Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:41, реферат
Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают социально- психологические аспекты руководства трудовыми коллективами. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга и подчиненными - своих руководителей, в частности.
ВВЕДЕНИЕ … … … … … … … … … … … … … … … … 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ … … … … … … … … … … … … … … … … 5
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ЕГО ПОДЧИНЕННЫМИ … … … … … … … … 7
ПОЛ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ПОДЧИНЕННЫМИ… … … … … … … … … … … … … … 10
ВОЗРАСТ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ПОДЧИНЕННЫМИ … … … … … … … … … … … … … ... 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… … … … … … … … … … … … … … … 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ … … … … … … … … … … … … 14
максимальная потребность в самореализации.
Поэтому довольно высокая
категории в сочетании с опытом, мудростью, умением принимать решения.
приводит к восприятию его подчинёнными как наиболее эффективного
руководителя.
Их более молодые (31 - 40 лет) и старшие коллеги (51 – 60 лет)
оцениваются значительно ниже. Такие оценки обусловлены рядом факторов. В числе них можно назвать следующие: для возрастной группы 31 – 40 лет: примерно к 30 годам у человека завершается профессиональное самоопределение личности и происходит профессиональная стабилизация. Если для молодых людей, вступающих на руководящую должность, характерно отсутствие практического опыта, необходимых технических знаний, коммуникативных навыков, то по мере адаптации к производству эти недостатки с возрастом устраняются.
Вместе с тем, в первые годы работы в процессе адаптации происходит отсев профессионально непригодных людей, и таким образом, в выборку более старших возрастных групп не попадают люди, которые в предыдущих возрастных группах могли оказаться в должности случайно. Молодые руководители имеют существенный отрыв в оценках также, потому что имеют короткий период интеграции в коллектив. Как правило, в этом возрасте происходит стадия освоения новой роли, которую называют «периодом проб и ошибок», а ошибки руководителя носят довольно глобальный характер и
получают широкий общественный резонанс.
Влияние на восприятие молодых управленцев работниками оказывают социальные стереотипы прошлых лет, которые не связывают успешность директорской деятельности с молодостью. Руководители моложе 40 лет по-прежнему воспринимаются стереотипно: «молодо - зелено», но после 40 лет в них видят оптимальное сочетание опыта и молодости , с ними связывают свои ожидания работники – «они могут сделать для предприятия многое».
Для возрастной группы 51 – 60 лет: снижение оценок качеств личности руководителя старше 50 лет связано в какой-то мере с физиологическими факторами, т.е. ухудшением состояния здоровья, усталостью. В этом возрасте (51-60 лет) физическая активность снижается. Хотя инерция работы сохраняется, перспективы личности обращены в пенсионный период.
Происходит перестройка
Важно отметить, что подобные исследования, проводимые в экономически высоко развитых странах мира, дали иные результаты. Так,
например, средний возраст президентов в крупных японских компаниях составляет 63,5 года. Л. Якокка: «Возраст – это во многом опыт, это не только природная, но и в значительной степени и социально детерминированная характеристика человека, в том числе руководителя».
Исходя из проведённых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ различных подходов к изучению личности руководителя показал, что у авторов нет единства в определении компонентов многоуровневой структуры личности руководителя. Социально-демографические характеристики оказывают непосредственное влияние на восприятие руководителей подчинёнными. По проведённым исследованиям можно сказать о том, что пол руководителя оказывает существенный, хотя порой и не объективный отпечаток на восприятие им его подчинёнными. У руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. В современных условиях нужно чтобы каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, а глава корпорации становился менеджером- организатором, основная обязанность которого – координировать деятельность группы менеджеров.
Выполняя эту обязанность, современный руководитель выступает в нескольких ипостасях. Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.
Во-вторых,
это лидер, способный вести за собой подчиненных,
используя свой авторитет, высокий
профессионализм, положительные эмоции.
В-третьих, это - дипломат,
устанавливающий контакты с
партнерами и властями, успешно
преодолевающий внутренние и внешние
конфликты. В-четвертых, это
- воспитатель, обладающий
высокими нравственными качествами,
способный создать коллектив
и направляющий его развитие
в нужное русло. В-пятых, это – инноватор,
понимающий роль науки в
современных условиях, умеющий оценить
и без промедления внедрить
в производство то или иное
изобретение или рационализаторское предложение.
В-шестых, это - просто
человек, обладающий высокими
знаниями и способностями, уровнем культуры,
честностью, решительностью характера
и в то же время рассудительностью,
способный быть во всех отношениях
образцом для окружающих. В процессе управления
руководитель осуществляет ряд
конкретных функций, среди которых:
организация и планирование деятельности
коллектива и своей собственной
работы; распределение заданий
и инструктаж подчиненных;
контроль за ними; подготовка
и чтение отчетов; проверка
и оценка результатов работы; ознакомление
со всеми новинками в мире бизнеса,
техники и технологии, выдвижение и рассмотрение
новых идей и предложений; решение
вопросов, выходящих за пределы
компетенции подчиненных; знакомство
с текущей корреспонденцией; ответы на
звонки и прием посетителей; проведение
собраний и представительство;
заполнение форм отчетности;
ведение переговоров; повышение квалификации.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапов
В.С. Я-концепция как
2. Бабенко О.А. Профессионально важные качества личности менеджера//статья из интернет; найдена на сайте: http://psi.lib.ru
3. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии – М.: ЦИТП, 2002. – 168с.
4. Занковский
А.Н. Организационная
5. Карпов А.В. Психология менеджмента – М.: Гардарики, 1999. – 584с.
6. Кричевский
Р.Л. Если Вы – руководитель…
7. Никифорова Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта
восприятия его подчинёнными. Дис. канд. псих. наук. – Иваново, 2008.
8. Психологический
словарь/Под ред. Зинченко В.П.
изд., - М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 440с.
9. Трифонов Е.В. Психофизиология человека (толковый словарь) – СПб.: Питер,2000 – 356с.
10. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2001. – 608с.