Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:45, реферат
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1.Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2.Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3.Ориентировка в личности собеседника.
4.Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5.Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6.Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7.Корректировка направления, стиля, методов общения.
Функции и структура общения. Стр.3-6
Трансактный анализ общения. Стр.6-8
Вербальные и невербальные средства общения. Стр.8-11
Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы психологического воздействия. Стр.11-13
Синтоническая модель общения. Стр.14
Виды и техники слушания.
Департамент образования г. Москвы
ГОУ
СПО ЖК №52
Реферат
по учебной дисциплине «Социальная психология»
по
теме: «Психология
общения»
Студента второго курса
Группы: 2ОП-304
Володина
Е.В.
Проверила преподаватель
Светлана
Александровна
2010
|
Функции и структура общения. | Стр.3-6 |
Трансактный анализ общения. | Стр.6-8 |
Вербальные и невербальные средства общения. | Стр.8-11 |
Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы психологического воздействия. | Стр.11-13 |
Синтоническая модель общения. | Стр.14 |
Виды и техники слушания. | Стр.14-15 |
Функции и структура общения.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; персептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается
добиться ожидаемых
результатов общения – оно окажется неэффективным.
Эти умения называют “социальным
интеллектом”, “практически – психологическим
умом”, “коммуникативной компетентностью”,
“коммуникабельностью”.
Коммуникативная компетентность.
Стратегии, тактики,
виды общения.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию ”Коммуникация” в переводе с латыни означает “общее, разделяемое со всеми”. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
б) “предвзятые представления” - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно (“Мы верим тому, чему хотим верить”). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);
д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.
ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.
Стратегии общения:
Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:
Открытые коммуникации
эффективны, если есть сопоставимость,
но не тождественность предметных позиций
(обмен мнениями, замыслами). “Одностороннее
выспрашивание” - полузакрытая коммуникация,
в которой человек пытается выяснить позиции
другого человека и в то же время не раскрывает
своей позиции. “Истерическое предъявление
проблемы” - человек открыто выражает
свои чувства, проблемы, обстоятельства,
не интересуясь тем, желает ли другой человек
“войти в чужие обстоятельства”, слушать
“излияния”.
Виды
общения.
Кодекс светского общения:
Кодекс делового общения иной:
Если один собеседник ориентируется на принцип” вежливости,а другой – на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.
Тактика общения – реализация в конкретной коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения –совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.
Позиции в общении выделяют следующие:
доминирование
принятие
______________________________
партнера
подчинение
Анализ позиций в общении осуществляется и в концепции трасактного анализа
Трансактный анализ общения.
Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня – или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.
При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.