Психология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:20, курс лекций

Описание работы

Предметом является функциональная структура семьи.Основные закономерности и динамика ее развития.Развития личности в семье.
Задачи-закономерности становления и развития функциональной ролевой структуры семьи на различных стадиях.Изучение до брачного периода.Изучение детско-родительских отношений.Психологическая помощь в конфликтных ситуациях и при разводах.Изучение не нормативных отношений.

Работа содержит 1 файл

ПСИХ семьи.docx

— 78.24 Кб (Скачать)

4. Неверно приписанный  конфликт – когда, например, жена  ругает мужа за то, что он  сделал, выполняя ее же распоряжение, о котором она уже прочно  забыла.

5. Латентный (скрытый)  конфликт. Базируется на не осознаваемом  супругами противоречии, которое  тем не менее объективно существует.

6. Ложный конфликт, существующий только из-за восприятия  супругов, без объективных причин.

 Выделяются  следующие виды конфликтов на  почве неудовлетворенных потребностей.

1. Конфликты, размолвки,  возникающие на основе неудовлетворенной  потребности в ценности и значимости  своего Я, нарушения чувства  достоинства со стороны другого  партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения. Обиды,  оскорбления, необоснованная критика.

2. Конфликты, размолвки,  психические напряжения на базе  неудовлетворенных сексуальных  потребностей одного или обоих  супругов. Они могут иметь различную  основу: пониженная сексуальность  одного из супругов, несовпадение  циклов и ритмов возникновения  сексуального желания; безграмотность  супругов в вопросах психогигиены  брачной жизни; мужская импотенция  или женская фригидность; различные  болезни супругов; сильное хроническое  физическое и нервное переутомление  одного из супругов и т. д.

3. Психические  напряжения, депрессии, конфликты,  ссоры, имеющие своим источником  неудовлетворенность потребности  одного или обоих супругов  в положительных эмоциях; отсутствие  ласки, заботы, внимания и понимания.  Психологическое отчуждение супругов.

4. Конфликты, ссоры,  размолвки на почве пристрастия  одного из супругов к спиртным  напиткам, азартным играм и другим  гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и  неэффективным, а порой и бесполезным  затратам денежных средств семьи.

5. Финансовые  разногласия, возникающие на основе  преувеличенных потребностей одного  из супругов. Вопросы взаимного  бюджета, содержания семьи, вклада  каждого из партнеров в материальное  обеспечение семьи.

6. Конфликты, ссоры,  размолвки на почве удовлетворения  потребностей супругов в питании,  одежде, на почве благоустройства  домашнего очага, а также затрат  на личные нужды каждого из  супругов.

7. Конфликты на  почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в кооперации  и сотрудничестве, а также связанные  с разделением труда в семье,  ведением домашнего хозяйства,  уходом за детьми.

8. Конфликты, размолвки,  ссоры на почве разных потребностей  и интересов в проведении досуга, различных хобби. 

 По степени  опасности для семейных уз  конфликты могут быть:

 а) неопасными  – возникают при наличии объективных  трудностей, усталости, раздражительности,  состояния нервного срыва; внезапно  начавшись, конфликт может быстро  завершиться. Про такие конфликты  часто говорят: «К утру все  пройдет»;

 б) опасными  – разногласия возникают из-за  того, что один из супругов  должен, по мнению другого, изменить  линию поведения, к примеру  по отношению к родственникам,  отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры,  приемы воспитания и т. п., то  есть ставится проблема, которая  требует разрешения дилеммы: уступать  или нет;

 в) особо  опасными – приводят к разводам.

21) Субъективная удовлетворенность браком, являясь эмоционально-оценочным отношением супругов к семье, далеко не всегда соответствует объективному уровню эффективности ее функционирования. Ее можно представить по аналогии с известной формулой У. Джемса, раскрывающей содержание самооценки личности как отношение реальных достижений к ожидаемым. Тогда субъективная удовлетворенность браком будет определяться как отношение реальности выполнения партнером своих обязательств к ожидаемым, а причинами низкого уровня субъективной удовлетворенности браком будут либо неудовлетворенность адекватных потребностей супругов, либо нереалистические, чрезмерно завышенные ожидания в отношении брака и партнера. В случае низкой субъективной удовлетворенности браком корректировать надо либо реальное ролевое поведение и межличностную коммуникацию, либо ожидания супругов, особенно если они неадекватно завышены. Например, если молодые супруги не изменят своих чрезмерно восторженных и нередко «оторванных от жизни» представлений о семей ной жизни, зачастую предваряющих вступление в брак, на более реалистические, не сумеют начать «работать над собой», не пытаясь изменить партнера, то их ждет разочарование, крушение иллюзий. О. Уайльд писал, что мужчины женятся от скуки, женщины — из любопытства, но в конце концов и те и другие испытывают разочарование.

 

Низкая субъективная удовлетворенность браком характеризуется  раз ной степенью ее осознания. В  случае осознанной неудовлетворенности  браком супруг открыто заявляет о  своем желании что-то изменить в  супружеских отношениях, семейном укладе, распределении ролей, переживании  чувства ненужности, обиды, несправедливости. Если неудовлетворенность браком недостаточно осознанна, существует в форме «тлеющей» неудовлетворенности, то жалобы выражаются в форме переживаний страхов, тревоги, неуверенности, чувства фрустрации.

 

Субъективная  удовлетворенность браком может  быть полной, когда супругов полностью  устраивает сложившаяся модель семейной жизни и отсутствует желание  что-либо изменить, и частичной, когда  есть направленность на изменение каких-либо аспектов семейной ситуации.

 

К факторам, влияющим на степень субъективной удовлетворенности  бра ком, относятся стадия жизненного цикла семьи, супружеский стаж, сходство ценностей у супругов, их пол, трудовая занятость, наличие в семье детей.

 

Существует связь  между стадией жизненного цикла  семьи и степенью субъективной удовлетворенности  браком: минимальная удовлетворенность  браком наблюдается в семьях с  детьми младенческого возраста, максимальная — до рождения детей. Субъективная удовлетворенность браком снижается  в переходные периоды жизненного цикла семьи и в семьях с  маленькими детьми.

 

Изучение зависимости  субъективной удовлетворенности браком от стажа супружеской жизни обнаружило сложную нелинейную зависимость. По данным исследования X. Фелдман, Г. Сианиел  и др., динамика изменения степени  субъективной удовлетворенности браком может быть отображена с помощью U-образной кривой. На начальных стадиях  супружества удовлетворенность  достаточно высока, на средних —  резко падает, а на стадии 18—20 лет  вновь растет. Возможными причинами  воз растания удовлетворенности  браком на поздних стадиях супружества являются «когортный эффект», возрастно-психологические особенности супругов, расширение сфер самовыражения родителей после завершения выполнения функции воспитания детей, проявляющееся в реализации вне семейных карьер — в профессиональной, социальной деятельности, увлечениях, хобби, — на что раньше времени у супругов просто не хватало. «Когортный эффект», в частности, состоит в том, что к моменту изучения степени удовлетворенности браком выборка пожилых пар качественно из меняется — дисгармоничные семьи распадаются, удельный вес гармоничных в выборке увеличивается. Такие возрастно-психологические особенности пожилых людей, как социальная конформность и стремление к социально-желательным оценкам своей жизни («жизнь прожили хоро шо»), актуализация защитных механизмов (рационализация — «если мы прожили столько лет, значит, мы были хорошей семьей», вытеснение, отрицание и др.), отрицание самой возможности развода в преклонном возрасте, обусловливают тенденцию восприятия пожилыми людьми своего брака успешным. Кроме того, страх одиночества в пожилом возрасте заставляет более внимательно и терпимо относиться к партнеру, ориентироваться на него, что объясняет большую близость и умение разрешать возникающие проблемы более эффективно, чем раньше.

Ценностное единство оказывается значимом фактором для  субъективной удовлетворенности браком лишь при условии длительного  семейного стажа — более 25 лет.

22) Дисгармоничные типы семей

К дисгармоничным относят семьи, в которых в  силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности  членов семьи и не реализуются  основные ее задачи, специфические  для каждой стадии жизненного цикла. Известны различные подходы к  классификации дисфункциональных  семей.

На основании  характера эмоциональных связей, степени гибкости и пластичности управления семьей, а также характера  взаимодействия семейных подсистем  Д. Олсон выделяет несколько типов  дисфункциональных структур семьи:

•несбалансированная семья, характеризующаяся разобщенностью либо чрезмерной эмоциональной связанностью, ригидностью или хаотичностью;

•коалиционная семья, т.е. семья, в которой в рамках подсистем или в от ношениях подсистем  возникают коалиции, находящиеся  в конфронтации, противостоянии, антагонизме  друг с другом и нарушающие баланс и функционирование семьи в целом. Коалиции могут быть открытыми, или  меж поколенными (образуются в результате объединения членов семьи, принадлежащих  к разным поколениям), и скрытыми. Межпоколенные коалиции — "противостояния внутрисемейных групп по типу «родитель  и ребенок против второго родителя», «прародитель и ребенок против родителей», «родитель и прародитель против второго родителя» (известные противостояния тещи и жены против мужа и свекрови и мужа против жены!) и т.д. В отличие от открытых, скрытые коалиции внешне солидарны, однако реальные отношения строятся по принципу скрытой враждебности и противостояния. Для скрытых коалиций типичны коммуникационная проблема и нарушения межличностного общения, в котором четко выделяются два плана: внешний, соответствующий социальным ожиданиям, и подтекст, раскрывающий подлинный характер взаимоотношений членов семьи;

•коалиционная семья, основой стабилизации которой является приписывание патологизирующей роли одному из членов семьи, получившему в семейной психотерапии название «идентифицированного пациента», носителя дисфункции семьи. Коалиция выполняет в таком случае важную функцию сплочения и сохранения целостности семьи;

•дисгармоничная семья с аутсайдерами, чей социометрический статус крайне низок;

•семья с «перевернутой  иерархией», характеризующаяся инверсией  ролей. Например, за ребенком закрепляется статус родителя.

А.Е. Личко определяет гармоничную семью как семью, характеризующуюся теплой эмоциональной  привязанностью, отсутствием конкуренции  и противостояния, эффективным выполнением  ролевых обязанностей и демократическим  управлением без узурпации власти. Что касается дисгармоничных семей, то здесь можно говорить о таких  вариантах, представляющих собой последовательность нарастания дисфункциональное семьи  на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструкто-генная, распадающаяся и распавшаяся. Еще  одним особым вариантом дисгармоничной семьи является ригидная псевдосолидарная семья.

 

Собственно негармоничную  семью отличает «семейный перекос» как доминирование в семье  отношений власти—подчинения; эмоциональная  зависимость и несимметричность эмоциональных отношений; игнорирование  одним из членов семьи своих обязанностей и функций, связанных с семейной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствие сотрудничества, партнерства, взаимопомощи. Важной особенностью негармоничной семьи является фактическое  неравноправие, отношения принуждения: од ни (один) члены семьи как бы «эксплуатируют» возможности других, ограничивая их личностный рост.

23) Детско-родительские отношения в психологии

 Первым научным  направлением, поставившим детско-родительские  отношения в центр развития  личности ребенка, был, как  известно, классический психоанализ.  Психоанализ, стал определяющим  направлением развития основных  концепций детского развития, в  которых ключевая роль отводится  проблеме отношений между детьми  и родителями (Э.Эриксон[2], К.Хорни,  др.). Наибольшую популярность завоевала  теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием  в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное  и взаимообусловленное единство  себя и другого. Ребенок познает  себя через отношение к нему  матери, а мать воспринимает как  источник отношения к себе. Эта  сложная взаимосвязь в первоначальном  варианте, понималась как отношение  к себе и к близкому взрослому,  которое дает чувство защищенности  и безопасности.

 В современных  исследованиях, данного вопроса,  происходит переориентация с  изучения самосознания ребенка  к исследованию его поведения,  которое чаще всего описывается  в терминах социальной адаптации  и компетенции. Привязанность  рассматривается уже не как  отношение, а как стратегия  поведения с родителями. E.Moss и  др., (1998), отмечают положительную  корреляцию между "надежным" типом привязанности и школьной  адаптацией, гармоничной коммуникацией  в детско-родительской диаде.  В исследовании P.Crittenden (1996) показана  прямая зависимость стратегии  поведения школьников и подростков  от качества привязанности к  матери.

 Помимо теории  привязанности, весьма популярным  в западной психологии являются  теоретические модели, разработанные  D.Baumrind (1967), а также E.S.Schaefer, R.A.Bell (1969). D.Baumrind предложил классификацию родительских  стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский  стиль; E.S.Schaefer, R.A.Bell разработали динамическую  двухфакторную модель родительского  отношения, где один из факторов  отражает эмоциональное отношение  к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Каждая позиция  взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью. Хотя данные  теоретические модели были предложены  более 30 лет назад, они остаются  практически единственными, на  сегодняшний день, дающими содержательное  описание родительского отношения. 

Информация о работе Психология семьи