Психология религии и психотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: обзор и исследование психологических основ религии и психотерапии, описание возможности взаимодействия и интеграции этих областей.
Задачи исследования:
1. Обзор литературных источников по изучаемой проблеме
2. Анализ полученной информации
3. Выводы

Содержание

Введение…………………………………………………………...стр.
Глава 1: Религия и вера как объект психологической науки
1. Основные теоретические подходы к изучению психологии религии……………………………………………………………..стр.
2. Место и роль веры в структуре психики …………………….......стр.
Глава 2: Религия и психотерапия: Общие основания и различия религии и психотерапии
1. Религиозная вера в психотерапии
2. Особенности психотерапевтической работы с религиозными пациентами
Заключение………………………………………………………...стр.
3. Список литературы………………………………………………..стр.

Работа содержит 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.doc

— 125.00 Кб (Скачать)
stify">качестве различных систем верований и обрядов. Религиозность же теперь имела отношение к любому виду Высших Сил в анимизме, буддизме, христианстве, исламе и т.д. Таким образом, религиозность определяет личностное приспособление конкретного человека к определенным правилам религиозной жизни.

Религиозность в психологическом плане может рассматриваться как обратная связь между человеком и сверхъестественной действительностью. Психология религии принципиально занимается только человеком как партнером этой связи и исследует отображения, образы, понятия сверхъестественной действительности, которые созданы людьми. В наше время эта наука занимается проблемами структуры и типологии религиозного опыта и его обусловленностью, изучает роль религиозных состояний и актов в поведении личности, поднимает проблему обращения совести, исследует религиозные позиции, опыт, развитие, а также чувство вины и сожаления.

        Специалисты в области психологии религии считают, что существует три типа страхов, в которых проявляется религиозность:

-личное беспокойство, возникающее из-за недостаточной интеграции личности;

-невротический и моральный страх (формируется чувством вины или чувством своего долга перед кем-либо).

-экзистенциональное беспокойство - возникает у человека из-за необходимости постановки перед собой вопроса о смысле жизни. И здесь наиболее типичными будут переживания и беспокойства о самых фундаментальных для человека вопросах добра и зла, о происхождении жизни и существовании жизни загробной (посмертной).

Эрих Фромм указывал: «Нет такого человека, у которого не было бы религиозной потребности - в системе ориентации и объекте для служения; но это ничего не говорит нам о специфическом контексте ее проявления. Человек может поклоняться животным, деревьям, золотым или каменным идолам, невидимому богу, святому человеку или вождям с дьявольским обличьем; он может поклоняться предкам, нации, классу или партии, деньгам или успеху; его религия может способствовать развитию разрушительного начала или любви, угнетению или братству людей; она может содействовать его разуму или приводить разум в состояние паралича; человек может

считать свою систему религиозной, отличающейся от систем светского характера, но может также думать, что у него нет религии, и интерпретировать свое служение определенным, предположительно светским целям - таким как власть, деньги или успех, - лишь как заботу о практическом и полезном. Вопрос не в том, религия или ее отсутствие, но в том, какого рода религия: или это религия, способствующая человеческому развитию, раскрытию собственно человеческих сил, или религия, которая эти силы парализует. Тезис о том, что потребность в системе ориентации и объекте для его служения корениться в условиях человеческого существования, видимо, достаточно подтверждается фактом универсального присутствия религии в истории».

     

Религиозная вера в структуре человеческой психики

        Религиозная вера проявляется в принятии различных форм представлений о высших силах, управляющих миром и людьми; в признании нравственных императивов, исходящих от этих сил; в личностных идеалах, являющихся примерами для самовоспитания, в соблюдении определенных форм деятельности, в том числе культовой. По словам P.M. Грановской, религия создаёт определённый свод законов, которые формируют отношения индивида с окружающим миром и друг с другом.

L.B. Brown отмечает, что обычные определения религии предполагают соблюдение некоторых предписанных социальных и идеологических правил или принятие набора убеждений в качестве истинных.

Не меньший интерес для психолога представляют религиозные переживания человека, его религиозные чувства и настроения. Особый интерес заслуживают также те субъективные явления, которые наблюдаются на высоких ступенях религиозного опыта в виде религиозных откровений и мистического опыта.

М. Apter и D. Hay в качестве основы религии и ее самым значимым элементом называют особое состояние души. Они высказывали сожаление, что психологические исследования религии ограничивают себя изучением только внешнего поведения. При этом упускается сама суть такого явления, как религиозная вера, в которой верующий придает наиболее высокое значение достижению специфического опыта в виде особого религиозного переживания, которое, кстати, не испытывается неверующими людьми (М. Apter, с. 62; D. Hay, с. 135).

Может быть, в связи с этим L.B. Brown делает вывод, что религия в своей ранней истории напоминает психологию.

При этом J.T. Richardson сходство психологии и религии находит и в современной популярной психологии, которая, по его мнению, «пропитана» религиозностью, что можно обнаружить в многочисленных изданиях по поводу самопомощи, оптимизма, нашей «реализации» и т.п. (J.T. Richardson, с. 209).

В связи с этими замечаниями можно отметить, что именно психология, ввиду ее сходства с отдельными аспектами религиозного опыта, может вполне объективно понять этот опыт и описать его с использованием своего методологического аппарата.

Исторический опыт и наблюдения показывают, что вера является одним из важных психических регуляторов жизнедеятельности человека и фактором, формирующим его личность.

Индивидуальное развитие веры человека приводит кого-то к религиозному фанатизму, кого-то к сосредоточенному выполнению заповедей, предписанных религиозной традицией своего народа, кого-то к логическому пониманию того, что человеку необходимо саморазвитие. Кому-то достаточно верить в собственную судьбу и везение или в то, во что верит и принимает большинство. И это все вера, которая так или иначе является одним из наших внутренних регуляторов.

Иногда религиозность создает определенную картину развития патологических психических состояний. При этом именно вовлечение в мистическую практику приводит отдельных индивидов к психическим расстройствам.

Один из вопросов, который пытается решить не одно поколение психологов, - почему люди не просто верят, а становятся верующими и последователями каких-либо культов. На этот вопрос пытались ответить апологеты всех современных течений психологии - психодинамического, бихевиорального, гуманистического, когнитивного, экзистенционального.

Например, У. Джеймс - первый исследователь феномена религиозности и характерных черт религиозного чувства, определил, что при выборе той или другой религии большую роль играет эстетическое и морально-религиозное чувство, чувство патриотизма. Однако самым важным является специфическое религиозное переживание, сродни вдохновению, которое не встречается вне культовой деятельности. Он отмечал, что каждое религиозное явление если его рассматривать как продукт внутренней жизни, независимо от различий в церковной догматике, всегда и на всех своих ступенях состоит из осознания живой связи с высшими силами.

В связи с этим одна из главных целей психологии религии состоит в выяснении личностных и составляющих аспектов религиозной веры человека.

   Понятие и роль веры в религии и психологии:

Русское и греческое слово «вера» имеет сходное значение и происходит от слова  верить, доверять. Английское – от слова со значением  почитать, одобрять. Немецкое – от слова, переводимого как хвалить, любить, дозволять. Еврейское – имеет общий корень со словом истина. С латыни слово  «вера» переводится как удостоверение доверием.

Наука оценивает религиозную веру как состояние сознания, связанное с признанием существования Бога, убеждения в реальном существовании чего-либо сверхъестественного.

Психология религии и этнопсихология относятся к религиозной вере как к одному из важнейших свойств личности. Именно на основе такого подхода, учитывающего все особенности бытия, возникают плодотворные отношения между богословами и психологами, и устанавливаются правильные отношения между научной и религиозной мыслью (Н.Нейман).

Известный специалист в области психологии религии, доктор психологических наук, профессор Р.М.Грановская в своей книге «Психология веры» пишет: «Чувство веры порождается не только Богом. Нередко человек, наперекор всем доводам рассудка, вопреки логике, держится за свою веру…  Выделение людей или объектов как любимых или почитаемых является отражением врожденной потребности человека». То есть вера не всегда является религиозным чувством.

Вера – это базис для развития убеждений. Если нет веры, то нет и убеждений. Вера может касаться различных областей человеческой жизни: собственного самоощущения, религии, политики, социальных отношений, спорта и пр. Нет ничего более крепкого и хрупкого одновременно, чем вера. Основанные на твердой вере убеждения заставляют человека становиться их заложником, их слугой. Из-за таких убеждений человек идет на страдания, имея лишь одну цель: доказать свою правоту. И в то же время, малейшего действия, фразы, события может хватить для того, чтобы разрушить веру во что-то или кого-то, растворить привычные жизненные устои. Л.Фейербах считал,  что религиозная потребность свойственна самой природе человека. Она настолько глубока, что не может быть уничтожена увеличением человеческого знания о мире. Но знания не заменяют религии, поскольку вера – дело не столько ума, сколько  чувства.

Как уже указывалось, в своем первоначальном значении вера есть чувство особой личной заинтересованности в предмете веры. Если человек верит, то он относится к этому предмету чрезвычайно эмоционально. Вера погружена в глубину человеческой психики и сопровождается сильной чувственной окраской. В результате у человека появляется сильное неосознанное желание защитить свою позицию и доказать ее справедливость другим. Именно это и отличает веру от знания. Вера составляет часть процесса к получению цели, а целью является знание. Т. е. вера – это незавершенное знание (предзнание), поскольку знание уже само по себе вызывает внутреннее удовлетворение. А  человек, обладающий верой по отношению к определенному предмету, всегда находится в поиске (научном, жизненном, духовном и пр.).

Вера способствует сохранению душевного и психического равновесия человека в тех случаях, когда у него нет возможности объяснить происходящее логически или логически вывести возможный результат какого-то события.

Но вера может и не стать знанием. В некоторых случаях это может привести к разочарованию в предмете веры. В случае с религиозной верой, усвоенной от определенной религиозной организации, чаще происходит несколько иначе: человек не стремится к знанию в его классическом понимании и разочаровывается не в предмете веры, а в сопутствующих элементах (трактовка религиозных постулатов,  поведение других приверженцев данной веры и т.д.). Внутренняя же вера остается неизменной и ее проявления обусловлены дальнейшим выбором человека (переход в другую конфессию, «уход в раскол» и пр.).

Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «религиозная вера» и «религиозность». Тем не менее, религиозность представляется степенью погруженности религиозной веры в структуру человеческой личности. В последнее время высказываются предположения о том, что религиозность может быть заложена в человеке и генетически, что подразумевает под собой наследственную к данному качеству. Доказательство или опровержение таких взглядов – дело будущего. Сейчас же мы можем говорить лишь о религиозной вере приобретенной, сформированной и усиленной под воздействием различных факторов:

религиозных, психологических, социальных, этнокультурных, исторических,

политических и пр.

Специалисты в области психологии религии считают, что человеку важнее сочувствие, понимание, духовное саморазвитие, доверительность (конфиденциальность) внутреннего диалога, уверенность в будущем, спокойствие. Таким образом, религиозная вера помогает

человеку реализовать свои основные духовные и нравственные потребности.

Результаты исследований некоторых видных отечественных и зарубежных ученых (Н.М.Бехтерева, М.Эмото, Э.Кугис, Н.Х.Валитов) корректируют наше представление о религиозной вере и дают основание к тому, чтобы перестать считать ее неким рудиментом в структуре психики человека. Указанные исследователи делают выводы, свидетельствующие в пользу разумного зерна в вере человека в  необъяснимое.

У всех этнических групп религиозная вера обязательно выходит «наружу» и, становясь религией, преобразуется во внешние проявления (обряды, ритуалы, традиции и пр.).

Здесь подобные внешние проявления религиозной веры выражают насущную потребность людей к этнической и религиозной самоидентификации, играя положительную роль.

Тем не менее, богословы традиционных конфессий четко отделяют религиозную веру от обрядоверия (суеверия), строго осуждая последнее. Такой подход дает

возможность человеку, не укрепившемуся в своей вере и узревшему какие-то

кажущиеся или явные несоответствия, не свернуть с религиозного пути.

Религиозная вера – качество личности, которое не только способствует

осуществлению индивидуальных потребностей личности, но и заставляет искать единомышленников и создавать религиозные группы. С одной стороны оно содержит коммуникативный компонент, объединяя верующих людей с похожими религиозными взглядами. А с другой – противопоставляет приверженцев данного конкретного культа всему остальному миру.

Религиозная вера может играть как конструктивную роль по отношению к личности и психике человека, так и деструктивную. Это хорошо заметно при сопоставлении влияния традиционных конфессий с влиянием некоторых религиозных сект. За ушедшие столетия  традиционные конфессии научились оберегать психику и внутренний мир человека, осуществляя свое влияние на умы людей с учетом вышеуказанных факторов окружающей среды. Многие же новые религиозные группы выстраивают свою работу с верующими в отрыве от имеющейся обстановки, входя в противоречие с системой ценностей конкретного человека и разрушая ее, ничего не давая взамен.

Неосознанно каждый человек понимает, что любовь и ненависть, благополучие и неблагополучие, счастье и несчастье – составляющие духовного порядка. Можно быть человеком успешным в карьере, но абсолютно несчастным в личной жизни. Отсюда предполагается, что религиозная вера способствует человеку в его стремлении найти необходимый компромисс между реалиями повседневной жизни и душевным комфортом. «Она спасает нас от нас, спасает наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса» (Р.М.Грановская).

Информация о работе Психология религии и психотерапия