Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:02, реферат
Среди актуальных проблем психологии наряду с вопросом о потребностях видное место занимает и вопрос о способностях, об их развитии. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема. Хотя способности, как и личность в целом, изучаются и философией, социологией, медициной и другими науками, ни одна из них не изучает их так глубоко и разносторонне, как психология. Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«Тобольская
государственная социальная – педагогическая
академия имени Д. И. Менделеева»
Реферат
по психологии
Тема: «Психология
способностей»
Выполнил: студент I курса
филологического факультета
18 группы, направление
«педагогическое образование»
профиль «иностранный язык»
Муратова
Дарина
Тобольск
– 2011 г.
Введение
Среди актуальных проблем психологии наряду с вопросом о потребностях видное место занимает и вопрос о способностях, об их развитии. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема. Хотя способности, как и личность в целом, изучаются и философией, социологией, медициной и другими науками, ни одна из них не изучает их так глубоко и разносторонне, как психология. Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой - то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. В данной работе мы поговорим о способностях человека. В отличие от характера и всех других свойств личности, способность - это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности. Способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности. Таким образом, способности - это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. Психология способностей подходит к изучению человеческого ума, предпринимая попытку объяснить умственные процессы в терминах определенного числа этих «способностей».
Следовательно, тема данного реферата и сегодня является актуальной.
Цель: дать определение способности; кратко охарактеризовать сущность психологии способностей.
Работа
состоит из введения, основной части,
заключения и списка литературы.
Определение способностей.
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.
На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности
В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л.Рубинштейн понимал под способностями «...сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.
В отличие от навыков, способности - результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются».
К.К.Платонов: «Качество
личности, определяющее успешность овладения
определенной деятельностью и
А.В.Петровский:
«Это такие психологические
В.Э.Чудновский: «Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности».
Ю.Б.Гиппенрейтер: «Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению».
Глубокий анализ проблемы способностей дан Б.М.Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.
Он выделил
три признака способностей, которые
и легли в основу определения,
наиболее часто используемого
1) способности
- это индивидуально-
2) только те
особенности, которые имеют
3) способности
несводимы к знаниям, умениям
и навыкам, которые уже
Тем самым область психологии способностей - это раздел психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
Естественно, успешность выполнения деятельности определяют и мотивация, и личностные особенности, что побудило К.К.Платонова отнести к способностям любые свойства психики, в той или иной мере определяющие успех в конкретной деятельности.
Однако Б.М.Теплов
идет дальше и указывает на то, что,
помимо успеха в деятельности, способность
детерминирует скорость и легкость
овладения той или иной деятельностью,
и это изменяет положение с
определением: скорость обучения может
зависеть от мотивации, но чувство легкости
при обучении (иначе - «субъективная
цена», переживание трудности) скорее
обратно пропорционально
В связи с этим рассмотрим соотношение понятий: способности, задатки, гениальность и талант на основе общей структуры способностей.
Характеризуются способности качественным и количественным аспектами.
В качественном аспекте они рассматриваются как симптомокомплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успешность его деятельности.
Количественная характеристика предполагает определение уровня способностей.
Понятие «способности»
в общей структуре
Сегодня изучение способностей ведется с разных сторон:
- в общепсихологическом
плане выявляется их
- изучается их развитие в конкретных видах деятельности;
- изучаются общие
механизмы формирования
Уровни проявления способностей.
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность; одаренность; талант; гениальность.
Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Способности (в житейском смысле) - это особенности личности, в результате которых одно дело у человека получается лучше другого ("У него способности к музыке, а не к математике"). Научный взгляд рассматривает способности, как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Синоним - дар, выдающиеся способности. Другое, более общее значение слова способность - осознанная возможность осуществить некоторое интеллектуальное или физическое действие.
Особые, выдающиеся
способности не сводятся к имеющимся
у индивида знаниям, умениям, навыкам.
Они обнаруживаются в быстроте, глубине
и прочности овладения
Выделяют следующие виды способностей:
умственные и специальные
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальноц и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
Например, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. А задатки интеллектуальных способностей проявляются прежде всего в функциональной деятельности мозга - его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др., т.е. в том, что И.П. Павлов назвал генотипом - врожденными особенностями нервной системы.
К числу таких свойств относятся:
сила нервной
системы по отношению к
сила нервной
системы по отношению к
уравновешенность
нервной системы по отношению
к возбуждению и торможению, которая
проявляется в одинаковой
лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.
Следует подчеркнуть,
что наличие определенных задатков
у человека не означает, что у
него будут развиваться те или
иные способности. В какой степени
будут развиты задатки
Таким образом, развитие задатков - это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.
Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельность.
Вместе с тем нельзя считать, что задатки не влияют на характер будущих способностей.
Исходя из этого,
мы можем сделать вывод о том,
что способности в значительной
степени социальны и