Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:52, курсовая работа
Цель работы: обзор и исследование психологических основ религии и психотерапии, описание возможности взаимодействия и интеграции этих областей.
Задачи исследования:
1. Обзор литературных источников по изучаемой проблеме
2. Анализ полученной информации
3. Выводы
Введение…………………………………………………………...стр.
Глава 1: Религия и вера как объект психологической науки
1. Основные теоретические подходы к изучению психологии религии……………………………………………………………..стр.
2. Место и роль веры в структуре психики …………………….......стр.
Глава 2: Религия и психотерапия: Общие основания и различия религии и психотерапии
1. Религиозная вера в психотерапии
2. Особенности психотерапевтической работы с религиозными пациентами
Заключение………………………………………………………...стр.
3. Список литературы………………………………………………..стр.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий
Кафедра (название кафедры)
Курсовая работа
Психология религии и психотерапия
«Рекомендовать к защите» Научный руководитель: канд. психол. наук, доцент
Ю.И. Щербакова
«17 » марта 2012 г.
Выполнила: М.Б. Цымбаленко
Студентка 2 курса, заочного отделения
Защищена Оценка
«17» марта 2012г.
Москва 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Религия и вера как объект психологической науки
1. Основные теоретические подходы к изучению психологии религии……………………………………………………………
2. Место и роль веры в структуре психики …………………….......стр.
Глава 2: Религия и психотерапия: Общие основания и различия религии и психотерапии
1. Религиозная вера в психотерапии
2. Особенности психотерапевтической работы с религиозными пациентами
Заключение……………………………………………………
3. Список литературы………………………………………………..
Введение
Психотерапия и религия на первый взгляд кажутся полемичными друг другу областями. Тем не менее, обе эти отрасли обращаются к ключевым понятиями жизни личности – вере, смыслу, страданию, свободе, совести, счастью. У них разные представления о сущности этих понятий, но оба эти направления включают их в свой «понятийный аппарат», рассматривая их как естественную часть человеческой психики или духовного сознания. Адлер утверждал: "Индивидуальная психология оказывается хорошей религией для тех, кому не повезло и кто не сумел стать приверженцем другой религии".
Отдельной отраслью психологии, изучающей психологические и социально-психологические факторы, обуславливающие особенности религиозного сознания является психология религии. Она пытается понять и объяснить поведение верующих в целом и поведение представителей отдельных религиозных течений в частности. Этот раздел психологии исследует душевные процессы, выражающиеся в религиозных переживаниях и состоянии души, их роль в жизни личности, включая кризисные моменты.
За последний век в России отношение к месту и роли религии в жизни общества и личности неоднократно менялось. Если в царский период вера в Бога была практически повсеместной, то в Советский период пропагандировался научный атеизм, отвергающий ценность религиозного осознания и восприятия мира.
Тема данной работы оказывается крайне актуальной, так как сегодня религиозные ценности постепенно снова обретают свою значимость и актуальность. Социологические опросы, проводимые аналитическим центром РАН, показывают, что начиная с 90-х годов начала возрастать потребность россиян в религии. Для этого периода так же свойственен рост числа участников культовых обрядов, таких как крещение, венчание, отпевание умерших в храме. Такой рост потребности в религии, обусловлен необходимостью преодолеть кризисный период, требующий дополнительных психических ресурсов, так как глубинные изменения в обществе приводят к необходимости пересмотреть свои представления о смысле жизни. То есть изменения происходят не только в общей картине мира, но и в психике отдельного человека. Социальная и экономическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне выступают основными причинами дестабилизации психики и приводят к поиску опоры и защиты. В меняющемся мире становятся крайне актуальными вопросы, связанные с верой даже в более широком смысле, чем религиозном - вопросы о новых ориентирах, ценностях, целях, доверии. Не каждая психика способна адаптироваться к внезапным и существенным переменам, кроме того в наши дни социальная среда предъявляет завышенные требования к большинству людей. У части из них не хватает психических ресурсов, чтобы адаптироваться и справиться с новыми проблемами самостоятельно, поэтому возникает потребность в дополнительных формах адаптации. Одной из форм такой адаптации может выступать обращение к религиозной вере. За ответами на глобальные вопросы человек обращается к вере, так как она содержит в себе ответы на множество фундаментальных вопросов, причем эти ответы при рассмотрении даже самых нравственных проблем достаточно просты. Это помогает личности адаптироваться и сконструировать наполненный смыслом мир, противопоставив его чувству хаоса и дезориентации. Тем не менее, чтобы выполнить свою функцию и улучшить душевное состояние человека, религии необходимо вписаться в современную культуру. Поэтому актуальным моментом для сохранения ценности религии является поиск форм проявления, которые бы отвечали современным культурным запросам отдельного человека. Например, достаточно распространена позиция, выражающаяся не в традиционном, а в более «светском» отношении к религиозным ценностям: большая часть людей не готова следовать религиозным ритуалам, но верит в осмысленность мира и наличие в нём Бога. Примером такой адаптации религии к существующим потребностям культуры и индивида стало развитие в последние 10-15 лет такого новой отрасли как религиозная психотерапия, подразумевающая более глубокую интеграцию религии и психологии.
Психология как и религия прошла длительный путь изменений: из «чистой» естественной науки, на статус которой она претендовала, основанной только на биологических законах и изучающей поведение человека, она стала более гуманной, ориентированной на понимание душевного и духовного мира человека.
Психология религии, предметом и объектом которой выступают душевные процессы, выражающиеся в религиозных переживаниях и состоянии души – это одна из самых молодых прикладных отраслей социальной психологии. В ней до сих пор остается ряд открытых, нерешенных вопросов. В частности о взаимодействии, противоречиях, соотношении психологии религии, психологии и психотерапии, о проблемах такого практического направления психологии религии как религиозная психотерапия.
Объектом исследования данной курсовой работы являются такие отрасли психологии как психология религии и психотерапия. Предмет исследования – ключевые понятия, общие для этих отраслей.
Цель работы: обзор и исследование психологических основ религии и психотерапии, описание возможности взаимодействия и интеграции этих областей.
Задачи исследования:
1. Обзор литературных источников по изучаемой проблеме
2. Анализ полученной информации
3. Выводы
Глава 1: Религия и вера как объект психологической науки
Психология религии является одной из самых молодых прикладных отраслей социальной психологии. Как наука она складывалась на стыке философии, социологии, общей психологии, всеобщей истории, лингвистики, этнологии и ряда других наук. В СССР психология религии разрабатывалась преимущественно философами в рамках истории и теории религии и атеизма (т.е. научного атеизма). В настоящее время психология религии занимает междисциплинарный статус. С одной стороны, она разрабатывается как отрасль социальной психологии, а с другой – как раздел комплексной относительно самостоятельной науки – религиоведения. Актуальные проблемы религиозной психологии исследуются также социологами, философами, этнографами и другими учеными в рамках своих наук.
Психология религии самым тесным образом взаимодействует с другими отраслями социальной (психологии политики, права, пропаганды, искусства) и общей психологии (возрастной, патопсихологией и др.), дисциплинами, входящими в состав религиоведения (философией религии, социологией религии, историей религии, психологией религии), а также другими общественными науками. Именно в рамках этой дисциплины религия и вера выступают объектом изучения с психологической точки зрения.
Основные теоретические подходы к изучению психологии религии
По мнению известного отечественного исследователя психологии религии Д.М. Угриновича, предмет этой науки в самом общем виде можно определить "как изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении"
1. Более детализированный подход к определению предмета психологии религии включает в себя исследование психологических закономерностей возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, ценностей, традиций и т.д.), содержания, структуры, направленности этих явлений, их места в религиозном комплексе и влияния на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества и людей
В самом общем виде религию можно определить как сферу духовной жизни общества, социальной группы, индивида, способ духовного освоения мира и область духовного производства
2. Религия является сложным, полифункциональным феноменом общественной жизни, выступающим как совокупность нескольких элементов: религиозного сознания, религиозного культа, религиозных отношений, религиозных институтов и организаций. Содержание, соотношение и взаимодействие этих элементов определяют все многообразие конкретно-исторических форм.
Психология религии не занимается вопросами объективного существования Бога, Его благодати - это вопросы философии и богословия, но она исследует то, как конкретный человек или группа людей понимает существование Бога и его действия в их жизни.
Данная область исследований берет свои истоки с конца XIX – начала XX вв. На данный момент накоплен значительный опыт о содержании религиозного сознания, а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время молитвы, исповеди и совершения других обрядов.
Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется в следующих направлениях:
1)Общая теория психологии религии – изучает религиозное сознание, религиозные чувства, психологические функции религии в духовной жизни личности и общества;
2)Дифференциальная психология религии – рассматривает религиозное сознание и чувства верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической эпохи;
3)Психология религиозных групп – изучает социально-психологическую структуру
религиозных общин, механизмы общения, чувства и поведение верующих;
4)Психология религиозного культа – исследует влияние религиозных обрядов на человека;
5)Педагогическая психология атеистического воспитания – разрабатывает принципы формирования атеистического мировоззрения.
Религия (от лат. relegere - воспроизвести, religari - соединить себя,
соединиться) – связь со Священным, открытость и доверие к Нему, готовность принять Высшее в качестве руководящего начала своей жизни. Иными словами, религия подразумевает под собой возможность достижения человеком контакта с божеством.
Энциклопедический словарь дает нам следующее определение: «религия - это организованное поклонение высшим силам. Оно (поклонение) предполагает несомненную для верующего сознания реальность тех высших сил, которым оказывается почитание. Вместе с тем оно предполагает веру, т.е. религиозное настроение, выражающееся в определенной системе культа и системе представлений о божественном».
По мнению специалистов, религия выполняет несколько существенных функций в нашей жизни, три из которых приведены ниже.
1)Удовлетворяет естественную человеческую любознательность – дает свое
объяснение происхождения и развития мира;
2)Значительно снижает страх перед неожиданностями и превратностями жизни, давая уверенность в благоприятном исходе тех или иных событий, утешает человека в тяжелые периоды;
3)Дает авторитетные предписания, включающие дозволения, запреты, ограничения, правила и советы для повседневной жизни своих приверженцев.
Разные религии и даже различные течения одного и того же вероисповедания
вмещают как свои специфические особенности, так и общие принципы.
Поскольку религиозный опыт связан с активной деятельностью души (или, выражаясь научно, психики), исследования в области психологии религии представляют определенный интерес, как для самой психологии, так и для общества в целом.
Большое влияние на развитие психологии религии оказали взгляды И.Канта,
Ф.Шлеермахера, исследования таких европейских ученых, как В.Вундт, Э.Старбук, Т.Фехнер, Г.Тиррел, Ф. фон Хьюгель, У.Джеймс, А.Маслоу, Дж.Фаулер, Э.Эриксон, Э.Фромм, В.Франкл и др.
Проблемы психологии религии обычно рассматривались с позиций глубиной психологии и гуманистической психологии. До XVII столетия европейская наука относила понятие религия по большей части к христианству. Считалось, что религиозность проявлялась в набожности, благоговейном отношении к христианскому Богу. А уже с середины XVII
века значение этих терминов было изменено. Религия стала расцениваться в