Психология религии и психотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: обзор и исследование психологических основ религии и психотерапии, описание возможности взаимодействия и интеграции этих областей.
Задачи исследования:
1. Обзор литературных источников по изучаемой проблеме
2. Анализ полученной информации
3. Выводы

Содержание

Введение…………………………………………………………...стр.
Глава 1: Религия и вера как объект психологической науки
1. Основные теоретические подходы к изучению психологии религии……………………………………………………………..стр.
2. Место и роль веры в структуре психики …………………….......стр.
Глава 2: Религия и психотерапия: Общие основания и различия религии и психотерапии
1. Религиозная вера в психотерапии
2. Особенности психотерапевтической работы с религиозными пациентами
Заключение………………………………………………………...стр.
3. Список литературы………………………………………………..стр.

Работа содержит 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Таким образом, вера может мотивировать поведение человека, не является знанием, но влияет на развитие человека, формируя духовные и нравственные установки его личности.

Глава 2: Религия и психотерапия: общие основания и различия

Человек ищет основания для собственного

существования, ищет опору, «точку покоя»,

которая позволит стоять на ногах,

хоть с какой-то долей уверенности

смотреть в завтрашний день.

«Точку покоя» в окружающей

реальности вокруг себя найти невозможно.

Реальность ненадежна в силу того, что она конечна.

Точка покоя может быть только иррациональной.

                                                                                                                 

Религиозная вера в психотерапии

В религии и психотерапии есть общие точки соприкосновения, которые с одной стороны сближают их между собой, с другой стороны рождают противоречия в определении смысла этих объединяющих понятий.

У священника и психотерапевта имеется некая общая «территория». Одно из таких «пересечений» религии и психотерапии - вера. И там и там вера связана с актом принятия чего-то за истину без достаточного на то основания. Различия прослеживаются в степени выраженности феномена - от бытовой веры (конечного) до веры как предельного (бесконечного) интереса. Для психотерапевта в практике работы с религиозными клиентами и при появления данной темы важно иметь внутреннюю точку опоры в вопросах веры, необходимо ясное понимание своих возможностей и ограничений. Различные формы религии, в каком-то смысле можно рассматривать как проверенные временем, систематизированные ответы на вопросы о человеческом существовании, которые так актуальны и для психотерапии.

               Феномен веры был тщательно рассмотрен в работах религиозных экзистенциальных философов. Например, М.Бубер[10] говорит о двух образах веры, проявляющихся в повседневной жизни. Один образ веры выражается в доверии кому-либо, другой обнаруживается в том, что так признаётся истинность чего-либо. В обоих случаях невозможность обоснования указывает не на недостаток интеллектуальных знаний, а на существенную особенность отношения к человеку, которому доверяется, или содержанию, которое признаётся истинным. Религиозная вера представляет собой любой из этих образов веры, проявляющихся в сфере безусловного.

Важное открытие Бубера - равнозначность "Я" и "Ты" и выводимая отсюда идея "встречи" и "диалога".».В любой встрече Я-ТЫ Бубер видит присутствие Бога. При этом встреча с божественным не обязательно имеет религиозное переживание. Бог появляется через других людей, когда двое воспринимают друг друга как Субъекта, как уникальную, исключительную личность. В эти моменты люди могут почувствовать сакральность бытия. Способность на такую встречу является качественно другой способностью соприкасаться с образом Бога.

По мнению другого философа П.Тиллиха [48], вера - это состояние предельной заинтересованности. Предельное он определяет как то, что находится по ту сторону конечности и бесконечности. Динамика веры - это динамика предельного интереса человека. В этой связи, в контексте экзистенциальной терапии интерес представляет то, каковы происходящие изменения клиента, связанные с его интересами, устремлениями, с выходом «за» пределы привычного бытия. Как предельный интерес, вера является актом всей личности, когда от нее требуется и способность рисковать, и преодолевать сомнения, требуется мужество и способность нести ответственность за свой выбор.

Взгляд на веру русского философа Ивана Ильина следующий[52]. Он определяет веру, как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки. Неверующих людей нет. Те, кто не верит в Бога, верят во что-то иное. В существовании человека есть неизбежность веры. При этом он может верить только искренне и свободно и при этом человек сам постепенно уподобляется тому, во что он верит. Источником веры, по мнению И.Ильина, является не внешний (чувственный) опыт, а внутренний (нечувственный) духовный опыт. Вера исходит из последней глубины человеческого существа и потому неизбежно захватывает всего человека Только в этом опыте человек может постигнуть, что такое любовь, научиться отличать добро от зла, услышать в себе голос совести. Самым глубоким и могучим источником духовного опыта и религиозной веры является любовь.

Религиозная вера также осмыслялась в практической деятельности классиков психотерапии. Например, Зигмунд Фрейд считал религию коллективным неврозом, дающим иллюзорную защиту от человеческой хрупкости и беспомощности перед силами внешней природы и силами инстинктов через догмы и ритуалы.

Взгляды Фрейда на религию можно выразить следующим образом: религия - это иллюзия; религиозная потребность есть обсессивный акт; религиозная установка как инфантилизм: желание зависеть от чего-то высшего; религиозная мотивация - потребность в защите и безопасности. Философский приговор Фрейду вынес Н.А.Бердяев: "Психоанализ есть психология без души".

Г. Олпорт высказывал уверенность в том, что укреплению и сохранению психического здоровья способствуют глубокая религиозная вера. Он указывал, что психиатры еще не осознали той исцеляющей силы, которая кроется в религиозной вере, и мало уделяют внимания религиозным переживаниям пациентов [38].

Э.Фромм утверждал, что понять индивидуального пациента или любого человека вообще можно, лишь установив его ответ на экзистенциальный вопрос, его тайную приватную религию, поскольку большая часть того, что считается "психологическими проблемами", - это лишь вторичное следствие базисного ответа, а потому бесполезно лечить до того, как был понят этот базисный ответ - тайная индивидуальная религия. [64]

Ролло Мэй считает, что терапевту, работающему с верующим клиентом, чтобы стать ближе к нему, лучше понять его, следует допускать существование того, чему религиозный человек посвящает себя. [34]Если человек пытается вести исключительно приземленное существование, он становится невротиком; если он пытается полностью удалиться в духовный мир, то он тоже становится невротиком.Таким образом, любая картина личности, говорит Мэй, в которую не входит религиозное напряжение, является незавершенной и делает вывод: здоровый человек должен быть креативно адаптирован к Богу, а устойчивое религиозное чувство является неотъемлемым условием здоровья личности.

Чем глубже человеческая мысль проникает в тайники психотерапии, тем ближе она к сфере теологического. Психотерапия приводит невротика к проблеме нахождения смысла его жизни. Именно здесь психотерапия и соприкасается с теологией, которая способна дать ответ на те фундаментальные вопросы, с которыми психотерапия справиться не в состоянии.

Р.Мэй описывает переход от невроза к личностному здоровью - человек силой надежды восстает из глубин отчаяния, взамен малодушию приходит смелость, эгоизм сменяется бескорыстием, поток радости смывает боль. И любовь, входя в жизнь человека, одерживает верх над одиночеством. Он наконец-то обретает себя, находит друзей и собственное место во вселенной. Таков переход от невроза к личностному здоровью. И в этом смысл веры.

Вопрос роли совести в осмыслении жизни поднимает Франкл. Совесть присуща и религиозным, и нерелигиозным людям. Различие между ними только в том, что нерелигиозный человек не задается вопросом о "высшей инстанции", помимо совести. Для человека же религиозного этой инстанцией является бог. Бог для Религиозность, о которой говорит Франкл, означает поиск человеком смысла жизни, обращение к голосу совести. В этом смысле все люди религиозны, только религиозность одних проявляется на осознанном уровне, у других - на бессознательном.

Франкл заключает, что для психотерапии религия может быть лишь предметом, но не почвой, на которой она стоит. Он рассматривает веру в бога как более широкую веру в смысл. Задаваться вопросом о смысле жизни - это и значит быть религиозным.

Касаясь проблемы взаимоотношений теологии и психологии, современный психолог и священник A.van Kaam пишет: «Открытость теологии для психологии и наоборот, является одним из важнейших условий, позволяющим предотвратить потерю Веры человеком. Как теология, так и психология, говорят о человеке в его отношении к Богу, к самому себе, к другим и к миру в целом». A.van Kaam говорит, что «современный экзистенциальный кризис есть, в конечном счете, религиозный кризис: это осознавание того, что... экзистенция есть замкнутый мир, приводящий к тошноте и отчаянию. Некоторые психологи концентрируются на аспекте скуки или тошноты, другие на глубинной тревоге, третьи - на потере индивидуальности и механизации, которая приводит к неврозу бессмысленности. Но, по сути, мы имеем дело с вторым "грехопадением" человека, для которого оказалось невозможным религиозно проживать все аспекты своей жизни».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности психотерапевтической работы с религиозными пациентами

       В современной психологии и психиатрии в процессе разработки научных теорий личности все яснее выступает стремление найти общие пути научного и религиозного понимания личности, а в практической работе психологов, психиатров и священников идти путем взаимопомощи, взаимоуважения и взаимообмена опытом в подходе к вопросам воспитания здоровой личности и лечения больных [22, 7]. В этом взаимодействии и священник, и психотерапевт, и психиатр должны понимать свою сферу деятельности, свои цели и задачи, четко разграничивая их и не нарушая, ориентируясь на принцип взаимодополнения.

Существуют определенные особенности и принципы психотерапевтической работы с религиозными пациентами. Основной принцип – это уважительное отношение к системе религиозных взглядов пациента, рассмотрение этой составляющей как его важной части личности, не подлежащей анализу. Акцент в психотерапии делается на понимании и уважении ценностей пациента, с учетом которых будет продолжаться психотерапевтическая работа.

           Относительно недавним направлением психотерапии, возникшим около -10-15 лет назад стала религиозная психотерапия. Такое направление терапии заранее включает в себя религиозную систему ценностей.

Религиозная психотерапия – является особой модальностью психологической помощи, направлением психотерапии, способом поддержки и оказания помощи людям, находящимся в ситуации страдания, болезни, кризиса и испытывающим потребность в более глубоком понимании значимости событий, происходящих с ними в процессе жизненного пути. Религиозная психотерапия включает в себя не только «проработку» наследственно деструктивных детерминаций, но и принятие во внимание базовой религиозной предпосылки относительно продолжения существования «Я» пациента за пределами земной жизни. Это определяет выбор доминирующих ценностных мотиваций в терапевтическом процессе, осуществляемом с точки зрения вечности. Религиозная психотерапия основывается на соблюдении этических норм, которые присутствуют в любой религии.
   Подобная терапевтическая парадигма позволяет утверждать, что лечение человека заключается фактически в очищении ума и сердца. Религиозная психотерапия основывается на принципе актуализации духовного измерения личности. Важным моментом является тот факт, что религиозная терапия не ориентирована исключительно на помощь верующим пациентам, хотя в рамках этой терапии терапевту легче понимать язык пациента и говорить на его языке. Религиозная терапия организована в координате таких ценностей и смыслов, которые значимы и универсальны для личности независимо от её религиозности.

Особенности работы специалиста в области психотерапии религиозных людей

Как уже говорилось, в области психотерапии религиозных людей, религиозное содержание и предмет веры в психотерапии не должны подвергаться исследованию. Внимание психоаналитика должно быть направлено на понимание религиозный акта. Религиозный акт – это религиозное переживание, состояние души, он всегда личен и субъективен. Религиозный акт слагается из психических функций: чувства (активной эмоции или пассивного аффекта), воображения (чувственного или нечувственного, эмпирически-покорного или творчески-фантазирующего), мышления (образного или необразного, формального или созерцающего, дискурсивного или интуативного), воли (инстинктивной или духовной, пассивной или активной, мыслящей или созерцающей, сердечно-совестной или черствой, аморальной), всевозможных чувственных ощущений (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, тепло и холод, мускульное напряжение, нервная боль), инстинктивных. Религиозный акт "... есть видоизменение персонально-психической силы, подверженное законам психологии, физиологии и психопатологии. В религии актом является... религиозная настроенность, любовь к Богу, молитва как зов или благодарение, покаяние... обряд, аскетическое упражнение, размышления о катарсисе"[4, 123]. Таким образом, религиозный акт выражает то, как человек верует.

Основными требованиями в психотерапии верующих людей являются признание религиозных вопросов нормальной частью индивидуальной психической жизни человека и проявление деликатности, уважения при их исследовании. Религиозные интересы, вера, сомнения, моральные колебания и принципы должны быть исследованы с максимальным уважением. Важно выяснить, как проходили основные ритуалы веры, их личное значение. Это может дать важные данные о религиозном развитии пациента и о восприятии им важных фигур и самого себя в процессе взросления, т.к. есть связь между взаимоотношениями с отцом и тем, как человек воспринимает Бога, зачастую на Бога перенося чувства, связанные с отцом [21,116] и родителями. Если религиозные вопросы выпадают из исследования в работе с верующими пациентами, то велика опасность того, что их религиозная жизнь станет той секретной частью в психоаналитическом процессе, куда будет перетекать вся энергия чувств.

Аналитическая психология в определенной степени является откликом на жажду глубины, существующую в каждом человеке. Самопознание касается глубочайших движений сердца и души, глубочайших корней и устроения того, что есть человек, как он понимает свое место в жизни. И это то, что сближает православную традицию и аналитическую глубинную психологию

[ ].

 

Информация о работе Психология религии и психотерапия