Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:41, реферат
Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают социально- психологические аспекты руководства трудовыми коллективами. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга и подчиненными - своих руководителей, в частности.
ВВЕДЕНИЕ … … … … … … … … … … … … … … … … 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ … … … … … … … … … … … … … … … … 5
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ЕГО ПОДЧИНЕННЫМИ … … … … … … … … 7
ПОЛ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ПОДЧИНЕННЫМИ… … … … … … … … … … … … … … 10
ВОЗРАСТ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ПОДЧИНЕННЫМИ … … … … … … … … … … … … … ... 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… … … … … … … … … … … … … … … 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ … … … … … … … … … … … … 14
ЛИЧНОСТНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ
ЕГО ПОДЧИНЕННЫМИ
Факторы – причина, движущая сила какого-либо процесса (в данной работе причина отношения работников к руководителям), определяющая его характер или отдельные его черты. Такими причинами являются: биографические характеристики руководителей (пол, возраст), социально-экономический статус, образование, личностные характеристики.
Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса,
непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов, атакже процесс формирования этого образа.
Восприятие человека человеком – процесс психологического познания
людьми
друг друга в условиях
Качества руководителя - это обобщенные, наиболее устойчивые
характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.
В свою очередь, талант руководителя определяется многими
психологическими качествами, которые являются профессионально важными.
Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный
отпечаток и на личностные характеристики руководителя.
На основе управленческой деятельности руководителя можно выделить
следующие профессионально важные качества.
Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических
свойств личности.
Наиболее важными являются:
1. Психологическая
2. Критичность и самокритичность - способность видеть недостаткив поступках и действиях других людей и своих поступках.
3. Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия,
влияния на других людей.
4. Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в
зависимости от особенностей ситуации.
5. Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее
выполнении.
6. Способность заряжать своей
энергией других людей,
Среди других организаторских
качеств следует отметить
Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к
ее достижению;
Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться
к ним, не меняя при этом принципиальных позиций;
Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой
эффективностью;
Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном
стремлении
достичь сознательно
Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение
налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать
идеи и намечать пути их воплощения.
Общей основой развития
Существенное значение имеют для деятельности руководителя
коммуникативные качества:
- способность
к кооперации и групповой
- поведенческие
ориентации при разрешении
- социальная компетентность при реализации своих целей.
Руководитель в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и
подчиненных.
б) служебно-товарищеское - это общение между руководителями-коллегами.
в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм
взаимоотношений.
В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот
или иной стиль общения. Если руководитель обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.
Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит
от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.
Неотъемлемым компонентом культуры речи является требование
информационной насыщенности сообщения. Объем высказывания должен соответствовать количеству информации, включённому в него. Перекос в сторону объёма высказывания порождает многословие и, вследствие этого, негативную реакцию со стороны собеседника. Перекос в сторону объёма информации ведёт к недостаточно полному её пониманию и также снижает эффективность коммуникаций. Эффективные коммуникации требуют лаконичности и структурной простоты построения фраз.
Результативность делового общения связана с невербальными
(несловесными) компонентами. К невербальным характеристикам общения относятся интонации, мимика, жесты, поза. Их характер, а также мера выраженности должны быть адекватны содержанию самого высказывания, должны помогать понять его, быть иллюстративными. По мнению специалистов, более половины межличностного общения суть общение невербальное.
Ещё одним важнейшим
Морально-этические (нравственные) качества являются залогом
авторитета руководителя. Честность, порядочность, принципиальность – вот
главные морально-нравственные качества, которые отмечаются в первую очередь и служат основой для любой личностной оценки. Они важнейшие, но не единственные. Согласно проведённым опросам, для коллектива значимы и такие качества как, справедливость, уважение к другим людям, умение держать своё слово, обязательность, доброжелательность. Все эти качества непосредственно коррелируют с психологическим климатом в коллективе.
Все перечисленные личностные
особенности оказывают
ПОЛ
РУКОВОДИТЕЛЯ КАК
ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ПОДЧИНЕННЫМИ
Руководители-женщины в настоящее время представлены во всех сферах деятельности.
Различия руководителя-женщины от руководителя-мужчины: высокая проницательность, хитрость, образное восприятие мира, мечтательность, сильный самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, тревожность.
При принятии решений чаще опираются на интуицию, чем на логику. Любую информацию воспринимают эмоционально-образно, чувствительны к нюансам в общении, отношениях. А поэтому здесь уместно отметить, что руководители-женщины проявляют больший, по сравнению с мужчинами, интерес к межличностным отношениям. Руководящая работа, которой они поглощены полностью, восполняет в известной мере неполноту личной жизни. Мужчины, работающие под их непосредственным руководством, часто не понимают мотивы их решений.
В смешанных коллективах женщины реже становятся лидерами
(руководителями)
и проявляют меньшую
Результаты социологического опроса, направленного на изучение отношения к деятельности руководителя-женщины показали, что: только 5,1% отметили, что хотели бы работать под руководством женщины; 43,5% заявили, что им всё равно; 38,6% высказались отрицательно, у остальных не было твёрдого мнения на этот счёт. Опрошенные отмечали в основном трудности в прогнозировании поведения и принятия решения у женщин-руководителей, так как в их мыслительной деятельности больше интуитивного. Кроме того, отмечались своеобразие эмоциональных реакций и противоречие между женской сущностью и выполняемой социальной ролью.
При этом считается, что руководители-мужчины обладают большей
компетентностью в решении групповой задачи, а также стремлением
доминировать
в группе в силу наличия определённого
культурного стандарта поведения:
от исполнителя мужской роли
ожидают и соответствующего
поведения.
ВОЗРАСТ
РУКОВОДИТЕЛЯ КАК
ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ПОДЧИНЕННЫМИ
Процесс развития личности характеризуется динамичностью. Каждому возрастному периоду свойственны особые качественные сочетания основных структур компонентов личности, на основании которых можно говорить о том или ином отношении работников к руководителям.
В результате проведённых исследований были получены следующие оценки
руководителей разных возрастных категорий: пик «расцвета» руководителей предприятий, по мнению работников, приходится на 41-50 лет. Наивысшие оценки, полученные руководителями этого возраста, показывают, что именно к этому возрасту достигается оптимальное сочетание знаний, жизненного и производственного опыта, коммуникативных навыков руководителя с его ещё довольно активным поведением. Бюлер подчёркивает, что к 45 годам «человек достигает расцвета зрелости. Для него характерна постановка точных и чётких целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще…». В этом возрасте, - отмечает Э. Эриксон, - развивается