Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:37, контрольная работа
1. Понятие ощущений и их физиологическая основа;
2. Внимание как познавательный процесс;
3. Память;
4. Воображение.Общая характеристика;
5. Мышление.
Воссоздающее
воображение – один из видов активного
воображения, при котором происходит
конструирование новых образов,
представлений у людей в
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Таким образом, благодаря этой способности, человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций
Пассивное
воображение подчинено
Пассивное
воображение подчинено
В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.
Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.
Мышление – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.
Мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание.
Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего шире, вплоть до невидимого, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. В своем становлении мышление проходит две стадии допонятийную и понятийную.
Основные виды мышления.
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Различают
также теоретическое и
Выделяют основные мыслительные операции:
II часть – «Педагогика»
«Образование как педагогический процесс»
Термин «образовательный процесс» достаточно широко используется в практике образования и теории педагогики.
В
Законе РФ «Об образовании» образование
рассматривается как
Под
образовательным процессом
Образовательный процесс отражает свойства:
- двусторонность взаимодействия педагога и ученика;
- направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;
-
единство содержательной и
- взаимосвязь всех структурных элементов: цели - содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;
-
реализацию трех функций:
Структура образования, как и обучения, в данном случае представляет собой триединый процесс, состоящий из:
1) усвоения опыта;
2) воспитания качеств поведения;
3) физического и умственного развития.
Внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.
Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание - на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.
Образование как целенаправленный процесс социализации в любом случае включает в себя и воспитание.
Следовательно, воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Образование
как функция человеческого
общества –
овладение
совокупностью общественного
Обучение – овладение знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. | Воспитание – формирование социальных, нравственных, эстетических отношений, чувств, взглядов, убеждений, привычек. |
В образовательном процессе имеет место множество противоречий, выявление и управление разрешением которых может выступать в качестве движущих сил развития, как образовательного процесса, так и личности. Существуют внешние и внутренние противоречия.
Основным внешним противоречием является противоречие между новыми социальными задачами, стоящими перед школой, и возможностями школы.
К внутренним противоречиям относятся следующие:
Основная категория: опыт личности, который представлен четырьмя компонентами:
Латинское слово «процессус» означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.
В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного хозяйства, взятая в целом, школа, класс, учебное заведение и другое. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных и других. Есть и специфические для каждой системы условия. К внутришкольным условиям, например, относятся материально-технические, санитарно-гигиенические, морально-психологические, эстетические и другие условия.
Педагогический процесс – это трудовой процесс, который осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса состоит в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие.