Психология руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:41, реферат

Описание работы

Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают социально- психологические аспекты руководства трудовыми коллективами. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга и подчиненными - своих руководителей, в частности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ … … … … … … … … … … … … … … … … 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ … … … … … … … … … … … … … … … … 5
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ЕГО ПОДЧИНЕННЫМИ … … … … … … … … 7
ПОЛ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ПОДЧИНЕННЫМИ… … … … … … … … … … … … … … 10
ВОЗРАСТ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ПОДЧИНЕННЫМИ … … … … … … … … … … … … … ... 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… … … … … … … … … … … … … … … 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ … … … … … … … … … … … … 14

Работа содержит 1 файл

Психология руководителя.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

максимальная  потребность в самореализации.

    Поэтому довольно высокая активность  начальника  цеха  этой  возрастной

категории в сочетании с опытом, мудростью, умением принимать решения.

приводит  к  восприятию   его   подчинёнными   как   наиболее   эффективного

руководителя.

    Их более молодые (31 -  40  лет)  и  старшие  коллеги  (51  –  60  лет)

оцениваются значительно ниже. Такие оценки  обусловлены  рядом  факторов.        В числе них можно назвать следующие: для возрастной группы 31 – 40 лет: примерно к 30  годам у человека завершается  профессиональное  самоопределение  личности  и  происходит профессиональная стабилизация. Если для молодых  людей,  вступающих  на руководящую  должность,  характерно  отсутствие  практического   опыта, необходимых технических знаний, коммуникативных навыков,  то  по мере адаптации к производству эти недостатки с возрастом устраняются.

    Вместе с тем, в первые годы  работы  в  процессе  адаптации   происходит отсев профессионально непригодных людей, и  таким  образом,  в  выборку более старших возрастных групп не попадают люди, которые  в  предыдущих возрастных  группах  могли  оказаться  в  должности  случайно.  Молодые руководители имеют существенный отрыв в оценках также, потому что имеют короткий период интеграции в коллектив. Как правило,  в  этом  возрасте происходит стадия освоения новой роли, которую называют «периодом  проб и ошибок», а ошибки руководителя носят довольно глобальный  характер  и

получают  широкий общественный резонанс.

      Влияние  на  восприятие  молодых  управленцев   работниками   оказывают социальные стереотипы прошлых  лет,  которые  не  связывают  успешность директорской деятельности с молодостью. Руководители моложе 40 лет по-прежнему воспринимаются стереотипно: «молодо - зелено», но после 40 лет в них видят оптимальное сочетание  опыта  и  молодости , с ними связывают свои  ожидания  работники  –  «они  могут сделать для предприятия многое».

    Для возрастной группы 51 – 60 лет: снижение оценок качеств  личности руководителя старше 50 лет связано в какой-то мере  с физиологическими факторами, т.е.  ухудшением  состояния здоровья,  усталостью.  В этом возрасте (51-60 лет)  физическая  активность  снижается.  Хотя  инерция работы сохраняется, перспективы личности обращены в пенсионный  период.

    Происходит перестройка  мотивационной   сферы.  «Человек  пересматривает свои  цели  с  учётом  своего  профессионального  статуса,  физического состояния и положения дел в семье» (Бюлер).

    Важно   отметить,   что   подобные   исследования,   проводимые   в экономически высоко  развитых  странах  мира,  дали  иные  результаты.  Так,

например, средний возраст президентов в крупных японских компаниях составляет 63,5 года. Л. Якокка: «Возраст – это  во многом  опыт, это  не  только  природная,  но  и  в  значительной  степени   и   социально детерминированная     характеристика     человека,     в      том      числе руководителя».

    Исходя из проведённых исследований  и приведённых  выше  примеров  можно сделать вывод о  том,  что  и  пол  руководителя  и  его  возраст  оказывают непосредственное влияние на восприятие его подчинёнными.

                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Анализ  различных подходов к изучению личности руководителя  показал,  что у авторов нет единства в определении  компонентов  многоуровневой  структуры личности руководителя. Социально-демографические  характеристики   оказывают   непосредственное влияние на восприятие руководителей подчинёнными. По проведённым исследованиям можно сказать о том, что пол руководителя оказывает существенный, хотя  порой  и  не  объективный  отпечаток  на восприятие им его подчинёнными.            У руководителей  добавилось   и   много   внешних   функций,   в   том   числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом,  государственными  и  политическими деятелями. В современных условиях нужно чтобы каждым направлением  занимался самостоятельный  управляющий,  а  глава  корпорации  становился  менеджером- организатором, основная обязанность которого –  координировать  деятельность группы менеджеров.

Выполняя  эту обязанность, современный руководитель  выступает  в  нескольких ипостасях. Во-первых,  это  управляющий,  облеченный   властью,   руководящий   большим коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных,  используя  свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции. В-третьих,  это  -  дипломат,  устанавливающий  контакты  с   партнерами   и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты. В-четвертых,  это   -   воспитатель,   обладающий   высокими   нравственными качествами, способный  создать  коллектив  и  направляющий  его  развитие  в нужное русло. В-пятых, это – инноватор, понимающий  роль  науки  в  современных  условиях, умеющий оценить и без  промедления  внедрить  в  производство  то  или  иное изобретение или рационализаторское предложение. В-шестых,  это  -   просто   человек,   обладающий   высокими   знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью  характера  и  в то же время рассудительностью, способный быть во  всех  отношениях  образцом для окружающих. В процессе управления  руководитель  осуществляет  ряд  конкретных  функций, среди которых: организация и планирование деятельности  коллектива  и  своей собственной  работы;  распределение  заданий   и   инструктаж   подчиненных; контроль  за  ними;  подготовка  и  чтение  отчетов;   проверка   и   оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса,  техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей  и  предложений;  решение вопросов,  выходящих  за  пределы  компетенции  подчиненных;  знакомство   с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием  посетителей;  проведение собраний  и   представительство;   заполнение   форм   отчетности;   ведение переговоров; повышение квалификации. 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Агапов  В.С. Я-концепция как интегративная  основа личности и деятельности   руководителя. – М.:МОСУ, 2000. – 30с.

2. Бабенко  О.А. Профессионально важные качества личности  менеджера//статья из интернет; найдена на сайте: http://psi.lib.ru

3. Зазыкин  В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические  секреты  профессии – М.: ЦИТП, 2002. – 168с.

4. Занковский  А.Н. Организационная психология  – М.: Флинта  МПСИ,  2000.  –  647с.

5. Карпов  А.В. Психология менеджмента –  М.: Гардарики, 1999. – 584с.

6. Кричевский  Р.Л. Если Вы – руководитель…Элементы  психологии менеджмента в повседневной работе – М.: Дело, 2006. – 384с.

7.  Никифорова  Н.А.  Формальный  статус  руководителя   как   детерминанта

   восприятия его подчинёнными. Дис.  канд. псих. наук. – Иваново, 2008.

8. Психологический  словарь/Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова  Б.Г.  –  2-е

   изд., - М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 440с.

9. Трифонов  Е.В. Психофизиология человека (толковый словарь) – СПб.: Питер,2000 – 356с.

10. Хьел  Л., Зиглер Д. Теории личности  – СПб.: Питер, 2001. – 608с.

Информация о работе Психология руководителя