Психология мыслительной деятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 21:36, реферат

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. В качестве отправной точки для формулирования сущности мыслительной деятельности человека можно принять понятие, данное в XVIII в. философами - сенсуалистами (от лат. sensus - чувство): «Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sens» («Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях»).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3


Основные подходы к формулированию понятия мышления……..…………3


Виды мышления...………...………………………………………………………...5


Основные операции и процедуры мышления..……………………………….. 7


Модели механизмов мыслительных процессов ……………………………... 8


Построение, анализ и оценки мысленных планов деятельности .………...10


Суждение и умозаключение………………………………………………………13


Понятие. Усвоение понятий………………………………………………………14



Понимание. Решение мыслительных задач. ………………………………….14


Индивидуальные различия в мышлении.………………………………………16


Формирование мышления у детей..……………………………………………..17


Заключение .………………………………………………………………………...19


Список используемой литературы ..…………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………….3 

Основные подходы  к формулированию понятия мышления……..…………3 

Виды мышления...………...………………………………………………………...5 

Основные операции и процедуры мышления..……………………………….. 7 

Модели механизмов мыслительных процессов ……………………………... 8 

Построение, анализ и  оценки мысленных планов деятельности .………...10 

Суждение и умозаключение………………………………………………………13 

Понятие. Усвоение понятий………………………………………………………14

                                                     

Понимание. Решение мыслительных задач. ………………………………….14 

Индивидуальные различия в мышлении.………………………………………16 

Формирование мышления у детей..……………………………………………..17 

Заключение .………………………………………………………………………...19 

Список используемой литературы ..…………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Начало  человеческой истории означает качественно  новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего  пути развития живых существ. Новые  формы общественного бытия порождают  и новые формы мышления.

    Человек владеет прекрасным даром - разумом  с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. В качестве отправной точки для формулирования сущности мыслительной деятельности человека можно принять понятие, данное в XVIII в. философами - сенсуалистами (от лат. sensus - чувство): «Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sens» («Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях»). 

ОСНОВНЫЕ  ПОДХОДЫ К ФОРМУЛИРОВАНИЮ ПОНЯТИЯ МЫШЛЕНИЯ

 

    На  сегодняшний день ясно, что в число компонент мышления кроме ощущений входят такие сложные функции, как восприятие, внимание, узнавание и интерпретация, формирование понятий, целеполагание и планирование, принятие решений, способности к дедукции, индукции, проведению сравнений, аналогий и многое другое.

    Дать  достаточно полное определение мышления не легко, степень этой трудности  в каком-то смысле отражает известная фраза американского психолога Э. Торндайка, высказанная им еще в 20-30-е гг. нашего века: «Интеллект-это то, чем Платон, Аристотель и Фукидид отличались от афинских идиотов своего времени».

    Граница между мышлением и восприятием  весьма размыта, или, другими словами, мышление действительно вырастает из процессов восприятия и узнавания (рис.1), недаром Герман фон Гельмгольц, немецкий физик, физиолог и психолог середины XIX века, говорил о восприятии как о «бессознательном умозаключении». В чем же заключаются различия процессов восприятия и мышления (если рассматривать эти процессы в «чистом» виде вне зоны размытой границы)? В качестве примера рассмотрим разницу в сущности зрительных и мыслительных понятий.

    В обоих случаях под понятием мы подразумеваем некоторую упорядоченную иерархическую систему признаков (характеристик, атрибутов, элементов или других понятий) и правил, связывающих эти признаки. Разница же заключается в типах признаков и правил связи. в восприятии, в частности, в зрительном восприятии, признаками являются параметры фрагментов изображений, а правилами - характеристики взаимных отношений этих фрагментов.

    В мышлении типичными являются более  абстрактные признаки. Например, в процессе мышления при анализе средств передвижения мы используем такие признаки, как надежность,комфортность, устойчивость, скорость, приемистость, далеко уходя от признаков формы отдельных средств передвижения.

    Можно считать, что, как правило, мыслительные понятия представляют собой сложные производные от более простых понятий, используемых в процессе сенсорного анализа. Другими словами, мы определяем некоторое мыслительное понятие через длительную последовательность других понятий, приводящую рано или поздно либо к сенсорным, либо к моторным (двигательным) признакам, для иллюстрации можно привести простейший случай определения понятия «ускорение» через такие понятия, как «скорость» и «время», причем во втором цикле процедуры формулирования определения понятия скорости, естественно, выводятся через понятия пути и времени (a=f(f(f(s,t)))), которые и являются в наших рассуждениях измеряемыми, сенсорными параметрами.

    Заметим, что в случае отсутствия на конечных этапах определения каких-либо сенсорных или моторных признаков мы рискуем очутиться в замкнутом цикле, когда одни понятия многократно определяются через другие, но при этом отсутствует возможность предъявления реальных объектов, соответствующих хотя бы некоторым из используемых понятий.

    В качестве примера и пояснения можно привести горестные рассуждения знаменитого Иона Тихого - героя фантастического цикла произведений С. Лемма. Попав в ходе своих путешествий на некую планету, Ион Тихий так и не смог понять, что означает часто употребляемое слово «сепулька». В разговорах он постоянно слышал, как местные жители уточняли, давали дополнительные характеристики и определяли понятия этого семейства, используя различные производные понятия, определяя понятие «сепульки» через понятие «сепулькария», понятие «сепулькария» через понятие «сепуление», а понятие «сепуление» через способности «сепулек».

     

Рисунок 1. Граница между восприятием и мышлением весьма размыта 
 

ВИДЫ  МЫШЛЕНИЯ 

    Переход от оперирования действиями к оперированию символами представляет собой принципиально важный момент в развитии интеллектуальной деятельности. Вообще, по многочисленным данным, полученным при решении сложных проблемных задач, психика шимпанзе в пределе. по-видимому, достигает уровня развития психики трехлетнего ребенка. возможно, что это связано именно с ограничением в способностях оперирования с символами у животных.

    Анализ  видов интеллектуальной, мыслительной деятельности свидетельствует о мощном развитии у человека видов мышления, отличных от свойственного животным наглядно-действенного типа решения задач. Тем не менее, наглядно-действенное мышление не является просто мышлением низшего уровня. Подходы к решению задач, основанные на переборе действий, как-то связанных с целями данной задачи, часто используются в практической деятельности людей. Это отражается в терминах типа «пощупать проблему руками», «ручное мышление» и пр. Действительно, даже у людей теоретического склада решение многих конкретных задач проходит с активным использованием перебора действий.

    В модельном плане такое поведение может объясняться рядом положений. Во-первых, отсутствием законченного плана действий, т.е. плана, представляющего собой более или менее полное «дерево (граф) целей и подцелей». Во-вторых, как следствие первое, работа происходит в пошаговом режиме, когда текущая цель определяется только критериями успешного окончания данного шага. в итоге существует разрыв между конечной целью, поставленной в общем виде и не расписанной в виде «дерева целей и подцелей», и результатом конкретного текущего шага. в-третьих, существованием более или менее организованной группы действий, проведение которых в данной ситуации имеет смысл.

    Примерами могут быть задачи типа решения головоломок, прохождение по лабиринту, сборки фигур из конструктора. завязывания морских узлов и даже такие задачи. как игра в восьмерку (упорядочивание кубиков с цифрами). Характерно, что часто в ходе решения таких задач человек ловит себя на том, что «пора остановить и подумать», т.е. перейти от работы в пошаговом режиме, когда видна только ближайшая цель, к другим способам решения задачи.

    Кратко  рассмотрим эти способы. Другим вариантом  практического мышления является наглядно-образное мышление. Этот тип интеллектуальной деятельности базируется на необходимости постоянной опоры на восприятие окружающего мира. Важность такой опоры следует из результатов экспериментов с восприятием знакомых или незнакомых пространственных сцен через поле зрения малого диаметра (трубчатое зрение). Отсутствие в поле зрения всей сцены приводит к огромным затруднениям в восприятии. Образы, используемые в данном виде мышления, в большей степени отображаю реальный мир, чем обобщенные и реорганизованные внутренние представления человека, к примерам такого типа мышления можно отнести поиск целых объектов на сложном фоне, описание характеристик отдельных фрагментов реальных объектов, т.е. способы работы с реальными пространственными сценами и реальными объектами.

    Образное  мышление связано с манипулированием образами и представляет собой вариант теоретического мышления. Образные структуры могут создаваться воображением или извлекаться из памяти, преобразовываться, сравниваться друг с другом по группам параметров или фрагментов.

    Понятийное  мышление также представляет собой  вариант теоретического мышления, основой которого являются процессы обработки понятий, проведение логических выводов, суждений и умозаключений. Естественно, что все виды мышления взаимно дополняют друг друга в процессе интеллектуальной деятельности, хотя можно говорить как о предпочтении того или иного вида мышления у разных людей, так о превалировании определенного вида мышления при решении типовых задач. 
 

ОСНОВНЫЕ  ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕДУРЫ МЫШЛЕНИЯ 

    В модельном плане в структуре процессов мышления можно выделить набор логических операций и процедур, которые удобно рассматривать в качестве базисных. Такой подход, конечно, не требует обязательной полноты, независимости или ортогональности базиса; суть дела заключается только в предположении приоритетной важности этих процедур и использовании их комбинаций в процессе мышления, при рассмотрении процедур мышления важно выделять определенные иерархические уровни. Эти уровни, так или иначе, связаны с осознанным или неосознанным построением «дерева целей» и программ, реализующих эти цели и подцели, в качестве исходных «протоцелей», естественно, выступают мотивации человека и животных.

    Необходимость иерархического структурирования мыслительной деятельности можно пояснить примером М. М. Бонгарда о том, что нельзя рассматривать работу двигателя внутреннего сгорания непосредственно на уровне взаимодействия молекул. Для рассмотрения необходимо ввести такие понятия, как топливо, карбюратор, блок цилиндров и т.д. Таким образом, можно считать, что различные цели и подцели образуют наиболее крупные уровни иерархии мыслительного процесса. При этом на подуровнях этих уровней осуществляются различные по сложности интеллектуальные процедуры, связанные с процессами формирования понятий.

    К процедурам такого типа можно относить: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизацию, логический вывод, индукцию.

    Сравнение представляет собой типичную процедуру  сопоставления групп параметров или фрагментов (которые также представляются некоторыми параметрами) по каким-то заданным критериям. Результатом сравнения может стать выявление тождества, степени различия, что, в свою очередь, дает возможность делать выводы об аналогии, степени сходства, проводить процесс классификации (отнесения объектов к одному или разным из имеющихся в памяти классов, создание нового класса путем объединения объектов в один класс и т.д.).

    Анализ  – расчленение объекта на составные части, определение характеристик этих частей, их иерархии и взаимоотношений. Результаты анализа могут быть представлены в виде, удобном для сравнения, и других процедур мышления.

    Синтез – процедура обратная анализу, связанная с объединением частей, установлением их соотношений, т.е. построением некоего целого, несводимого простому перечислению исходных частей.

    Абстрагирование – выделение каких-либо характеристик или параметров объекта. Этот тип процедур часто в большей степени, чем анализ и синтез, может приводить к ошибочным результатам за счет некорректности процессов выделения либо последующих оценок важности данных параметров.

    Обобщение – объединение ряда объектов в  одну группу, класс на основе абстрагирования, анализа, сравнения и неразличения значений каких-либо характеристик этих объектов.

    Конкретизация – процедура, связанная с фиксацией  ряда параметров обобщенного описания, что приводит к порождению дочерних описаний той или иной степени уникальности. Например, описание треугольника с точностью до масштаба и положения в поле зрения или создание текста с точностью фотокопии. 
 

Информация о работе Психология мыслительной деятельности человека