Психология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:20, курс лекций

Описание работы

Предметом является функциональная структура семьи.Основные закономерности и динамика ее развития.Развития личности в семье.
Задачи-закономерности становления и развития функциональной ролевой структуры семьи на различных стадиях.Изучение до брачного периода.Изучение детско-родительских отношений.Психологическая помощь в конфликтных ситуациях и при разводах.Изучение не нормативных отношений.

Работа содержит 1 файл

ПСИХ семьи.docx

— 78.24 Кб (Скачать)

 В последнее  время одним из наиболее распространенных  направлений исследования ДРО  становятся кросскультурные и  гендерные исследования. Проведенные  исследования в этой области,  показали, что каждому типу темперамента  ребенка соответствует определенный  родительский стиль поведения.  Интересное исследование половых  различий родительских стилей  проведено A.Russel (1998, показали, что  матерям в большей степени  свойственен авторитетный стиль,  отцам - авторитарный или попустительский.  Авторитарный стиль более свойственен  родителям мальчика, авторитетный - родителям девочки. 

 Согласно гипотезе, специфика родительского отношения  заключается в двойственности  и противоречивости позиции родителя  по отношению к ребенку. С  одной стороны, это безусловная  любовь и глубинная связь, с  другой - это объективное оценочное  отношение, направленное на формирование  общественных способов поведения.  Наличие этих двух противоположных  начал характерно не только  для родительского отношения,  но и для межличностных отношений  вообще.

 Своеобразие  и внутренняя конфликтность родительского  отношения заключается в максимальной  выраженности и напряженности  обоих моментов. Ответственное отношение,  беспокойство за будущее ребенка,  порождает оценочную позицию  родителей, обостряя контроль  над его действиями, превращая  ребенка в объект воспитания.

25)Виды привязанности

Можно выделить следующие  этапы формирования привязанности:

0—6 месяцев  — начало реализации потребности  в контакте и близости со  взрослым, необходимых для выживания  ребенка, в форме поведенческой  модели привязанности; 

6—12 месяцев —  на основе формирования «сохранения  объекта» сохранение образа матери  как объекта поведенческой модели  привязанности. Начало отделения  своих от чужих. На чужих  взрослых у ребенка 6—7 месяцев  возникает реакция страха. Интернализация  образа матери и четкое выделение  фигур привязанности; 

до 2 (3) лет —  возникновение и развитие реакции  на сепарацию и разлуку с матерью. Сепарация в этом возрасте выступает  как фактор риска, провоцирующий  развитие невротической потребности  в любви. Формирование определенного вида привязанности, обусловленного особенностями материнского поведения и историей развития ребенка (наличием случаев сепарации).

М. Эйнсворт разработала  и операционализировала диагностическую  процедуру, направленную на выявление  типа привязанности. Значимость определения  типа привязанности обусловлена  тем, что на развитие самооценки и  самопринятия, тревожности и склонности к фобиям, познавательное развитие ребенка оказывают влияние различные  типы привязанности. В экспериментах  Эйнсворт были выделены три основных типа привязанности: надёжная (безопасная) привязанность и две тревожных  — тревожно-избегающая и тревожно-амбивалентная (протестующая) привязанности. Позднее  эти виды привязанности были дополнены  тревожно- дезорганизованным типом. Критериями выделения типов привязанности  в исследовании Эйнсворт стали особенности  эмоциональной связи ребенок—взрослый, характер взаимодействия и близость контактов ребенка со значимым взрослым, особенности реагирования на сепарацию  и воссоединение с близким  взрослым и особенности познавательной активности ребенка. Соответственно названным  критериям можно дать следующую  характеристику типам привязанности  ребенка.

Надежная привязанность  полностью удовлетворяет потребность  ребенка в безопасности, характеризуется  высокой степенью позитивного эмоционального взаимопринятия, близостью и интенсивностью взаимодействия, реакцией дистресса  на сепарацию и положительной  эмоциональной реакцией на воссоединение, высокой степенью познавательной активности ребенка.

Тревожно-амбивалентная (протестующая) привязанность характеризуется  неуверенностью ребенка в получении  помощи и поддержке со стороны  взрослого, тревожностью как основной характеристикой эмоциональной  связи, поведенческой стратегией поиска контакта и близости со взрослым, реакцией выраженного дистресса на отделение  от взрослого и амбивалентным  реагированием (радостью и гневом) на воссоединение с объектом привязанности, реакцией резкого снижения познавательной активности в угрожающей ситуации, т.е. в ситуации разлуки с близким  взрослым. Реакции протеста на разлуку  со взрослым ярко выражены либо в форме  «мнимой смерти», либо импульсивно-агрессивного поведения.

При тревожно-избегающем типе привязанности, как и в предшествующем случае, главной характеристикой  эмоциональной связи будет тревожность. Ребенок склонен к ожиданию отвержения со стороны взрослого, к уверенности в отсутствии помощи со стороны взрослого. В силу всего этого ребенок предпочитает стратегию избегания взрослого, что находит отражение в особенностях его реагирования на сепарацию и воссоединение со взрослым. При воссоединении ребенок демонстрирует избегание или отвержение взрослого. Познавательная активность ребенка также оказывается ограниченной стратегией избегания.

Тревожно-дезорганизованный  тип привязанности отличается восприятием  ребенком мира как враждебного и  угрожающего. Страх вызывает и близкий  взрослый, и предметная ситуация. Доминирование  тревоги и страха вызывает дезорганизацию, непредсказуемость и хаотичность  поведения ребенка.

Наконец, самым  неблагоприятным вариантом развития привязанности может стать ее отсутствие. Несформированность привязанности  может быть обусловлена либо изначальным  упущением сенситивного периода, либо быть результатом необратимого повреждения  привязанности. Например, повреждение  привязанности может произойти  при длительной сепарации ребенка  раннего возраста (до трех лет) с  матерью или другим близким взрослым, выступающим объектом привязанности, если ранее была сформирована привязанность  тревожного типа.

26) Мотивы семейного воспитания и родительские позиции

В нашей работе проводилось изучение мотивов воспитания в ходе психологического анализа  биографической информации, текстов  сочинений («Портрет моего ребенка», «Я как родитель»), а также на основе наблюдений за совместной игрой родителей  с детьми в присутствии психолога. Данная информация уточнялась в процессе самой психотерапии. В результате было составлено психологическое описание мотивов, характеризующих воспитание, практикуемое в семьях с преневротическими  состояниями.

Типы мотивов  воспитания, характерных для нашего контингента родителей, могут быть разделены на две большие группы. Это мотивы, возникновение которых  в большей степени связано  с жизненным опытом родителей, с  воспоминаниями собственного детского опыта, с их личностными особенностями, и мотивы воспитания, возникающие  в большей степени как результат  супружеских отношений.

К первой категории  относятся следующие мотивы: воспитание как реализация потребности смысла жизни; воспитание как реализация потребности  достижения; воспитание как реализация сверхценных идеалов или определенных качеств.

Ко второй категории  относятся следующие мотивы: воспитание как реализация определенной системы.

Следует оговориться, что данное разделение, конечно же, условно, в реальной жизни семьи  все эти мотивационные тенденции, исходящие от одного или обоих  родителей и от их супружеских  отношений, переплетены в ежедневном взаимодействии с ребенком, в бытии  каждой семьи. Однако приведенное разграничение  полезно, так как позволяет при  построении коррекции мотивационных  структур сделать центром психологического воздействия в одной семье  личность родителей, а в другой - направить воздействие в большей  степени на супружеские отношения.

27,28) Выделены следующие 10 типов семейного воспитания:

 гипопротекция,  доминирующая гиперпротекция, потворствующая  гиперпротекция, потворствующая гипопротекция,  воспитание в культе болезни,  эмоциональное отвержение, жестокое  отношение, повышенная моральная  ответственность, противоречивое  воспитание и воспитание вне  семьи.

 

Гипопротекция характеризуется  недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к  делам ребенка, а в крайней  форме – безнадзорностью.

 

Выделяют и  скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка  является формальным. Скрытая гипопротекция  часто сочетается со скрытым эмоциональным  отвержением.

 

Потворствующая  гипопротекция характеризуется  сочетанием недостатка родительского  надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

 

Гиперпротекция  негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и  формировании чувства долга и  ответственности ребенка.

 

Доминирующая  гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных  запрещений и невозможности для  ребенка принять когда-либо собственные  решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить  за их попытками что-либо сделать  по-своему, ограничивать активность и  самостоятельность, предписывать образ  действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность  воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и  любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх  несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование  в общении, необщительность, невротические  проявления.

 

Потворствующая  гиперпротекция представляет собой  воспитание по типу «ребенок – кумир  семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических  тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической  направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.

 

Воспитание в  культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время  страдал или страдает соматическими  хроническими заболеваниями, либо физическими  дефектами. Болезнь ребенка выступает  смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.

 

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются  родителями (так называемое положение  Золушки). Скрытое эмоциональное  отвержение состоит в том, что  родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном  отвержении ребенка. Нередко скрытое  эмоциональное отвержение по механизму  гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием  родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.

 

Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным  отвержением. Жестокое отношение может  проявляться в открытой форме (суровые  расправы за мелкие проступки или  непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев  имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение  личности.

 

Повышенная моральная  ответственность как стиль родительского  воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении  будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих  возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших  детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные  желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании – это чрезмерное морализаторство  и требовательность, формальность в  подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и  эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

 

Противоречивое  воспитание – это сочетание различных  стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что  проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего  конфликта у ребенка. Не менее  сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального – только когда он оправдывает ожидания.

 

Воспитание вне  семьи – экстремальный тип  воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором  сочетаются особенности описанных  выше типов воспитания.

 

Наиболее важное практическое значение при организации  работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная  ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

 

Успешность коррекционной  работы во многом определяется особенностями  родительской позиции. Можно выделить три критерия оценки родительских позиций  – адекватность, динамичность и  прогностичность. Адекватность характеризует  ориентировку родителей в индивидуально-психологических  особенностях ребенка, его возрастных чертах, а также меру осознания  этих особенностей. Динамичность определяется мерой подвижности родительских позиций, изменчивостью форм и способов общения и взаимодействия с ребенком (восприятие ребенка как личности, степень гибкости общения с ребенком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребенка  в зависимости от возраста). Прогностичность  отражает способность родителей  к предвидению перспектив развития ребенка и к перестройке взаимодействия с ребенком.

29)Ненормативные  семейные кризисы

Ненормативные кризисы  в семье

 

cslog

April 6th, 2011

  Наряду с  так называемыми нормативными  кризисами, связанными с важными  семейными событиями, которые  переживает каждая семья на  протяжении своего жизненного  цикла, выделяются также кризисы  ненормативные, присущие лишь  некоторым семьям. Ненормативные  семейные кризисы чаще всего  бывают связаны с такими событиями,  как развод, супружеская измена, изменение состава семьи, не  связанное с рождением ребенка,  усыновление приемных детей, невозможность  совместного проживания супругов  в силу различных причин, подростковая  беременность, финансовые трудности  и т. д. Стрессоры, вызывающие  ненормативные кризисы семьи,  разделяют на сверхсильные и  хронические.

   К сверхсильным  стрессорам относят: смерть одного  из супругов, родителя или ребенка;  супружескую измену; резкое и  кардинальное изменение в социальной  ситуации развития семьи (изменение  социального статуса, материального  положения семьи); тяжелое хроническое  заболевание кого-то из ее членов.

   Хронические  стрессоры (длительные) действуют  по принципу «капля камень  точит» и включают такие факторы,  как неблагоприятные жилищные  и материальные условия; высокая  эмоциональная напряженность и  значительные хронические нагрузки  в профессиональной деятельности; чрезмерные бытовые нагрузки; нарушение  межличностной коммуникации и  длительно сохраняющаяся конфликтность  как в супружеской, так и  в детско-родительской подсистемах.

Информация о работе Психология семьи