Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:45, реферат
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1.Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2.Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3.Ориентировка в личности собеседника.
4.Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5.Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6.Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7.Корректировка направления, стиля, методов общения.
Функции и структура общения. Стр.3-6
Трансактный анализ общения. Стр.6-8
Вербальные и невербальные средства общения. Стр.8-11
Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы психологического воздействия. Стр.11-13
Синтоническая модель общения. Стр.14
Виды и техники слушания.
С позиции Родителя играются роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего “Зайдите завтра”.
С позиции Ребенка- роли молодого специалиста, аспиранта - соискателя, артиста – любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, др.
В позиции Родителя могут быть две разновидности:
В позиции Ребенка выделяют : “послушного Ребенка” и “бунтующего Ребенка”
(“Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!”) и т. п.
Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых; могут друг друга понять и два Ребенка.
Трансакция – единица
взаимодействия партнеров по общению,
сопровождающая заданием позиций каждого
(изображается стрелкой, идущей от выбранной
позиции одного собеседника к предполагаемой
позиции другого участника общения).
Р
В 3
В 3
Реб
-6-
Общение
Родителя и Взрослого
Общение
Взрослого и Ребенка столь
же динамично: либо Взрослый
сумеет побудить Ребенка
Встречаются
замаскированные виды
общения, где внешне (социальный)
уровень общения не
совпадает, маскируют
истинный психологический
уровень общения. Например, общение
продавца и покупателя может внешне носить
равноправный характер двух Взрослых,
а фактически диалог продавца (“Вещь хорошая,
но дорогая”) и покупателя (“Именно это
я и возьму”) был на уровне Родитель (продавец)
и Ребенок (покупатель).
Вербальные и невербальные средства общения.
Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:
речевой (вербальный
– от латинского слова устный,
словесный) и неречевой (
В структуру речевого общения входят:
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека
слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
интимная зона (15 – 45 см.) – в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерно доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
личная, или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч
в кабинетах, как правило, с теми, кого не очень знают;
публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.
Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова, так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) – это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Лоб, брови, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес. печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший “алфавит” жестов можно разбить на шесть групп:
Это могут быть:
а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;
б) касания, пошлепывания партнера;
в) поглаживание,
перебирание отдельных
Практика
показывает, что когда люди хотят
показать свои чувства, они
обращаются к жестикуляции. Вот
почему для проницательного
Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы психологического воздействия.
Процесс восприятия
одним человеком другого
Однако в процесс общения как минимум включены два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходиться принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой принимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.
Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется ввиду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.
Есть некоторые факторы , которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей Основные из них таковы: