

     14.  Подчеркивать

     15.  Отслеживать

     16.  Связываться

     17.  Исследовать

     18.  Интерпретировать

     19.  Проявлять бдительность

     20.  Оценивать

     21.  Принимать оценку

     22.  Получать обратную связь, поддержку

     23.  Консультироваться

     24.  Отказываться

     Эти терапевтические приемы, по мнению автора, легко приспособить к любому человеку, и каждый из них можно соотнести с определенными фрустрированными психологическими потребностями. [25, c. 278]

     Обобщая вышесказанное, сделаем основные выводы.

     Психологическая помощь в современной суицидологии основывается, как отмечают исследователи, на понимании причин, лежащих в основе дезадаптации.

     Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с суицидентами имеет несколько особенностей, которые обусловлены самой природой суицидального поведения

     Доступным средством является беседа с суицидентом. Неотложная психотерапия представляет собой психотерапевтическую беседу, направленную на купирование острых аффективных реакций и суицидальных тенденций.

Заключение 

 

     Суицид, представляя собой разновидность  аутоагрессивного поведения, определяется как добровольное и осознанное желание уйти из жизни.

     Суицидальное  поведение, считаясь деятельностью определенного рода, включает суицидальные покушения, попытки и проявления.

     На  суицидальное поведение оказывает  влияние социальная среда, прослеживается прямая пропорция между развитием  культуры и количеством самоубийств. Выделяется несколько типов личности повышенного суицидального риска.

     Существует  типология суицидальных мотивов.

     Несмотря  на огромное количество работ, исследующих  суицидальное поведение, самоубийство считается до сих пор малоизученным явлением.  Один из первых крупных трудов по суицидологии – знаменитая монография Э. Дюркгейма «Самоубийство». Основы психологического подхода к проблеме были заложены 3. Фрейдом в его концепции «влечения к смерти». Следует представить также антропологический подход, представленный «конституциональными» воззрениями Э. Кречмера и У. Шелдона

     Серьезный вклад в изучение явления суицида внес П. Сорокин,

     Современные ученые также делают свой весомый  вклад в психологию исследования суицидального положения.

     Эффективная суицид-превентивная деятельность невозможна без своевременной диагностики социально–психологической дезатаптации. 

     Необходимость решения задач своевременной и точной диагностики выдвигают требования к методикам: они должны быть компактными, давать возможность быстрой обработки большого количества результатов.

     Психологическая помощь в современной суицидологии основывается, как отмечают исследователи, на понимании причин, лежащих в основе дезадаптации.

     Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с суицидентами имеет несколько особенностей, которые обусловлены самой природой суицидального поведения

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Психология суицидального поведения