Психология подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:31, реферат

Описание работы

Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней
содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов,
необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема
подросткового кризиса?

Содержание

Введение…………………………………………………………………2


Развитие теории подросткового периода………………………………3


Физиологическое развитие подростков…………………………………11


Развитие мышления в переходном возрасте…………………………….14


Формирование воли в подростковом возрасте…………………………..19


Кризис подросткового возраста…………………………………………..23


Заключение.…………………………………………………………………25


Список используемой литературы………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Психология подростка.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

от полной зрелости. В подростковом   возрасте  лишь  начинается  интенсивное

развитие абстрактных понятий, но это развитие  продолжается  с  ещё  большей

интенсивностью  в   юношеском   возрасте.                           Как   ни

интенсивно развивается мышление  подростка,  как  ни  сильно  оно  вышло  за

пределы личных, ограниченных местом и временем, восприятий, как  ни  активно

проявляет  оно  себя  по  отношению  к  восприятию  и  памяти,  всё  же  оно

недостаточно  широко  и  глубоко,  ещё  недостаточно  всёсторонне.  На   его

мышлении лежит ещё  тень  не  преодоленной  метафизичности,  и  ему  ещё  не

хватает в  должной  мере  диалектичности.  Ему  недостаёт  ещё  философского

диалектического мышления.   Мышление  —  одна  из  тех  функций,  которые  в

онтогенезе, как и в  филогенезе,  развиваются  позднее  ряда  многих  других

функций. Влияние школы на мышление, начинающееся с первого  дня  поступления

ребёнка в школу, особенно ярко выступает в подростковом  возрасте.  Пожалуй,

ни в каком другом возрасте не бывают  люди  так  сходны  друг  с  другом  по

содержанию и приёмам мышления,  как  в  средних  классах  школы.  В  младших

классах ещё продолжают сказываться разнообразие личного опыта дошкольника  и

разнообразие дошкольной среды. В старших классах, а ещё  в  большей  степени

по выходе из школы, разнообразие создаётся  рядом  других  причин.  Одна  из

причин —  жизненные  установки  и  интересы  общественно  почти  или  совсем

определившегося человека. Другая причина — разнообразие степени и  характера

втянутости в практическую жизнь: заботы о будущем, жизненные  затруднения  и

т.п., при прочих  равных  условиях,  побуждают  человека  усиленней  думать.

Наконец,  третья  причина  —  разнообразие  внешкольной  и  после  школьного

образования, чтение и т.п.        Ключом ко всему проблем развития  мышления

в переходном возрасте является тот установленный  рядом  исследований  факт,

что подросток впервые  овладевает  процессом  образования  понятий,  что  он

переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности — к  мышлению

в понятиях.

      Это центральное  явление  всего  переходного  возраста,  и  недооценка

оттеснить на задний план изменения интеллектуального характера по  сравнению

с  эмоциональными  и  другими  сторонами   кризиса,   присущие   большинству

современных теорий переходного возраста, объясняются в первую  очередь  тем,

что образование понятий представляет собой в вышей степени сложный  процесс,

отнюдь не  аналогичный  простому  вызреванию  элементарных  интеллектуальных

функций,  а   потому  не  поддающийся  внешнему   констатированию,   грубому

определению  на  глаз.  Перемены,  совершающиеся   в   мышлении   подростка,

овладевающего понятиями, - это  в  огромной  степени  перемены  внутреннего,

интимного  структурного  характера,  часто   не   выявляющиеся   вовне,   не

бросающиеся  в  глаза  наблюдателю.  В  центре  развития  мышления  в  эпоху

полового созревания стоит образование понятий. Этот процесс знаменует  собой

действительно революционные изменения как в  области  содержания,  так  и  в

области форм мышления. Именно высшие формы мышления, в частности  логическое

мышление, раскрываются в своём значении перед подростком.

        Ум   подростка,   скорее,   тяготится   конкретным,   и   конкретные

естествознание, ботаника, зоология и минералогия , отходят  у  подростка  на

задний   план,   уступая   место   философским   вопросам    естествознания,

происхождения мира, человека и т.п.. Точно так же  отходит  на  второй  план

интерес к обильным историческим конкретным рассказам. Место  их  теперь  уже

всё более и более занимает политика, которой подросток  очень  интересуется.

Наконец, со всем этим хорошо вяжется и то, что подросток в массе  охладевает

к  столь  любимому  ребёнком  в  предпубертатном  возрасте  искусству,   как

рисование. Самое абстрактное искусство – музыка – самое любимое  подростком.

       Развитие  общественно-политического  миросозерцания  не   исчерпывает

собой всех изменений, которые происходят в эту эпоху в  содержании  мышления

подростка. Это только одна, может быть, наиболее яркая и значительная  часть

происходящих  изменений.             Подросток,   переходя   к   адекватному

освоению такого содержания, которое может быть представлено во всей  полноте

и глубине только в понятиях, начинает  активно  и  творчески  участвовать  в

различных сферах культурной  жизни,  которые  раскрываются  перед  ним.  Без

мышления в понятиях нет понимания отношений,  лежащих  за  явлениями.  Целый

мир глубоких связей, лежащих за  внешней  видимостью  явлений,  мир  сложных

взаимозависимостей и отношений внутри каждой сферы действительности и  между

её отдельными сферами раскрывается только перед тем, кто подходит к  нему  с

ключом понятия. Это  новое  содержание  не  входит  механически  в  мышление

подростка, а претерпевает длительный и сложный процесс  развития.  Благодаря

этому  расширению  и  углублению  содержания   мышления   перед   подростком

раскрывается весь мир в его прошлом и настоящем, природа,  история  и  жизнь

человека. Расширение среды  в  переходном  возрасте  приводит  к  тому,  что

средой для мышления подростка становится мир.  Мир  внутренних  переживаний,

закрытый от ребёнка раннего возраста, сейчас раскрывается  перед  подростком

и  составляет  чрезвычайно  важную  сферу   в   содержании   его   мышления.

В  проникновении  во  внутреннюю   действительность,   в   мир   собственных

переживаний опять решающую роль играет  возникающая  в  переходном  возрасте

функция образования понятий. Слово есть настолько средство понимать  других,

насколько оно есть средство понимать самого себя. Слово  с  самого  рождения

есть  для  говорящего   средство   понимать   себя,   апперципировать   свои

восприятия.  Благодаря  этому  только  с  образованием   понятий   наступает

интенсивное развитие само восприятия, самонаблюдения,  интенсивное  познание

внутренней  действительности,  мира  собственных   переживаний.     Понятие,

являясь важнейшим  средством  познания  и  понимания,  приводит  к  основным

изменениям в содержании мышления подростка. Во-первых, мышление  в  понятиях

приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в  основе  действительности,  к

упорядочению воспринимаемого мира с  помощью  набрасываемой  на  него  сетки

логических  отношений.  Речь  есть   могущественное   средство   анализа   и

классификации явлений, средство упорядочения и  обобщения  действительности.

Слово, ставшее носителем понятия, является  настоящей  теорией  предмета,  к

которому  оно  относится.  Познавая  с  помощью  слов,  являющихся   знаками

понятий, конкретную действительность, человек раскрывает в видимом  им  мире

заключенные в нём связи и закономерности. Но понятие не  только  приводит  в

систему и служит основным средством познания внешней  действительности.  Оно

является также основным средством понимания  другого,  адекватного  усвоения

исторически сложившегося социального опыта человечества. Только  в  понятиях

подросток впервые систематизирует и постигает мир общественного сознания.

     Наконец, третья сфера, возникающая вновь в мышлении подростка в связи с

переходом  к  образованию   понятий   это   мир   собственных   переживаний,

систематизация, познание и упорядочение.

 

 

 

Формирование воли в подростковом возрасте

 

     Принято  считать, что подростки характеризуются, больше чем  дети  всех

других школьных возрастов, слабостью воли.  Они  недостаточно  организованы,

легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто  ведет

себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения. Правда, это  больше

относится к  младшему  подростку,  но  и  в  старшем  подростковом  возрасте

встречается  много  учащихся  с  такими  особенностями.  Не  меняет  дела  и

акселерация.   Напротив,   на   фоне   ускоренного   физического    развития

недоразвитие волевых процессов особенно бросается в глаза.

     Специфика социальной ситуации развития подростка является  расхождение,

с одной стороны, между требованиями жизни  и  его  интересами,  с  другой  –

между его возможностями  и  его  собственными  требованиями  к  себе.  Такое

расхождение требует уже достаточно высокого уровня развития  воли,  которого

чаще всего подростки ещё  не  достигают.  Знание  этой  специфики  позволяет

понять  поведение   детей   подросткового   возраста,   их   психологические

особенности, их переживания, что, в свою очередь, необходимо для  построения

всей системы  воспитательных  воздействий  в  этот  трудный  («критический»)

период детского развития.  У  подростков  возникает  острая  борьба  мотивов

(делать ли что  надо  или  что  хочется),  после  чего  происходит  создание

намерения и,  наконец,  его  исполнение.  Однако  такого  рода  произвольное

поведение является очень сложным и трудным, оно  требует  такой  перестройки

мотивационной  сферы,  в  результате  которой  значимым  мотив   приобретает

большую  силу  и  побеждает  все  другие  действующие  на  человека  мотивы.

Изучение  процесса  такой  перестройки  обнаруживает,  что  в  этих  случаях

человек прибегает к взвешиванию всех за и против того или иного поступка.  В

результате такого «проигрывания» часто человеку удаётся усилить  тот  мотив,

который обеспечивает волевое поведение. Причём решающую роль в  этом  играет

умение   человека  предвидеть  последствия  тех  поступков,  между  которыми

производится выбор. Процесс выбора, создание намерения и  его  исполнение  у

подростков,  обнаружили  имеющиеся  здесь  специфические  трудности.  Прежде

всего, у детей этого  возраста  очень  ярко  выражено  стремление  подбирать

аргументы в пользу эмоционально более  привлекательного  поведения  за  счёт

поведения необходимого,  требуемого.  Иначе  говоря,  у  подростков  сильные

эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное  решение.  Например,

когда школьнику надо сделать выбор между тем, сеть ли ему  за  приготовление

уроков или продолжать увлекательное чтение, он незаметно для  себя  начинает

подбирать аргументы в пользу  чтения.    Кроме  того,  подростки  ещё  плохо

умеют  учитывать последствия совершенных поступков. Не только у младших,  но

даже у старших подростков круг предвидимых ими последствий очень  ограничен.

Они часто не способны учесть,  как  отзовётся  их  поведение  на  окружающих

(какие у них  могут  возникнуть  трудности,  переживания);  в  основном  они

учитывают последствия  только  для  себя.                              Кроме

того, подростки, подростки, как правило, не умеют предвидеть те  последствия

поступка,  которые  зависят  не   от   объективных   обстоятельств,   а   от

собственного психологического  или  даже  физического  состояния.  Например,

откладывая на потом  выполнение неинтересного дела (уроки, уборка,  и  т.п.)

и точно, рассчитав, что по времени они это сделать успеют, они тем самым  не

учитывают, что потом у них будет ещё меньше желание работать.

     Различного рода трудности преследуют подростка также и при  создании  и

исполнении намерения.  Успешной  регуляции  своего  поведения  здесь  мешает

целый ряд особенностей их личности. А затем, когда  это  ситуативная  эмоция

ослабевает, ослабевает   намерение  подростка  выполнить  принятое  решение.

Например, под влиянием  товарищей  или  какого-нибудь  мимолетного  влечения

подросток может принять решение систематически зарядку. Но если  эта  эмоция

ослабевает,  то  у  подростка,  предоставленного  самому   себе,   намерение

оказывается невыполнимым.

      Всё указанные трудности также объясняют то, почему подростки проявляют

«слабость воли», казалось бы, большую,  чем  дети  младшего  возраста.  Ведь

последние достигают  произвольного  поведения  без  указанного  «механизма»,

непосредственно, либо  в  результате  аффективного  стремления  сохранить  и

утвердить  свою   позицию  школьника,  либо   под   влиянием   также   очень

аффективного стремления заслужить одобрение взрослых.

      Конечно,  далеко  не  все  подростки  переживают  указанные  трудности

произвольного поведения.

      Большую роль здесь играет правильно  сложившееся  у  школьников  общее

отношение  к  учению  и  школе  как  к  основному  содержанию  их  жизни   и

деятельности. Они переживают своё положение школьника  как  определяющее  их

место в жизни, потеряв которое, они теряют своё общественное лицо.

      Большое значения здесь имеет формирование таких особенностей  личности

учащихся, как чувство долга, ответственности,  привычки  к  систематическому

труду,  наличие  широких  познавательных  интересов,  а  в  конечном  счете,

понимание той роли, какую играет школа для  их  будущей  жизни.  Вот  почему

очень важно, чтобы в подростковом возрасте перед школьниками  уже  возникала

проблема самоопределения, т.е. представление о своём будущем месте в  жизни,

устойчивый  интерес  к  какой-либо  профессии  или  к   какому-нибудь   виду

деятельности. Именно те школьники, у которых такого рода представляют  себе,

к чему они будут стремиться по  окончанию  школы,  как  правило,  отличаются

Информация о работе Психология подростка