Психология мыслительной деятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 21:36, реферат

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. В качестве отправной точки для формулирования сущности мыслительной деятельности человека можно принять понятие, данное в XVIII в. философами - сенсуалистами (от лат. sensus - чувство): «Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sens» («Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях»).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3


Основные подходы к формулированию понятия мышления……..…………3


Виды мышления...………...………………………………………………………...5


Основные операции и процедуры мышления..……………………………….. 7


Модели механизмов мыслительных процессов ……………………………... 8


Построение, анализ и оценки мысленных планов деятельности .………...10


Суждение и умозаключение………………………………………………………13


Понятие. Усвоение понятий………………………………………………………14



Понимание. Решение мыслительных задач. ………………………………….14


Индивидуальные различия в мышлении.………………………………………16


Формирование мышления у детей..……………………………………………..17


Заключение .………………………………………………………………………...19


Список используемой литературы ..…………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

МОДЕЛИ  МЕХАНИЗМОВ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 

    Наряду  с процедурами сравнения. анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации в процессе мышления выделяют некоторые более строго формализуемые «фигуры» логического мышления, связанные собственно с механизмами проведения рассуждений, построение понятий, доказательств. К таким фигурам можно отнести: правила построения простых и сложных высказываний, индукцию, дедукцию, умозаключения, правила логического вывода. Иными словами, наряду с вопросом о том, «что делается» в ходе процессов мышления, не менее актуальным является вопрос, «как это делается».

    Все такие «фигуры» логического мышления представляют собой куски и механизмы  построения и реализации планов решения задач или построения доказательств. Другими словами, можно говорить о нескольких уровнях мыслительного процесса. Первый уровень связан с анализом исходной ситуации и целей поведения. В частном случае эти цели могут совпадать с неосознанными инстинктивными потребностями организма, такими, как голод, жажда. любопытство и др. На этом уровне в ходе анализа происходит построение «дерева целей и подцелей» деятельности.

    На  следующих уровнях в процессе перехода от  i-й к j-й подцели «дерева целей» происходит включение сложных фигур, или точнее, процедур логического мышления, таких, как рассуждение и доказательство. Включение же более частных механизмов мышления, связанных со сравнением, анализом, обобщений отдельных понятий, происходит на всех, и в том числе более локальных, уровнях мышления, в связи с реализацией отдельных целей. На рис.2 представлены некоторые мыслительные процедуры, приводящие к построению интеллектуальных понятий разного уровня сложности.

    При ответе на вопрос, «как это делается», как происходит сам процесс построения простых или сложных понятий или высказываний, в модельном плане, по-видимому, имеет смысл рассматривать «фигуры» логического мышления в определенной аналогии  с некоторыми принципами построения доказательств в математической логике. Эти аналогии полезны хотя бы тем, что дают достаточно четкие определения для ряда процедур, имеющих схожие цели и схожие названия в психологии. 
 

    

Рисунок 2. Мыслительные процедуры, приводящие к построению интеллектуальных понятий разного уровня сложности и обобщенности, степень модельной проработанности (формализации) приведенных процедур растет слева направо. 

ПОСТРОЕИЕ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКИ МЫСЛЕННЫХ ПЛАНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

    В итоге хорошо организованная (структурированная) область знаний подразумевает: а) наличие  системы приоритетов ссылок между понятиями данной области, б) наличие типовых схем решения задач из данной области знаний, в) наличие способов сведений вновь появляющихся задач к уже известным. Последний пункт может быть сформулирован и в несколько расширенном виде, в хорошо структурированной области знаний появляется возможность рассматривать объекты мышления как части других объектов, возможно, не заданных в явном виде.

    Пусть, например, дана задача: «Доказать, что в параллелограмме диагонали, пересекаясь, делятся пополам». В ее решении есть два принципиальных шага: а) надо усмотреть, что отрезки диагоналей вместе со сторонами параллелограмма образуют треугольники, и б) надо усмотреть, что противоположные стороны параллелограмма вместе с диагоналями образуют фигуры, называемые» пара параллельных прямых, пересеченных третьей прямой». Важность этих шагов определяется тем, что они как бы открывают процедуре доказательства доступ в новые миры, миры со своими специфическими понятиями, неприменимыми вне их рамок. Так, первый шаг открывает доступ в мир треугольников с его понятиями «сторона», «вершина», «равенство сторон» и т.д. Второй шаг позволяет воспользоваться специфическими понятием «внутренние накрест лежащие углы» (рис.3).

    Таким образом, процесс мышления в существенной степени определяется структурой областей знаний (фреймов) и правилами хождения по этим структурированным областям, причем в свете сказанного становится ясно, что так понимаемый процесс мышления по существу не отделим от процессов обучения. Приобретение новых знаний происходит при построении новых понятий (узлов семантической сети), новых ссылок, новых приоритетов ссылок, новых условий построения ссылок и т.д. Другими словами, тесная связь процессов мышления и обучения определяется необходимостью формирования в процессе мышления:

    • новых связей между «ядрами» знаний (узлами семантической сети).
    • изменения приоритетов ссылок,
    • новых путей похождения между ранее сформированными узлами семантических сетей,
    • новых узлов семантических сетей, в частности, при обобщении.
    • новых условий построения ссылок.

    В рамках модели семантических сетей  сущность мышления может быть определена через формирование разных типов участков сетей, обладающих разным описанием правил хождения по этим сетям и правил построения узлов сетей. в итоге «хождение» по узлам и ссылкам таких сетей в модельном плане соответствует мыслительной работе с внутренними представлениями о характеристиках и закономерностях окружающего мира. в ходе такой работы уже нет необходимости совершать физические действия для того, чтобы узнать об их последствиях. Все варианты плана поведения, в том числе и взаимоисключающие, формируются и проигрываются путем мысленного «моделирования».

    Модели  семантических сетей позволяют делать удобную интерпретацию разницы между механизмами «жесткой» интеллектуальной деятельности, свойственной инстинктивному поведению в виде чистых автоматизмов, и интеллектуальной деятельности с элементами обучения, представим себе простой случай: часть семантической сети, выполненную в виде «дерева целей и подцелей», где окончание одного этапа является сигналом включения следующего, в такой системе могут быть реализованы два режима работы.

    В первом – у организма нет способов и процедур перестраивания «дерева целей» в зависимости от состояния текущей ситуации. Это означает отсутствие способов анализа текущей ситуации и сравнения ее с генетически заложенной «эталонной ситуацией», что, в свою очередь, означает отсутствие возможностей анализа планов, схем и символов элементов соответствующих ситуаций, например, строительные насекомые, как правило, не могут корректировать деятельность по построению норки, исходя из анализа состояния постройки на конец данного этапа. Другими словами, как правило, «инстинктивные» организмы не способны принимать решение об окончании некоторого этапа деятельности на основании анализа хотя бы минимального набора текущих значений характеристик внешней среды.

    Во  втором режиме такие коррекции становятся возможными, в той или иной степени организм становится способным перестраивать отдельные ветви дерева целей, т.е. корректировать планы и создавать варианты достижения целей. Иначе говоря, он способен строить новые участки семантических сетей, связывать эти участки с уже существующими, определять условия пользования теми или другими.

    Таким образом, мыслительная деятельность по построению планов достижения целей, реализации способов формирования многоуровневой иерархии подцелей, т.е. работа по «выращиванию» «дерева целей», требует от человека постоянных усилий по коррекции этого «дерева» в зависимости от изменения текущей ситуации, изменения других планов, появления новых задач. Исходя из этого неудивительно, что привычка планировать свою деятельность развита далеко не у всех людей. Далеко не все люди, осуществляя свои ежедневные рутинные, повторяющиеся изо дня в день занятия, то, что называется «держат в уме», проверяют и корректируют основные узлы системы целей и подцелей своей деятельности.

    Тем не менее, определенная полезность такой деятельности несомненна, и связанна эта полезность с тем, что правильно поставленные исходные для данного человека цели, как уже говорилось ранее, напрямую связаны с его мотивациями, т.е. с жизненно важными потребностями этого человека. Поэтому постоянный анализ своих планов и программ. в принципе, дает человеку возможность максимальной подпитки системы своей деятельности от системы своих желаний и потребностей. (При  этом надо надеяться, что таковые находятся в русле социально приветствуемых и общественно полезных.) 

      

    

Рисунок 3. Нетривиальная структура ссылок в хорошо организованной предметной области. Пример использования не заданных в явном виде связей между узлами 
 
 

СУЖДЕНИЕ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Мышление  человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение - это форма  мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

    Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

    Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод.

    Рассуждение, в котором мысль движется в  обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

    Умозаключение по аналогии - это умозаключение  от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок. 

ПОНЯТИЕ. УСВОЕНИЕ ПОНЯТИЙ 

    Результаты  познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём.

    Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

    Каждое  новое поколение людей усваивает  научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе исторического развития.

    Усвоить понятие - это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности. 

ПОНИМАНИЕ. РЕШЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ 

    Мыслительная  деятельность человека проявляется  в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.

    Понимание - процесс проникновения мысли  в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д.

    Понимание может быть включено в процесс  восприятия объекта и выражаться в узнавании, осознании его, оно может осуществляться и вне восприятия.

    Понимание является обязательным условием решения  мыслительных задач.

    Действуя, человек решает разнообразные задачи. Задача представляет собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего потребность путём изменения этой ситуации.

    Сущность  задачи состоит в достижении цели. Сложные задачи человек решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он затем анализирует условия задачи, составляет план действий и действует.

    Одни  задачи человек решает непосредственно, путём выполнения привычных практических и умственных действий, другие задачи решает опосредованно, путём приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи. Задачи последнего типа называются мыслительными.

    Решение мыслительных задач проходит несколько  этапов. Первый этап - осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельности мышления.

    Второй  этап решения мыслительных задач - это  анализ условий задачи. Не зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной.

Информация о работе Психология мыслительной деятельности человека