Психология способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:02, реферат

Описание работы

Среди актуальных проблем психологии наряду с вопросом о потребностях видное место занимает и вопрос о способностях, об их развитии. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема. Хотя способности, как и личность в целом, изучаются и философией, социологией, медициной и другими науками, ни одна из них не изучает их так глубоко и разносторонне, как психология. Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

Работа содержит 1 файл

реферат психология способностей.docx

— 33.97 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Тобольская государственная социальная – педагогическая академия имени Д. И. Менделеева» 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по  психологии

Тема: «Психология способностей» 
 
 

Выполнил: студент I курса

филологического факультета

18 группы, направление

«педагогическое образование»

профиль «иностранный язык»

Муратова  Дарина 
 
 

Тобольск  – 2011 г. 
 

Введение

Среди актуальных проблем психологии наряду с вопросом о потребностях видное место занимает и вопрос о способностях, об их развитии. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема. Хотя способности, как и личность в целом, изучаются и философией, социологией, медициной и другими науками, ни одна из них не изучает их так глубоко и разносторонне, как психология. Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой - то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. В данной работе мы поговорим о способностях человека. В отличие от характера и всех других свойств личности, способность - это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности. Способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности. Таким образом, способности - это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. Психология способностей подходит к изучению человеческого ума, предпринимая попытку объяснить умственные процессы в терминах определенного числа этих «способностей».

Следовательно, тема данного реферата и сегодня  является актуальной.

Цель: дать определение способности; кратко охарактеризовать сущность психологии способностей.

Работа  состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. 
 

Определение способностей.

Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

На основе анализа  психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие  признаки наличия способностей к  какому-либо виду деятельности

В отечественной  психологии многие авторы давали ему  развернутые определения. В частности, С.Л.Рубинштейн понимал под способностями «...сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.

В отличие от навыков, способности - результаты закрепления  не способов действия, а психических  процессов («деятельностей»), посредством  которых действия и деятельности регулируются».

К.К.Платонов: «Качество  личности, определяющее успешность овладения  определенной деятельностью и совершенствование  в ней. Способности - подструктура личности, наложенная на ее остальные подструктуры».

А.В.Петровский: «Это такие психологические особенности  человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений, навыков не сводятся».

В.Э.Чудновский: «Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности».

Ю.Б.Гиппенрейтер: «Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению».

Глубокий анализ проблемы способностей дан Б.М.Тепловым. Согласно развиваемой им и его  сотрудниками концепции, врожденными  могут быть лишь анатомо-физиологические  и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки  для развития способностей, называемые задатками.

Он выделил  три признака способностей, которые  и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

1) способности  - это индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного  человека от другого;

2) только те  особенности, которые имеют отношение  к успешности выполнения деятельности  или нескольких деятельностей;

3) способности  несводимы к знаниям, умениям  и навыкам, которые уже выработаны  у человека, хотя и обусловливают  легкость и быстроту их приобретения.

Тем самым область  психологии способностей - это раздел психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Естественно, успешность выполнения деятельности определяют и  мотивация, и личностные особенности, что побудило К.К.Платонова отнести  к способностям любые свойства психики, в той или иной мере определяющие успех в конкретной деятельности.

Однако Б.М.Теплов идет дальше и указывает на то, что, помимо успеха в деятельности, способность  детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью, и это изменяет положение с  определением: скорость обучения может  зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении (иначе - «субъективная  цена», переживание трудности) скорее обратно пропорционально мотивационному напряжению.

В связи с  этим рассмотрим соотношение понятий: способности, задатки, гениальность и  талант на основе общей структуры  способностей.

Характеризуются способности качественным и количественным аспектами.

В качественном аспекте они рассматриваются  как симптомокомплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успешность его деятельности.

Количественная  характеристика предполагает определение  уровня способностей.

Понятие «способности»  в общей структуре психологических  понятий занимает «промежуточное место» между категориями деятельности и личности.

Сегодня изучение способностей ведется с разных сторон:

- в общепсихологическом  плане выявляется их общественно-историческая  сущность;

- изучается их  развитие в конкретных видах  деятельности;

- изучаются общие  механизмы формирования способностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уровни  проявления способностей.

В психологии чаще всего встречается следующая  классификация уровней развития способностей: способность; одаренность; талант; гениальность.

Всякие способности  в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Способности (в житейском смысле) - это особенности личности, в результате которых одно дело у человека получается лучше другого ("У него способности к музыке, а не к математике"). Научный взгляд рассматривает способности, как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Синоним - дар, выдающиеся способности. Другое, более общее значение слова способность - осознанная возможность осуществить некоторое интеллектуальное или физическое действие.

Особые, выдающиеся способности не сводятся к имеющимся  у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине  и прочности овладения способами  и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Виды  способностей

Выделяют следующие  виды способностей:

  1. учебные и творческие

умственные и  специальные 

  1. математические
  2. конструктивно-технические
  3. музыкальные
  4. литературные
  5. художественно- изобразительные.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга  тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком  знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как  второе — создание предметов материальноц и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

Например, в качестве врожденных задатков могут выступать  особенности развития различных  анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать  в качестве основы для развития музыкальных  способностей. А задатки интеллектуальных способностей проявляются прежде всего в функциональной деятельности мозга - его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др., т.е. в том, что И.П. Павлов назвал генотипом - врожденными особенностями нервной системы.

К числу таких  свойств относятся:

 сила нервной  системы по отношению к возбуждению,  т.е. ее способность длительно  выдерживать, не обнаруживая запредельного  торможения, интенсивные и часто  повторяющиеся нагрузки;

 сила нервной  системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать  длительные и часто повторяющиеся  тормозные влияния;

 уравновешенность  нервной системы по отношению  к возбуждению и торможению, которая  проявляется в одинаковой реактивности  нервной системы в ответ на  возбудительные и тормозные влияния;

 лабильность  нервной системы, оцениваемая  по скорости возникновения и  прекращения нервного процесса  возбуждения или торможения.

Следует подчеркнуть, что наличие определенных задатков у человека не означает, что у  него будут развиваться те или  иные способности. В какой степени  будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального  развития.

Таким образом, развитие задатков - это социально  обусловленный процесс, который  связан с условиями воспитания и  особенностями развития общества. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного  вида не означает, что на их базе в  благоприятных условиях обязательно  должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех  же задатков могут развиваться различные  способности в зависимости от характера требований, предъявляемых  деятельность.

Вместе с тем  нельзя считать, что задатки не влияют на характер будущих способностей.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что способности в значительной степени социальны и формируются  в процессе конкретной деятельности человека.

Информация о работе Психология способностей