Психология способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:02, реферат

Описание работы

Среди актуальных проблем психологии наряду с вопросом о потребностях видное место занимает и вопрос о способностях, об их развитии. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема. Хотя способности, как и личность в целом, изучаются и философией, социологией, медициной и другими науками, ни одна из них не изучает их так глубоко и разносторонне, как психология. Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

Работа содержит 1 файл

реферат психология способностей.docx

— 33.97 Кб (Скачать)

Следующим уровнем  развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

В этом определении  необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие  соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Одаренность - явление  комплексное. Оно связано с выполнением  человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных  способностей.

Это понятие  как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости.

Б.М.Теплов определил  одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость  обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность  достижения этого успеха.

Кроме наличия  комплекса способностей, для успешного  выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может  быть специальной - то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей - то есть одарённостью к разным видам  деятельности.

Часто общая  одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Следующий уровень  развития способностей человека - талант. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т.д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Следует отметить, что талант - это определенное сочетание  способностей, их совокупность. Отдельная  изолированная способность, даже очень  высокоразвитая, не может быть названа  талантом.

Высший уровень  развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Однако, это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

Гениальность - предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Гениальность -- культурное явление человеческой природы. «Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении» -- И. Ньютон.

Как правило, гений  творит значительно продуктивнее и  быстрее своих ровесников, достигающих  официального признания в той  же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось  общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С  тех пор существует мнение, что  гениальность требует универсальных  интересов незаурядной личности. При бесспорном влиянии личности учителя на будущего гения признаётся, что самообучение и самовоспитание всегда были структурообразующим элементом гениальной личности. Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазной индивидуальности, достигшей кульминации в период романтизма.

В XX веке феномен  гениальности становится предметом  множества социологических и  физиологических исследований. Наиболее известны проявления гениальности в  научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых  свойствах организма, недоступных  другим представителям данной сферы  деятельности.

В современный  период при умалении фактора универсализма  атрибутом гениальности признаётся способность исключительной личности воспринимать, отслеживать и обрабатывать огромное количество информации. Повсеместно  обязательным рабочим навыком современного гения обнаруживается способность  отличать полезное сообщение от информационного  мусора.

Развитие  способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности  развиваются, не прекращается до конца  жизни.

В развитии способностей можно выделить несколько этапов. Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к  освоению того или иного вида деятельности. Например, у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается  устная речь, в пять-семь лет он наиболее готов к овладению чтением. В  среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в  ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и  вживанию в роли.

Важно отметить то, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный  период, то впоследствии ее развитие оказывается  чрезвычайно затруднено, а то и  вовсе невозможно.

Поэтому для  развития способностей ребенка важны  все этапы его становления  как личности. Нельзя думать, что  в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.

Первичный этап в развитии любой способности  связан с созреванием необходимых  для нее органических структур или  с формированием на их основе нужных функциональных органов.

На данном этапе  происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает  благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка  общих способностей, определенный уровень  которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

В это же время  начинается становление и развитие специальных способностей. Затем  развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в  младших и средних классах. Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них  начинает оказывать учебная и  трудовая деятельность.

Как мы уже знаем, игры детей выполняют особую функцию. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных  и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается  не одна, а сразу целый комплекс способностей.

Следует отметить, что не все виды деятельности, которой  занимается ребенок, будь то игра, лепка  или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей.

Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана  с созданием чего-либо нового, открытием  для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным  стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей.

Более того, творческая деятельность укрепляет положительную  самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности  от достигнутых успехов.

Если выполняемая  деятельность находится в зоне оптимальной  трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой  развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной ближайшего развития.

Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо меньшей степени  способствует развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Как мы помним, развитие способностей в значительной мере зависит  от условий, позволяющих развиваться  задаткам. Одним из таких условий  являются особенности семейного  воспитания. Если родители проявляют  заботу о развитии способностей своих  детей, то вероятность обнаружения  у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети представлены сами себе.

Другую группу условий развития способностей определяют особенности макросреды. Макросредой  принято считать особенности  общества, в котором родился и  растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когда  общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов.

Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании  системы образования, а также  в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Необходимость профориентации обусловлена чрезвычайно  актуальной проблемой, с которой  сталкивается каждый человек, - проблема выбора жизненного пути и профессионального  самоопределения.

Исторически сложились  две концепции профориентации, которые  французский психолог А. Леон назвал диагностической и воспитательной.

Первая - диагностическая - сводит выбор индивидом профессии  к определению его профессиональной пригодности. Консультант при помощи тестов измеряет способности человека и путем сопоставления их с  требованиями профессии делает заключение о его пригодности или непригодности  к данной профессии.

Многими учеными  данная концепция профориентации оценивается  как механистическая. В ее основе лежит взгляд на способности как  на стабильные образования, мало подверженные влияниям среды. Субъекту в рамках данной концепции отводится пассивная  роль.

Вторая - воспитательная - концепция направлена на подготовку индивида к профессиональной жизни, на его самоопределение в соответствии с запланированными воспитательными  воздействиями.

Основное значение в ней придается изучению развития личности в процессе овладения разными  видами деятельности.

Значительно меньшее  место в ней занимают тестовые испытания.

Однако и здесь  недооценивается личностная активность субъекта, возможности его самоопределения, саморазвития и самовоспитания.

Поэтому в отечественной  психологии к решению данной проблемы подходят комплексно. Считается, что  решение проблемы профориентации возможно, лишь когда оба подхода представляют собой звенья одной цепочки: определение способностей индивида и помощь ему в подготовке к будущей профессии.

Рассматривая  соотношение способностей и требований профессии, Е.А. Климов выделил четыре степени профессиональной пригодности:

 Первая - непригодность  к данной профессии. Она может  быть временной или практически  непреодолимой.

 Вторая - годность  к той или иной профессии  или группе их. Она характеризуется  тем, что человек не имеет  противопоказаний в отношении  той или иной области труда,  но нет и показаний.

Третья - соответствие данной области деятельности: нет  противопоказаний, и имеются некоторые  личные качества, которые явно соответствую требованиям определенной профессии  или группе профессии .

 Четвертая  - призвание к данной профессиональной  области деятельности. Это высший  уровень профессиональной пригодности  человека.

Климовым в  интересах профориентационной работы была разработана и реализована в виде опросника классификация профессий. В основу предложенной им классификации были положены требования, которые профессия предъявляет к человеку. Например, можно выделить виды деятельности, которые в целом характеризуются как системы взаимоотношений «человек - человек», «человек - природа» и др.

В любом случае прогноз о пригодности индивида к той или иной деятельности должен строиться исходя из положения о  развитии способностей в деятельности.

С.Л. Рубинштейн следующим образом сформулировал  основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается  по спирали: реализация возможности, которая  представляет собой способность  одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новым возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей».

Информация о работе Психология способностей