Психология руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:41, реферат

Описание работы

Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают социально- психологические аспекты руководства трудовыми коллективами. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга и подчиненными - своих руководителей, в частности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ … … … … … … … … … … … … … … … … 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ … … … … … … … … … … … … … … … … 5
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ЕГО ПОДЧИНЕННЫМИ … … … … … … … … 7
ПОЛ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ПОДЧИНЕННЫМИ… … … … … … … … … … … … … … 10
ВОЗРАСТ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ПОДЧИНЕННЫМИ … … … … … … … … … … … … … ... 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… … … … … … … … … … … … … … … 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ … … … … … … … … … … … … 14

Работа содержит 1 файл

Психология руководителя.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

ЛИЧНОСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ЕГО ПОДЧИНЕННЫМИ 

    Факторы – причина, движущая сила какого-либо процесса (в данной  работе причина отношения работников к  руководителям),  определяющая  его  характер или  отдельные  его  черты.  Такими   причинами   являются:   биографические характеристики   руководителей   (пол,   возраст),   социально-экономический статус, образование, личностные характеристики.

    Восприятие  – субъективный  образ предмета,  явления или   процесса,

 непосредственно  воздействующего на анализатор или систему  анализаторов,  атакже процесс формирования этого образа.

    Восприятие  человека  человеком   –  процесс  психологического  познания

 людьми  друг друга в условиях непосредственного  общения.

    Качества   руководителя   -   это   обобщенные,   наиболее   устойчивые

характеристики,  которые  оказывает  решающее  влияние   на   управленческую деятельность.  Это  весьма  сложные  в  психологическом  плане  образования, зависящие  от  множества   факторов:   особенностей   характера,   структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

    В   свою   очередь,   талант    руководителя    определяется    многими

психологическими  качествами,  которые  являются  профессионально   важными.

Многогранный характер управленческой деятельности  накладывает  своеобразный

отпечаток и на личностные характеристики руководителя.

    На  основе  управленческой  деятельности  руководителя  можно  выделить

следующие профессионально важные качества.

    Организаторские   качества,   характеризующиеся   умением    подбирать, расставлять кадры,  планировать  работу,  обеспечивать  четкий  контроль. Организаторские качества - это  следствия  проявления  ряда  психологических

свойств личности.

    Наиболее важными являются:

   1. Психологическая избирательность  - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.

   2. Критичность и самокритичность  - способность видеть недостаткив    поступках и действиях других людей и своих поступках.

   3. Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия,

 влияния на других людей.

   4. Требовательность - способность предъявлять  адекватные требования в

 зависимости от особенностей ситуации.

   5. Склонность к организаторской  деятельности, т. е. потребность в ее

  выполнении.

   6. Способность заряжать своей  энергией других людей, активизировать  их.

    Среди других организаторских  качеств следует отметить такие  как:

    Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к

ее достижению;

    Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться

к ним, не меняя при этом принципиальных позиций;

    Работоспособность - способность длительно выполнять работу  с высокой

эффективностью;

    Настойчивость - волевое свойство  личности,  проявляющееся  в  упорном

стремлении  достичь сознательно поставленной цели;

    Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь  на собственные возможности без чужой помощи;

    Дисциплинированность  -  подчинение  установленному   порядку,   умение

налаживать  и поддерживать дисциплину в коллективе;

    Инициативность - умение действовать энергично,  способность выдвигать

идеи  и намечать пути их воплощения.

    Общей основой развития руководителя  как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные  качества.  Интеллект  может выступать или не выступать в качестве фактора успешности  руководителя  в  зависимости от того, какие ресурсы руководителя - интеллектуальные  или  коммуникативные включены в его деятельность.

           Существенное   значение    имеют    для    деятельности    руководителя

коммуникативные качества:

- способность  к кооперации и групповой работе;

- поведенческие  ориентации при разрешении конфликтных  ситуаций;

- социальная  компетентность при реализации  своих целей.

     Руководитель  в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

а)  субординационное,  или  общение  при   взаимодействии   руководителя   и

подчиненных.

б) служебно-товарищеское - это общение между руководителями-коллегами.

в)  дружеское  -  это  общение  на  основе   морально-психологических   норм

взаимоотношений.

    В зависимости от конкретной  ситуации и целей, важно точно  применить тот

или иной стиль общения. Если руководитель обладает навыками общения, то  ему легко устанавливать деловые контакты.

    Умение устанавливать деловые  контакты, располагать к себе  людей зависит

от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться  в  любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности  оказывать влияние на людей.

    Неотъемлемым   компонентом   культуры    речи    является    требование

информационной   насыщенности   сообщения.   Объем    высказывания    должен соответствовать  количеству  информации,  включённому  в  него.  Перекос   в сторону объёма  высказывания  порождает  многословие  и,  вследствие  этого, негативную  реакцию  со  стороны  собеседника.  Перекос  в  сторону   объёма информации ведёт  к  недостаточно  полному  её  пониманию  и  также  снижает эффективность коммуникаций. Эффективные коммуникации требуют лаконичности  и структурной простоты построения фраз.

    Результативность   делового    общения    связана    с    невербальными

(несловесными)  компонентами.   К   невербальным   характеристикам   общения относятся  интонации,  мимика,  жесты,  поза.  Их  характер,  а  также  мера выраженности должны быть адекватны содержанию  самого  высказывания,  должны помогать понять его, быть иллюстративными.  По  мнению  специалистов,  более половины межличностного общения суть общение невербальное.

    Ещё одним важнейшим требованием  культуры речи выступает её  адекватность особенностям адресата – того, к кому  она  обращена.  «Истина  лежит  не  на устах  говорящего,  в  ушах  слушающего».  Реализация   данного   требования предполагает учёт говорящим культурно-образовательного уровня адресата,  его профессиональных знаний и компетентности, ценности ориентаций  и  интересов, насущных для него потребностей, а также  его  личностных  качеств  и  опыта. Следует  говорить  на  том  «языке»,  который   характерен   для   адресата. Способность говорить  «на  разных  языках»  -  важное  умение  руководителя, позволяющее ему «быть своим» в очень разных  социальных  и  профессиональных группах. Сочетание   указанных   требований   является    одним    из    условий коммуникативной компетентности руководителя.

    Морально-этические  (нравственные)  качества являются   залогом

авторитета  руководителя. Честность,  порядочность,  принципиальность  –  вот

главные морально-нравственные качества, которые отмечаются в первую  очередь и  служат  основой  для  любой  личностной  оценки.  Они  важнейшие,  но  не единственные. Согласно проведённым опросам, для коллектива значимы  и  такие качества как, справедливость, уважение к другим людям, умение  держать  своё слово, обязательность, доброжелательность. Все эти качества  непосредственно коррелируют с психологическим климатом в коллективе.

    Все перечисленные  личностные  особенности  оказывают  непосредственное влияние на формирование образа руководителя у его подчинённых, на то, как он будет ими воспринят.

     
 
 
 
 

ПОЛ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК  ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ПОДЧИНЕННЫМИ 

     Руководители-женщины в настоящее  время  представлены  во  всех  сферах деятельности. 

     Различия    руководителя-женщины    от     руководителя-мужчины:     высокая проницательность,  хитрость,  образное  восприятие   мира,   мечтательность, сильный самоконтроль поведения, эмоциональная  неустойчивость,  тревожность.

     При принятии решений чаще  опираются  на  интуицию,  чем  на  логику.  Любую информацию воспринимают  эмоционально-образно,  чувствительны  к  нюансам  в общении, отношениях. А поэтому здесь  уместно  отметить,  что  руководители-женщины  проявляют  больший,   по   сравнению   с   мужчинами,   интерес   к межличностным  отношениям.  Руководящая  работа,   которой   они   поглощены полностью, восполняет в известной  мере  неполноту  личной  жизни.  Мужчины, работающие под их непосредственным руководством, часто  не  понимают  мотивы их решений.

        В   смешанных   коллективах   женщины    реже    становятся    лидерами

(руководителями) и проявляют меньшую  склонность,  чем  мужчины,  добиваться этой роли.

         Результаты социологического опроса, направленного на изучение отношения к деятельности руководителя-женщины показали,  что:  только  5,1%  отметили, что хотели бы работать под руководством женщины; 43,5% заявили, что  им  всё равно; 38,6% высказались отрицательно, у остальных не было  твёрдого  мнения на этот счёт. Опрошенные отмечали в  основном  трудности  в  прогнозировании поведения  и  принятия  решения  у  женщин-руководителей,  так  как   в   их мыслительной  деятельности  больше  интуитивного.  Кроме  того,   отмечались своеобразие эмоциональных реакций и противоречие между женской  сущностью  и выполняемой социальной ролью.

       При  этом  считается,   что   руководители-мужчины   обладают   большей

компетентностью  в   решении   групповой   задачи,   а   также   стремлением

доминировать  в группе в силу  наличия  определённого  культурного  стандарта поведения:  от  исполнителя  мужской   роли   ожидают   и   соответствующего поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВОЗРАСТ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК  ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ПОДЧИНЕННЫМИ 

    Процесс   развития    личности    характеризуется    динамичностью.   Каждому   возрастному   периоду    свойственны    особые качественные сочетания основных структур компонентов личности, на  основании которых можно говорить о том или ином отношении работников к руководителям.

    В результате проведённых исследований были получены следующие оценки

руководителей разных  возрастных  категорий:  пик  «расцвета»  руководителей предприятий, по  мнению  работников,  приходится  на  41-50  лет.  Наивысшие оценки, полученные руководителями этого возраста, показывают, что  именно  к этому  возрасту  достигается  оптимальное  сочетание  знаний,  жизненного  и производственного опыта, коммуникативных  навыков  руководителя  с  его  ещё довольно активным  поведением.  Бюлер подчёркивает,  что к 45  годам «человек достигает расцвета зрелости. Для него характерна постановка  точных и  чётких  целей,  позволяющая  добиться  стабильности  на  профессиональном поприще…». В  этом  возрасте,  -  отмечает  Э.  Эриксон,  -  развивается

Информация о работе Психология руководителя