Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:46, курсовая работа
Цель работы: исследование психологии суицидального поведения личности.
Задачи работы:
1. изучить теоретические основы суицидального поведения;
2. выявить виды и формы суицидальных попыток;
3. охарактеризовать типы личностей, склонных к самоубийству;
4. проследить историю изучения суицидального поведения;
5. определить методы и методики в выявлении суицидальной склонности;
6. рассмотреть психологические приемы и средства работы с личностями, склонными к суициду.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения суицидального поведения 5
2. История исследования суицидального поведения 13
3. Методы и методики в выявлении суицидального поведения 18
4. Психологические приемы и средства работы с личностями, склонными к суициду 27
Заключение 31
Литература 33
Сам
автор, проводя междисциплинарные
связи суицидального поведения,
рассматривает его
Таким
образом, современные ученые сделали
свой весомый вклад в психологию
исследования суицидального положения.
Обобщая вышесказанное, сделаем выводы.
Несмотря на огромное количество работ, исследующих суицидальное поведение, самоубийство считается до сих пор малоизученным явлением. Один из первых крупных трудов по суицидологии – знаменитая монография Э. Дюркгейма «Самоубийство». Основы психологического подхода к проблеме были заложены 3. Фрейдом в его концепции «влечения к смерти». Следует представить также антропологический подход, представленный «конституциональными» воззрениями Э. Кречмера и У. Шелдона
Современные
ученые, и зарубежные и отечественные,
сделали и продолжают делать свой весомый
вклад в психологию исследования суицидального
поведения.
Понятие
адаптации как научная
В
самом обобщенном виде адаптация
описывается как
По-настоящему
эффективная суицид-
Раннее выявление суицидальных тенденций считается основной задачей профилактики самоубийств [3., c. 187]. Игнорирование, как, впрочем, и исключение этого важного положения из арсенала антисуицидальных мер чревато самыми серьезными последствиями, а именно: «пропуском» так называемых «самоопасных» лиц (суицидентов) и совершение ими в последующем «неожиданного» самоубийства.
Проблема ранней (а точнее – своевременной) диагностики суицидальных тенденций является одной из наиболее сложных в суицидологической науке и, как следствие, менее разработанной в научно-методическом отношении.
По мысли Е.В. Змановской, диагностика суицидального поведения должна основываться на точной оценке степени желаемости смерти. Например, самопорезы бритвой в области предплечья могут быть отнесены:
а) к числу истинных суицидальных попыток, если конечной целью была смерть от кровопотери;
б)
к разряду демонстративно-
в)
к самоповреждениям, если цель ограничивалась
желанием испытать физическую боль или
усилить состояние
г) к несчастным случаям, если, к примеру, по бредовым соображениям самопорезы преследовали цель «выпустить из крови бесов». [8, c. 145]
Учеными отмечается важность разработки пакета диагностических методов, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь [23, c. 110].
Выделяются признаки суицидального поведения, свидетельствующие о суицидальной дезадаптации.
В выявлении признаков суицидального поведения применяется широко известный и самый доступный метод – метод наблюдения.
Метод наблюдения предполагает использования приемов определения признаков суицида [11, c. 31].
В зависимости от взгляда человека на суицид различают вербальные, бихевиоральные (поведенческие) и ситуационные «ключи». Существует следующий их перечень.
Вербальные «ключи». Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить».
Косвенные высказывания, например «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду».
Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.
Бихевиоральные (поведенческие) «ключи». Отчаяние и плач. Неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи. Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен. Нехватка жизненной активности. Самоизоляция от семьи и любимых людей. Рост употребления алкоголя или наркотиков. Составление или изменение завещания. Изменение суточного ритма. Повышение или потеря аппетита. Вялость и апатия. Неспособность сконцентрироваться и принимать решения; смятение. Уход от обычной социальной активности, замкнутость. Приведение в порядок своих дел. Отказ от личных вещей. Стремление к рискованным действиям, например безрассудное управление автомобилем. Суицидальные попытки в прошлом. Чувство вины, упреки в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка. Потеря интереса к увлечениям, спорту, работе или школе. Несоблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью. Скудные планы на будущее. Стремление к тому, чтобы оставили в покое (что вызывает раздражение со стороны других людей).
Ситуационные «ключи». Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону. Достижение мужчиной пожилого возраста.Смерть любимого человека, особенно супруга. Недавняя перемена места жительства. Семейные неурядицы (безработица, развод). Неприятности с законом. Коммуникативные затруднения. Проблемы со школой или занятостью. Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей. Хроническая, прогрессирующая болезнь. Нежелательная беременность.
В. Меновщиков описывает метод оценки летальности, т.е. попытки предсказать вероятность суицида. [11, c. 29] Оценка производится путем непосредственного общения и постановки перед клиентом конкретных вопросов для определения намерений. Вот некоторые отправные точки.
План. Очень важно выяснить, имеет ли индивид план совершения самоубийства, и если да, то в чем он состоит. (Например, «Есть ли у вас план действий? Как вы собираетесь убить себя?»). Уважительное отношение к этому плану позволит выяснить, какой уровень летальности имеет выбранный способ – высокий или низкий. Далее вы можете определить, имеет ли индивид доступ к материалам, необходимым для выполнения этого плана. Например, если он сказал, что собирается застрелить себя, – есть ли у него ружье и соответствующие принадлежности. Обратите внимание на то, разработаны ли детали этого плана. Можно, например, задать вопрос, когда и где собеседник планирует это сделать.
История суицидальных попыток. Можно задать вопрос клиенту, пытался ли он прежде совершить самоубийство. Какой использовал для этого способ? Как часты в прошлом были эти попытки? Чем чаще попытки суицида, тем вероятнее превращение попытки в завершенный суицид.
Ресурсы. Важно оценить внешние и внутренние ресурсы человека. При рассмотрении внутренних ресурсов постарайтесь найти в прошлом случаи успешного совлэдания со стрессами и разочарованиями. Для оценки внешних ресурсов узнайте, есть ли у него надежные друзья, доступна ли помощь других социальных служб.
Изоляция. Под изоляцией мы можем понимать либо физическое, либо эмоциональное одиночество. Чувствует ли себя человек изолированным или одиноким? Действительно ли он живет сам по себе? Будет ли его одиночество достаточно долгим для того, чтобы разработать план самоубийства?
Причины стресса. Переживал ли индивид в последнее время повышенный стресс, например физическое одиночество, хроническую боль или дискомфорт, эмоциональное одиночество, такое как депрессию, утраты (реальные или воспринимаемые как утрата), проблемы в семье или на работе, злоупотребления наркотиками или алкоголем? Принято считать, что некоторые факторы повышают степень суицидального риска: пожилой возраст, мужской пол, изолированность, хроническая болезнь, депрессия или интоксикация.
Рассмотрение предпосылок. Ниже приведены несколько соображений, которые необходимо иметь в виду, когда имеешь дело с угрозой суицида.
Тот факт, что время идет, а человек говорит с вами вместо того чтобы действовать, указывает на то, что он не решается убить себя.
Необходимо оценить уровень страдания, как он воспринимается клиентом, определить, насколько близок человек к пределу своего терпения. Степень физических страданий, переживаемых в стрессовой ситуации, у разных людей различна (Руководство по телефонному консультированию, 1996). Не все люди, действительно склонные к суициду, переживают депрессию, бывает, что суицидальные намерения трудно выявить или можно вообще пройти мимо них.
Обычно психологи включают в диагностические батареи известные, хорошо зарекомендовавшие себя методики и тесты, позволяющие исследовать глубинные тенденции и потребности личности. Выбирают обычно проективные методики, такие как ТАТ (тематический апперцептивный тест), Тест Г. Роршаха (цветные пятна), тест Розенцвейга, позволяющий исследовать уровень социальной дезадаптации и характер реагирования в затруднительных ситуациях. Часто исследователи предпочитают пиктограммы [4. c. 180].
Существует также методика определения степени риска совершения суицида, призванная способствовать психологам, социологам, врачам в установлении степени риска совершения суицида людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях. Вместе с тем ее могут использовать педагоги, работники социальных и правоохранительных органов для подтверждения своих выводов о людях, которые по своим поведенческим и другим признакам находятся в условиях жизненного кризиса или в пресуицидальном состоянии. [13, c. 187]
Кроме перечисленных методик психологи и психотерапевты используют различного рода приемы и процедуры, позволяющие проверить эффективность проведенной психотерапевтической работы. Например, В. Франкл [20, c. 457] предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые в будущем на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком.
Необходимость решения задач своевременной и точной диагностики выдвигают требования к методикам: они должны быть компактными, давать возможность быстрой обработки большого количества результатов.
Хайкина
М.В. предлагает свою диагностическую
батарею, включающую опросник «Самооценка
психических состояний» Г. Айзенка
и метод незаконченных
При обработке результатов по тесту Г. Айзенка имеются в виду следующие характеристики [12, c. 141]: