Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:43, курсовая работа
Тема данной курсовой работы посвящена проблемам дружбы и любви в юношеском возрасте.
Введение……………………………………………………………………… 3
1 Возрастно-психологические особенностей юношеских взаимоотношений….5
1.1 Дружба в юношестском возрасте…………………………………………… 5
1.2 Любовь в юношеском возрасте……………………………………………. 10
2 Оказание психологической помощи в преодолении негативных переживаний юношеского возраста……………………………………………….………………. 15
2.1 Консультативная помощь юношам и девушкам…………………………. 15
2.2 Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте…… .…… 20
Заключение………………………………………………………………………. 25
Глоссарий……………………………………………………………………… 27
Список используемых источников………………………………………………29
Приложение……………………………………………………………………….30
Когда человек радуется радостью другого, страдает страданием другого,когда он стремится доставить радость другому или уменьшить его страдание - это чувство мы называем любовью. Для матери радость и благополучие ребенка - источник величайшей радости. И наоборот, радость матери – источник положительных эмоций для малыша.
Мать, и только она, может любить малыша не за какие-то его достоинства,а просто за то, что он существует, независимо от того, "хороший" он или "плохой". В этот-то период вырабатывается способность быть любимым; лишь потом появляется умение - уже взрослого человека - любить другого, например, мать. Ребенок, лишенный "любви существования", когда с ним обращаются как с ненужным, мешающим жить объектом, постепенно перестает уважать себя. Ему начинает казаться, что он никому не нужен, возникает чувство неполноценности. В дальнейшем у него слабо развивается чувство достоинства и самоуважения; ему бывает трудно и в семейной жизни.
Великая энергия любви пробуждает в человеке творческое начало. В основе стремления к творчеству всегда лежит мотив достижения: человек хочет сделать что-то лучше, чем он делал это раньше. Творить для любимого – это величайшая радость, дающая эстетическое наслаждение, гармонию.
Вообще потребность в достижениях - очень важная черта личности.
Психологи выявили, что люди с высокой потребностью творить, легче
подходят к решению любых проблем, лучше учатся, эффективнее работают.Люди старших возрастов отмечают, что любят, скорее «вопреки», чем за что-то. Источником любви они осознают себя, а не партнера. Еще более очевидной становится ситуация, если любовь безответна. Для юноши или девушки любовь – это, чаще всего, незнакомое чувство. Они пока не знают, как она приходит, и как уходит. Появление предмета любви – это некое таинство в жизни молодого человека, вызывающее «бурю» эмоций, напряженные переживания. «Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически является, побуждая не столько выбирать любимого, сколько придумывать его»5.
Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Любовь - высокая степень эмоционально-положительного отношения субъекта, который возводят в центр своих переживаний, интересов. Зачастую юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические.
Наиболее разработанная, опирающаяся на эмпирические данные современная классификация (по К. Хендрик и С. Хендрик) различает шесть стилей любви»6:
1)
эрос - страстная, исключительная
любовь-увлечение, стремящаяся
2)
людус - гедонистическая любовь-игра,
не отличающаяся глубиной
3) сторге - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;
4) прагма - рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;
5)
мания - иррациональная любовь-
6)
агапе - бескорыстная любовь-
У юношей любовные переживания содержат больше эротических и особенно людических аспектов. У девушек - ярче выражены прагматические, сторгические и маниакальные черты. Маниакальные увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых. Исследователями было обнаружено, что некоторые стили, например, эрос, предполагают высокую степень удовлетворенности отношениями, другие – такие, как людус – чаще приносят меньшее удовлетворение. Некоторые любовные стили характерны для всех любовных пар: взаимопонимание, желание помогать во всем, удовольствие от общения друг с другом. Некоторые элементы являются отличительными чертами. Страстная любовь выражается физически. Страстно любящие пары почти не обращают внимания на окружающих, и главным образом не сводят глаз друг с друга.
Любовь-страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Э.Хатфилд определяет ее как «состояние непреодолимого желания соединиться с любимым»7. Если чувство обоюдное, юноша и девушка переполнены любовью и испытывают радость, если нет, то такая любовь опустошает и приводит в состояние отчаянья. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и унынья, радостного трепета и тоскливой удрученности. Любовь-страсть - состояние мощного влечения к союзу с другим человеком. Страстно влюбленные целиком погружаются друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешны, когда ее теряют. Но в отличие от юношей, девушки более склонны сосредотачивать внимание на интимной доверительности отношений и на необходимости заботиться о своем партнере. Парней же более занимает игровая и физическая сторона их отношений.
Ожидание любви и ее переживание у юношей и девушек неизбежно связано с сексуальным поведением, которое, в свою очередь, определяется у них, как скоростью полового созревания, так и социальными факторами.Большую роль в построении любовных отношений играют представления о том, каким должен быть любимый человек. Эти представления служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы:
По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других – имеет место идеализация, в третьих – идеал формируется или трансформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах – наука сказать не может.
В
юношеском возрасте формируется
морально-психологическая
Подводя резюме в данной главе, можно сделать следующие краткие выводы:
1 Юношеская любовь – это одно из важнейших событий этого возраста. Память о нем сохраняется, как правило, на всю жизнь, благодаря ярким и незнакомым переживаниям;
2 В любви и в дружбе развивается самосознание юноши, оформляются его жизненные планы;
3 Мечта в юности о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты;
4 Именно в юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни;
5
Дружба – важнейший вид эмоциональной
привязанности и межличностных отношений
юношеского возраста, где поддерживается
самоуважение личности.
2.1
Консультативная
помощь юношам
и девушкам
В последнее время многие молодые люди обращаются за помощью к консультантам или психотерапевтам. Они испытывают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, многие из них находятся в состоянии тревоги, страха. Находятся в состоянии депрессии. Если с самого начала юноша или девушка отнесется к консультанту с доверием, то далее он сможет смелее делиться своими чувствами, мыслями, страхами, которые не так легко обсуждать с чужим человеком. Консультант должен не оценивать, а слушать, слышать и понимать. Подростки и юноши часто слышат от своих близких: «Твои проблемы надуманы, не морочь мне голову». А между тем, речь идет очень часто не об объективно существующих затруднениях, а о переживаниях по поводу значимых отношений, их нарушениях или невозможности их построить.
Искренность – одно из
Консультант не должен испытывать симпатию к своему клиенту. Напротив, проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире.Одна из частых проблем в юности – переживания по поводу разрыва с любимым человеком. В этом возрасте отношения отличаются скоротечностью и неустойчивостью, поэтому разрывы часты и болезненны. Как это ни странно, но переживание утраты сродни переживанию смерти близкого человека, так как он уходит из внутреннего мира любящего, перестает служить источником мотивов, а, следовательно, порождает схожую динамику переживаний.
Р. Кочюнас отмечает: «Разрыв - это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства»10. В этом случае консультанту необходимо иметь в виду, что, прежде чем выстраивать новые отношения с бывшим возлюбленным, молодой человек, так или иначе, скорее всего, проделает то, что З.Фрейд называл «работой скорби». Она проходит несколько более-менее выраженных этапов:
1)Этап отрицания.
2)Этап озлобленности.
3)Этап переговоров.
4)Этап депрессии
5)Этап адаптации.
Спектр проблем, которые возникают после разрыва отношений, довольно широк – от заниженной самооценки и депрессии, до невозможности выстраивать новые отношения. В юности тяжело переживается одиночество, кажется, что не можешь контролировать ситуацию. Так как любовные отношения в юношеском возрасте, в большинстве случаев, разворачиваются на глазах у сверстников, страдания еще более обостряются. Главное в таком консультировании – это помощь в построении позитивной «Я» - концепции, преодоление непродуктивных переживаний.
Основные организационные формы оказания психологической помощи.
1 Индивидуальное консультирование
• экстренная психологическая помощь в экстренных ситуациях (телефон доверия)
• индивидуальная психолого-педагогическая помощь
•
индивидуальное психологическое
• катарсическая психотерапия
• библиотерапия
• психоанализ
2 Семейное консультирование
• тренинг эффективности родителя
• поведенческая терапия
• коллаборативная терапия (терапия совместного проживания - Спок)
• конкурентная терапия
3 Групповое консультирование
•
ролевой и коммуникативный
• психодрама