Психология общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:45, реферат

Описание работы

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1.Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2.Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3.Ориентировка в личности собеседника.
4.Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5.Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6.Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7.Корректировка направления, стиля, методов общения.

Содержание

Функции и структура общения. Стр.3-6
Трансактный анализ общения. Стр.6-8
Вербальные и невербальные средства общения. Стр.8-11
Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы психологического воздействия. Стр.11-13
Синтоническая модель общения. Стр.14
Виды и техники слушания.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

 С позиции  Родителя играются роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего “Зайдите завтра”.

С позиции Ребенка- роли молодого специалиста, аспиранта -  соискателя, артиста – любимца  публики. С позиции Взрослого  – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, др.

     В  позиции Родителя могут быть  две разновидности:

  1. “карающий Родитель” – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;
  2. “опекающий Родитель” - советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает ,поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка  выделяют : “послушного Ребенка” и  “бунтующего Ребенка”

(“Не хочу. Не  буду, отстаньте! А тебе какое  дело?  Как хочу, так и буду  делать!”)      и  т.  п.

Наиболее успешным и эффективным  является общение  двух  собеседников с позиции  Взрослых;  могут друг друга понять и два Ребенка.

Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций каждого (изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения). 

         Р                                   Р                                            Р                                   Р

 

         В 3                                           В 3                                                      В 3                                           В 3

             Реб                              Реб                                        Реб                                Реб                            

-6-

   Общение  Родителя и Взрослого динамично:  либо Взрослый своим спокойным,  независимым, ответственным поведением  собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную “взрослую” позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

   Общение  Взрослого и Ребенка столь  же динамично: либо Взрослый  сумеет побудить Ребенка серьезно  и ответственно отнестись к  обсуждаемой проблеме и перейти  в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции “опекающего Родителя”. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер (“ послушный ребенок”), так и конфликтный характер (“бунтующий ребенок”).

 Встречаются замаскированные виды общения, где внешне (социальный) уровень общения не совпадает, маскируют истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца (“Вещь хорошая, но дорогая”) и покупателя (“Именно это я и возьму”) был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель). 
 
 

Вербальные  и невербальные средства общения.

Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:  

 речевой (вербальный  – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство  общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

 В структуру  речевого  общения  входят:

  1. Значение  и смысл слов, фраз (“Разум человека проявляется в ясности его речи”). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  2. Речевые звуковые явления: темп речи ( быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый),тембр (раскатистый,хриплый,скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  3. Выразительные качества голоса:  характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание,плач,шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – “хм -хм”, “э-э-э” и др.

Исследования  показывают, что в ежедневном  акте   коммуникации человека

 слова составляют 7%, звуки интонации – 38%,  неречевое   взаимодействие – 53%.

 Невербальные средства общения изучают следующие науки:

 

  1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
  3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

интимная  зона (15 – 45 см.) – в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерно доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на  его неприкосновенность;

личная, или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный  контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч

 в кабинетах,  как правило, с теми, кого не  очень знают; 

публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

  Мимика – движение мышц лица, отражающие  внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения  несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова, так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию  (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике  взгляд может быть:  деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника  (до уровня губ) – это способствует созданию атмосферы  светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей  заинтересованности  друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес. печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении  несут много информации;  в  языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший “алфавит” жестов можно разбить на шесть групп:

  1. Жесты – иллюстраторы -  это жесты сообщения: указатели (“указывающий перст”), пиктографы, т.е. образные картины изображения (“вот такого размера и конфигурации”); кинетографы – движения телом; жесты – “биты” (жесты – “отмашки”); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.
  2. Жесты - регуляторы  - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
  3. Жесты эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например. сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – “здравствуйте”,  а поднятые над головой – “до свидания”.
  4. Жесты - адаптеры – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук.

Это могут быть:

  а) почесывания,  подергивания отдельных частей тела;

  б) касания,  пошлепывания партнера;

  в) поглаживание, перебирание отдельных предметов,  находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.)

  1. Жесты – эффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

  Практика  показывает, что когда люди хотят  показать свои чувства, они  обращаются к жестикуляции. Вот  почему для проницательного человека  важно приобрести умение  понимать  ложные  притворные жесты. Особенность  этих жестов заключается в  следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения начинаются. как правило, с конечностей и заканчиваются на  лице. при общении часто возникают следующие виды жестов:

  1. жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание  указательного пальца вдоль щеки; вставание  и прохаживание и т.п.
  2. жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле.;
  3. жесты нервозности  неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.
  4. жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле  и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
  5. жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  6. жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
  7. жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
  8. жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
  9. жесты неискренности – “прикрытие рукой рта”; “прикосновение к носу” как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, “бегающий взгляд” и др. Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях.
 

 Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и           механизмы психологического воздействия.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает  как обязательная составная часть  общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеко-партнером по общению также воспринимается как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна,  как бы “читаем” другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что от меры точности “прочтения” другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Однако в процесс  общения как минимум  включены два человека, и каждый из них  является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется  как бы с двух сторон: каждый из партнеров  уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходиться принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой  принимает мои потребности, мотивы, установки.  Все это приводит к тому, что анализ осознания  себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из самых  простых способов понимания другого  человека  является уподобление (идентификация) себя ему.  Это, разумеется, не единственный способ,  но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда  предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе  попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и  другим близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется ввиду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

 Есть некоторые факторы , которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей  Основные из них таковы:

  1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того,  как реально начался процесс восприятия  и оценивания другого человека.
  2. Наличие уже сформированных стереотипов, в  соответствии  с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
  3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например,  имеют “готовое” суждение о человеке сразу же после того,  как в первый раз повстречали или увидели его.
  4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ строго определенные личностные качества, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
  5. Эффект “ореола” проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на  весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств.
  6. Эффект “проецирования” проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.
  7. “Эффект первичности” проявляется в том,  что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой,
  8. способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая  будет опровергать первичную информацию,  все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию.
  9. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивает его. 
  10. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам.  Имеется  ввиду тот случай, когда однажды  высказанные суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается  новая информация о нем.
  11.   “Эффект последней информации” проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

Информация о работе Психология общения