Психология познавательных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие ощущений и их физиологическая основа;
2. Внимание как познавательный процесс;
3. Память;
4. Воображение.Общая характеристика;
5. Мышление.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА.docx

— 92.31 Кб (Скачать)

     Воссоздающее  воображение – один из видов активного  воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией  в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Главным образом воссоздающее воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

     Антиципирующее  воображение лежит в основе очень  важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Таким образом, благодаря этой способности, человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем.

     Творческое  воображение – это такой вид  воображения, в ходе которого человек  самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для  других людей или общества в целом  и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций

     Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

     Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

     В ходе процессов пассивного воображения  происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

     Материалами пассивного воображения, так же как  и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

    1. Мышление

     Мышление – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

     Мышление  – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание.

     Мышление  радикально расширяет возможности  человека в его стремлении к познанию всего окружающего шире, вплоть до невидимого, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. В своем становлении мышление проходит две стадии допонятийную и понятийную.

     Основные  виды мышления.

     Наглядно-действенное  мышление – вид мышления, опирающийся  на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

     Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся  опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны  с представлением ситуаций и изменений  в них, которые человек хочет  получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных  сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

     Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с  понятиями.

     Различают также теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

     Выделяют  основные мыслительные операции:

  • анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта  на составляющие его части или характеристики;
  • сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;
  • синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому;
  • обобщение - мысленное объединение предметов и явлений их  общим и существенным признакам;
  • абстрагирование - отвлечение - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II часть – «Педагогика»

«Образование как педагогический процесс»

    1. Понятие образовательного процесса

     Термин  «образовательный процесс» достаточно широко используется в практике образования и теории педагогики.

     В Законе РФ «Об образовании» образование  рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в  интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней - цензов. В данном случае понятие «образовательный процесс» отождествляется с понятием «педагогический процесс». Однако, оба понятия являют собой сущностное единство, но не выступают тождественными. «Образовательный процесс» шире явления и понятия «педагогический процесс». Педагогический процесс всегда образовательный, но не всякий образовательный процесс есть процесс педагогический.

     Под образовательным процессом понимается совокупность учебно-воспитательного  и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в  соответствии с государственным образовательным стандартом.

     Образовательный процесс отражает свойства:

     - двусторонность взаимодействия  педагога и ученика;

     - направленность всего процесса  на всестороннее и гармоничное  развитие личности;

     - единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

     - взаимосвязь всех структурных  элементов: цели - содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;

     - реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

     Структура образования, как и обучения, в  данном случае представляет собой триединый  процесс, состоящий из:

     1) усвоения опыта;

     2) воспитания качеств поведения;

     3) физического и умственного развития.

    1. Взаимосвязь образования и воспитания
 

 Внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.

     Общность  процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание - на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.

     Образование как целенаправленный процесс социализации в любом случае включает в себя и воспитание.

     Следовательно, воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников  для реализации целей образования  в условиях педагогического процесса. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

     Образование 
как функция человеческого общества –

     овладение совокупностью общественного опыта

     

Обучение – овладение знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. Воспитание – формирование социальных, нравственных, эстетических отношений, чувств, взглядов, убеждений, привычек.
 

     В образовательном процессе имеет  место множество противоречий, выявление  и управление разрешением которых  может выступать в качестве движущих сил развития, как образовательного процесса, так и личности. Существуют внешние и внутренние противоречия.

     Основным  внешним противоречием является противоречие между новыми социальными задачами, стоящими перед школой, и возможностями школы.

     К внутренним противоречиям  относятся следующие:

    • между требованиями к ребенку и реальными возможностями по их удовлетворению, уровнем развития ребенка;
    • между знаниями и их применением;
    • между коллективным, фронтальным преподаванием (деятельность учителя) и индивидуальным характером усвоения (деятельность ученика);
    • между общей скоростью процесса образования и темпом продвижения каждого ученика;
    • между целенаправленным педагогическим воздействием и стихийными влияниями;
    • между внешними требованиями и внутренними стремлениями ребенка и т.д.

     Основная  категория: опыт личности, который представлен  четырьмя компонентами:

  1. качества личности инвариантные предметной специфике деятельности;
  2. опыт предметной деятельности, дифференцируемой по степени общности, видам (общее/специальное образование);
  3. опыт личности, дифференцируемый по принципу теория/практика;
  4. опыт личности, дифференцируемый по творческому признаку (репродуктивная/творческая деятельность).
    1. Педагогический процесс как единая система

     Латинское слово «процессус» означает «движение  вперед», «изменение». Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

     В качестве систем, в которых протекает  педагогический процесс, выступают система народного хозяйства, взятая в целом, школа, класс, учебное заведение и другое. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных и других. Есть и специфические для каждой системы условия. К внутришкольным условиям, например, относятся материально-технические, санитарно-гигиенические, морально-психологические, эстетические и другие условия.

     Педагогический  процесс – это трудовой процесс, который осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса состоит в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие. 

Информация о работе Психология познавательных процессов