Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:20, курс лекций
Предметом является функциональная структура семьи.Основные закономерности и динамика ее развития.Развития личности в семье.
Задачи-закономерности становления и развития функциональной ролевой структуры семьи на различных стадиях.Изучение до брачного периода.Изучение детско-родительских отношений.Психологическая помощь в конфликтных ситуациях и при разводах.Изучение не нормативных отношений.
В последнее
время одним из наиболее
Согласно гипотезе,
специфика родительского
Своеобразие
и внутренняя конфликтность
25)Виды привязанности
Можно выделить следующие этапы формирования привязанности:
0—6 месяцев
— начало реализации
6—12 месяцев —
на основе формирования «
до 2 (3) лет — возникновение и развитие реакции на сепарацию и разлуку с матерью. Сепарация в этом возрасте выступает как фактор риска, провоцирующий развитие невротической потребности в любви. Формирование определенного вида привязанности, обусловленного особенностями материнского поведения и историей развития ребенка (наличием случаев сепарации).
М. Эйнсворт разработала
и операционализировала диагностическую
процедуру, направленную на выявление
типа привязанности. Значимость определения
типа привязанности обусловлена
тем, что на развитие самооценки и
самопринятия, тревожности и склонности
к фобиям, познавательное развитие
ребенка оказывают влияние
Надежная привязанность
полностью удовлетворяет
Тревожно-амбивалентная (протестующая) привязанность характеризуется неуверенностью ребенка в получении помощи и поддержке со стороны взрослого, тревожностью как основной характеристикой эмоциональной связи, поведенческой стратегией поиска контакта и близости со взрослым, реакцией выраженного дистресса на отделение от взрослого и амбивалентным реагированием (радостью и гневом) на воссоединение с объектом привязанности, реакцией резкого снижения познавательной активности в угрожающей ситуации, т.е. в ситуации разлуки с близким взрослым. Реакции протеста на разлуку со взрослым ярко выражены либо в форме «мнимой смерти», либо импульсивно-агрессивного поведения.
При тревожно-избегающем
типе привязанности, как и в предшествующем
случае, главной характеристикой
эмоциональной связи будет
Тревожно-дезорганизованный
тип привязанности отличается восприятием
ребенком мира как враждебного и
угрожающего. Страх вызывает и близкий
взрослый, и предметная ситуация. Доминирование
тревоги и страха вызывает дезорганизацию,
непредсказуемость и
Наконец, самым
неблагоприятным вариантом
26) Мотивы семейного воспитания и родительские позиции
В нашей работе проводилось изучение мотивов воспитания в ходе психологического анализа биографической информации, текстов сочинений («Портрет моего ребенка», «Я как родитель»), а также на основе наблюдений за совместной игрой родителей с детьми в присутствии психолога. Данная информация уточнялась в процессе самой психотерапии. В результате было составлено психологическое описание мотивов, характеризующих воспитание, практикуемое в семьях с преневротическими состояниями.
Типы мотивов
воспитания, характерных для нашего
контингента родителей, могут быть
разделены на две большие группы.
Это мотивы, возникновение которых
в большей степени связано
с жизненным опытом родителей, с
воспоминаниями собственного детского
опыта, с их личностными особенностями,
и мотивы воспитания, возникающие
в большей степени как
К первой категории
относятся следующие мотивы: воспитание
как реализация потребности смысла
жизни; воспитание как реализация потребности
достижения; воспитание как реализация
сверхценных идеалов или
Ко второй категории относятся следующие мотивы: воспитание как реализация определенной системы.
Следует оговориться,
что данное разделение, конечно же,
условно, в реальной жизни семьи
все эти мотивационные
27,28) Выделены следующие 10 типов семейного воспитания:
гипопротекция,
доминирующая гиперпротекция, потворствующая
гиперпротекция, потворствующая гипопротекция,
воспитание в культе болезни,
эмоциональное отвержение, жестокое
отношение, повышенная
Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью.
Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.
Потворствующая
гипопротекция характеризуется
сочетанием недостатка родительского
надзора с некритичным
Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.
Доминирующая
гиперпротекция проявляется в чрезмерной
опеке, мелочном контроле, системе непрерывных
запрещений и невозможности для
ребенка принять когда-либо собственные
решения. Чрезмерный контроль выдает стремление
родителей оберегать детей, следить
за их попытками что-либо сделать
по-своему, ограничивать активность и
самостоятельность, предписывать образ
действий, ругать за малейшие промахи,
прибегать к санкциям. Такая интенсивность
воспитательных мероприятий воспринимается
ребенком как психологический прессинг.
Повышенный уровень заботы зачастую
связан с нереализованной потребностью
родителей в привязанности и
любви. Родительские мотивы гиперпротекции:
беспокойство, обусловленное семейной
ситуацией и чертами характера,
психогенно-детерминированный
Потворствующая
гиперпротекция представляет собой
воспитание по типу «ребенок – кумир
семьи». Характерными чертами являются
чрезмерное покровительство, стремление
освободить ребенка от малейших трудностей,
удовлетворить все его
Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.
Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.
Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.
Повышенная моральная
ответственность как стиль
Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального – только когда он оправдывает ожидания.
Воспитание вне семьи – экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.
Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.
Успешность коррекционной
работы во многом определяется особенностями
родительской позиции. Можно выделить
три критерия оценки родительских позиций
– адекватность, динамичность и
прогностичность. Адекватность характеризует
ориентировку родителей в индивидуально-
29)Ненормативные семейные кризисы
Ненормативные кризисы в семье
cslog
April 6th, 2011
Наряду с
так называемыми нормативными
кризисами, связанными с
К сверхсильным
стрессорам относят: смерть
Хронические
стрессоры (длительные) действуют
по принципу «капля камень
точит» и включают такие