Психология познавательных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие ощущений и их физиологическая основа;
2. Внимание как познавательный процесс;
3. Память;
4. Воображение.Общая характеристика;
5. Мышление.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА.docx

— 92.31 Кб (Скачать)

I часть – «Психология»

«Психология познавательных процессов»

    1. Понятие ощущений и их физиологическая основа

     Ощущения - отражение конкретных отдельных свойств, качеств сторон, предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

     Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего, наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток наиболее совершенных по своей организации при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

     Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту  деятельность анализаторной, а системы клеток наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений - анализаторами.

     Анализатор  характеризуется наличием трех специфических  отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового).

     Классификация ощущений

     Принято различать пять основных видов ощущений: 

  • обоняние;
  • вкус;
  • осязание;
  • зрение;
  • слух.

     Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам — систематическому и генетическому.

    1. Внимание

     Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или деятельности. Внимание можно представить как когнитивный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности стоящих перед человеком задач.

     Основные  функции внимания:

  • обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;
  • обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности;
  • активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.

     Свойства  внимания

     Внимание  человека обладает различными свойствами. Когда человек сосредотачивает  его в одной точке, то говорят  о высокой концентрации внимания, когда долго поддерживает его активность – об устойчивости. Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов (он совпадает с объемом кратковременной памяти). Избирательностью внимания называют возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех. Способность внимания быстро переключаться с одного объекта на другой выражает переключаемость внимания, а одновременное восприятие нескольких объектов или выполнение нескольких действий называют распределением внимания.

     

     Нарушение внимания

     Под нарушениями внимания понимают негативные изменения направленности, избирательности  или устойчивости психической деятельности, отмечающиеся при состоянии утомления или при нарушении нормальной работы мозга. Насчитывается несколько видов нарушения внимания.

     

    1. Память

     Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

     Память - основа важнейших проявлений психической  деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. И поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. 
Амнезия - отсутствие памяти.

     Основные  процессы памяти:  заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

     Виды  памяти:

     Мгновенная - память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 сек.

     Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

     Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти.

     Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

     Генетическую  память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

     Зрительная  память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

     Слуховая  память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

     Двигательная  память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

     Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

     Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

    1. Воображение. Общая характеристика воображения

     Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

     Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал  или не совершал, у него могут  возникать образы предметов и  явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом, связанным  с мышлением, воображение характеризуется  большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации. 

     Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

     Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

     Физиологическую основу воображения составляет образование  новых сочетаний из тех временных  связей, которые уже сформировались в прошлом опыте.

     Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная  реальность.

     Механизмы воображения

  • агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
  • схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
  • акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;
  • типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

     Существуют  условия, способствующие нахождению творческого  решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

     Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

     Виды  воображения

     Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное.

     Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидения).

     Активное  воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

Информация о работе Психология познавательных процессов