Психология подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:31, реферат

Описание работы

Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней
содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов,
необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема
подросткового кризиса?

Содержание

Введение…………………………………………………………………2


Развитие теории подросткового периода………………………………3


Физиологическое развитие подростков…………………………………11


Развитие мышления в переходном возрасте…………………………….14


Формирование воли в подростковом возрасте…………………………..19


Кризис подросткового возраста…………………………………………..23


Заключение.…………………………………………………………………25


Список используемой литературы………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Психология подростка.doc

— 151.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………2

 

 

Развитие теории подросткового периода………………………………3

 

 

Физиологическое развитие подростков…………………………………11

 

 

Развитие мышления в переходном возрасте…………………………….14

 

 

Формирование воли в подростковом возрасте…………………………..19

 

 

Кризис подросткового возраста…………………………………………..23

 

 

Заключение.…………………………………………………………………25

 

 

Список используемой литературы………………………………………...26

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

     Сфера психологии  очень обширна и  интересна;  и  по  сей  день  в  ней

содержится множество еще не разрешенных   вопросов,   загадочных  феноменов,

необъяснимых   явлений.   Почему   же   меня   привлекла   именно   проблема

подросткового кризиса?

     Уместным, на мой взгляд, будет привести здесь слова А.Б.  Боссарт: «…на

человека в обществе обращают слишком  мало  внимания.   На  него  это  малое

внимание обращают слишком поздно.  Когда  он  уже  человек.  Или  не  совсем

человек. Или нечеловек…когда он готов, без нас - окончательно произошел  или

не произошел. И мы как будто не причем…»  [1,3]  .  И  особенно  –  жизненно

необходимо это внимание подростку, так как  он  самый  отверженный  и  самый

одинокий. В силу своего возраста он уже не может  довольствоваться  семейной

и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас  и  вступая

с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество  со

своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская  структурой.  И  ему

очень трудно: ему надо приспособиться  к  новым  условиям,  принять  себя  и

добиться, чтобы другие приняли и оценили- как  взрослого,  как  личность.  И

оттого, как сегодняшние подростки решат свои  проблемы,  какие  выберут  для

себя ценности, зависит наша ближайшее будущее, наше завтрашнее  общество.  И

надо бы  серьезно  задуматься  над  этой  проблемой.  Но  до  подростков  ли

взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование  не  оставляют

времени подумать даже о себе.

                Цель  исследования:  исследовать  особенности  подросткового

возраста, показать сложный и противоречивый характер  данного  периода,  его

решающее влияние  на развитие личности.

 

 

Развитие теории подросткового периода

 

 

       Первый,  кто  обратил  внимание  на  новое   социальное   явление   –

подростковый  период  развития,  был  Я.А.  Коменский.  Исходя  из   природы

человека  он  делит  жизнь  подрастающего  поколения  на  четыре  возрастных

периода по шесть лет каждый. Границы отрочества он определяет в 6–12 лет.  В

основу  этого  деления  он  кладет  возрастные  особенности;  отрочество,  в

частности,   характеризуется   развитием   памяти   и   воображения   с   их

исполнительными органами- языком и рукой. Таким образом, хотя здесь  еще  не

приходится говорить  о  серьезном  исследовании  проблемы,  но  нам  следует

отметить тот факт, что  Коменский  впервые  выделил  отрочество  как  особый

период детства  (хотя и вкладывал в это несколько иное понимание).

      Следующий, кто обратил внимание на подростковый период  развития,  был

Ж.Ж. Руссо. В своем, вышедшем в 1762  году  романе  “Эмиль”  он  отметил  то

психологическое значение, которое  этот  период  имеет   в  жизни  человека.

Руссо, охарактеризовав подростковый возраст  как  “второе  рождение”,  когда

человек “рождается в  жизнь”  сам,  подчеркнул  важнейшую,  на  наш  взгляд,

особенность данного периода  –  рост  самосознания.  Но  собственно  научную

разработку идеи Руссо получили фундаментальный  двухтомный работе  С.  Холла

“Взросление: его психология, а также  связь  с  физиологией,  антропологией,

социологией, сексом, преступностью, религией и  образованием”,  вышедшей   в

1904 году. Холла справедливо  называют  “отцом  “   психологией  переходного

возраста, так как он  не  только  предложил  концепцию,  объясняющую  данное

явление, но и на долго  определил  круг  тех  проблем,  которое  традиционно

стали  связывать  с  подростковым  периодом.  В  духе  философии   немецкого

романтизма  содержание  подросткового  периода   обозначается   Холлом   как

кризисом сознания ( период  “Бури и  натиска”),  преодолев  который  человек

приобретает “ чувство индивидуальности”. По  аналогии  с  моделью  биогиноза

Э. Геккеля  Холл строит свою  модель  социогиноза,  в  которой  подростковая

стадия  трактуется  как   соответствующая   эпохи   романтизма   в   истории

человечества, то есть промежуточной между  детским  и  взрослым  состоянием.

Заслуга  же  Холла,  на  наш  взгляд,  в  том,   что   он   ввел   во-первых

представление о промежуточности, переходности данного  этапа  развития;  во-

вторых, понятия кризиса – наиболее значительное его достижение.

      Теоретические  модели  подросткового  возраста  представлены  во  всех

ведущих направлениях западной психологии. И  хотя  теории  З.  Фрейда  и  А.

Фрейд  (психоанализ),  К.  Левина   (гештальтпсихология)   и   Р.   Бенедикт

(бихевиоризм) сильно разнятся между собой, но их объединяет то, что все  эти

теории исходят их общей модели онтогенетического развития – эволюционного.

      Анализ причин смены социогенетической модели развития на  эволюционную

показывает, что для этого  имелись  предпосылки,  сложившиеся  внутри  самой

психологии. И прежде всего,  это  работы  американских  культуроантропологов

школы  Боас.  Эти  исследования  изучали  психическое  развитие  ребенка   в

условиях примитивных культур и сравнивали эти условия с   американскими.  Р.

Бенедикт изучала подростков индейских племен Канады и  Новой  Гвинеи,  а  ее

коллега М. Мид вела  исследования  подростов  на  острове  Самоа.  Собранные

данные позволили  психологам  позднее  сделать  вывод,  что  о  подростковом

периоде как промежуточном  между  половым  созреванием  и  началом  взрослой

жизнью имеет смысл говорить только в отношении промышленно  развитых  стран.

Никакого кризиса развития у примитивных культур антропологи  не  обнаружили,

а нашли и описали противоположное – гармоничное,  бесконфликтное  протекание

подросткового периода. Мид и ее коллеги установили, что подростковый  период

может иметь разную длительность, а в некоторых  племенах  он  ограничивается

несколькими месяцами.

      Антрополог Бенедикт, сравнивая воспитание детей  в  разных  обществах,

пришла к выводу, что во многих культурах нет подчеркивания  контраста  между

взрослым и ребенком, который существует в американской  системе  воспитания.

В этих культурах дети с малого возраста  включены  в  труд  взрослых,  имеют

обязанности, несут ответственность. С возрастом то и  другое  увеличивается,

но постепенно. В отношениях взрослого и  ребенка  существует    взаимосвязь.

Поведение не поляризуется: одно  для  ребенка,  другое  для  взрослого.  Это

позволяет ребенку с детства  приобретать  умение  и  представления,  которые

будут ему необходимы в будущем.  В  таких  условиях  переход  от  детства  к

взрослости протекает плавно, ребенок постепенно  учится  способам  взрослого

поведения и оказывается  подготовленным  к  выполнению  требований  статусов

взрослого. Иначе протекает переход  от  детства  к  взрослости  в  условиях,

когда  важные   требования  к  детям  и  взрослым  не  совпадают,   являются

противоположными  (как,  например,  в  обществах  с   высоким   промышленным

развитием). В  результате этого  складывается  неблагополучная  ситуация:  в

детстве ребенок усваивает то, что ему не  пригодится  как  взрослому,  и  не

учится необходимому для будущего.                              Поэтому,   он

оказывается не подготовленным к нему при достижении  “формальной”  зрелости.

В  этих  условиях  возникают  разные  сложности  в  развитии   и  воспитании

подростка. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что представление  о

кризисе  как о явлении обусловленном  биологически  и  генетически  заданной

программой развитии, факты не подтверждали.

      Но эволюционная модель развития сменила социогенетическую  не  столько

под напором добытых культуранторополагами фактов, сколько в связи с  другими

обстоятельствами. Среди них несомненное значение имело то,  что  эта  модель

заняло  господствующее  положение   в  самой  биологии.  Именно   здесь,   в

единственном  пункте  сходятся  содержательно  различные   западные   теории

подросткового  периода:  в  понимании  процесса  психического  развития  как

приспособительного по существу, поскольку эволюционной моделью  навязывалось

рассмотрение  развития  как  обусловленного  необходимостью   приспособления

организма  к  среде(к  обществу).   Однако,  факторы  “социальной  среды   ”

бихевиоризм,  гештальтпсихолгии,  психоанализ  и  другие   западные   теории

трактуют не одинаково.

      Особое место в изучении  подросткового  возраста  занимает  теория  Э.

Шпрангера, считавшего,  что  внутренний  мир  индивидуума  принципиально  не

сводим  к  каким-то  ни  было  природным   или   социальным   детерминантам.

Подростковая фаза, ограничиваемая им 14-17 годами характеризуется   кризисом

связанным со стремлением к освобождению от детской зависимостью. В  качестве

главных  новообразований   данного   возраста   выступают   открытие    “Я”,

возникновение  рефлексии,  осознания  своей  индивидуальности.  Но,  положив

начало   систематическому  изучению  процесса  самосознания   и   ценностных

ориентаций, Шпрангер по нашему мнению явно недооценил  ведущую роль  в  этом

процессе практической деятельности.

      Теоретические положения Шпрангера были конкретизированы Ш. Бюллер.  По

ее мнению подростковый  этап  –  это  негативная  фаза  юношеского  периода,

характерные черты которого: тревожность,  раздражительность,  агрессивность,

бесцельный   бунт,   стремление   к    самостоятельности,    неподкрепляемой

соответствующими  физическими  и  психическим  возможностями.   Однако,   мы

считаем, что Бюллер определяла подростковый возраст слишком односторонне.

      Психоаналитической   традиции  факторы  социальной  среды  сводятся  к

внутреннесемейным отношениям. Это направление, у  истоков  которого    стоял

З.  Фрейд,  объявляет   энергию   либидо,   сексуальную   первооснову   всех

потребностей,  двигателем  и   причиной   всех   изменений,   сопровождающих

развитие. Изменение  сексуальности  в  подростковый   период  психоаналитики

связывают прежде всего с изменением объекта : от членов семьи- к  несемейным

отношениям. Главное упущение классического психоанализа на наш  взгляд,  это

то, что он связывает подростковый кризис  исключительно  с  фактом  полового

созревания,  хотя  уже  наблюдениями  культуроантропологов   было   доказано

отсутствие однозначной связи между этими  явлениями.

      В целом эволюционная  модель,  используемая  для  объяснения  развития

всеми перечисленными направлениями, обусловила  тот  дуализм  биологического

и социального, который на  долгие годы стал преткновения для  всей  западной

возрастной психологии. Эволюционная концепция описывала  социальные  моменты

как  условия  среды.  Но  среда  включает  и  биологические  условия,  также

влияющие на ход развития.  Отсюда  сакраментальный  вопрос:   а  что  влияет

больше – и последующие попытки теорий подросткового возраста  избавиться  от

дуализма.

      Одно из таких  попыток  предпринял  Г.С.  Салливен  приписал  движущие

начала не биологическим потребностям, а социальным. Воспользовавшись  только

что возникшей теорией межличностных отношений  Салливен строит  свою  теорию

возрастного развития по аналогии с фрейдистской, но  источником  развития  у

него выступают первичная потребность в  межличностных  отношениях.  Развитие

сводится  к  процессу  естественного  развертывания  данной  потребности,  и

сменой шести возрастных стадий   объясняется  спонтанным  вызреванием  новых

типов потребностей в общении;  в  подростковом  периоде  –  гетерофилическая

стадия – потребность интимного общения с лицом противоположного  пола  (  не

половое влечение).  Таким  образом,  нам  следует  отметить,  что  благодаря

теории Саллевена психология подростка  обогатилась  такой  важной  проблемой

как генезис общения.

      Интеллектуальный аспект развития подростка стал предметом исследования

Ж.И.  Пиаже  и  его  последователей,  которые  выделяют   здесь   созревание

способности  к  формальным  операциям  без  опоры  на  конкретные   свойства

объектов, развитие гипотетико-дедуктивной формой суждения,  проявляющейся  в

склонности подростков к теоретизированию и так далее.

               Итак, рассмотренные теории подросткового   возраста,  условно

обозначаемые  как  теории  первого  круга,  определили  систему  понятий,  в

которых могут быть  описан  этот  период  онтогенеза  и  специфику  проблем.

Однако в дальнейшем потребовалось совместить все разнородные  содержательные

представления ,которые выработали теории первого круга. Для  их  объединения

Информация о работе Психология подростка