Психология мотиваций и эмоций. Психология страха и фобий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:21, реферат

Описание работы

Страх рассматривается в современной психологической науке в контексте одного из ее перспективных направлений - психологии эмоций.
В "Философском энциклопедическом словаре" утверждается, что "страх в психологии - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т.д.)". [6]

Работа содержит 1 файл

Психология мотиваций и эмоций. Психология страха и фобий.docx

— 42.01 Кб (Скачать)

Три группы индикаторов страха.

     Традиционно наиболее надежными индикаторами страха считаются физиологические изменения - учащение пульса, повышение кровяного давления, изменение кожно-гальванической реакции, неприятные проприорецептивные ощущения (тяжесть в желудке и груди, оцепенение и прочее), а также потливость и мышечный тонус. Эти физиологические изменения достаточно просто и легко фиксируются как в самоотчетах, так и специальной аппаратурой, что создает иллюзию точности. Однако, проблема возникает в силу неспецифичности названных физиологических изменений страху. Такие же физиологические процессы могут сопровождать, например, злость или сексуальное возбуждение. Зафиксировав учащенное сердцебиение у молодого человека при взгляде на понравившуюся ему девушку, мы едва ли сможем точно сказать, испугался ли он перспективы получить отказ при знакомстве с нею, или наоборот - страстно желает этого знакомства. Для точной дифференцировки страха нам потребуется либо прямо спросить человека о его переживаниях, либо понаблюдать за его поведением.

     Казалось бы, не менее надёжными в плане диагностики страхов должны быть поведенческие критерии - то есть особенности внешнего моторного поведения. Здесь в качестве однозначного индикатора страха специалисты называют поведенческие стереотипы бегства (избегания) или предотвращения вызывающих страх событий или объектов. То, что человек стремится избегать опасных и страшных вещей, факт в достаточной степени очевидный. Но и здесь нет особой ясности, поскольку человеку (как и любое другое живое существо) может избегать каких-либо действий просто в силу того, что предпочитает иное занятие.

      Если человек, например, избегает работы на конвейере в ночную смену, то это может свидетельствовать, конечно, и о наличии у него страха темноты. Но можно ведь и предположить, что у него просто есть более интересные вещи, которыми он предпочитает заниматься ночью. Многие специалисты рассматривают в качестве достаточно надежных индикаторов страха невербальное поведение. Здесь принято считать, что приподнятые и сведенные к переносице брови, широко открытые глаза и приоткрытый рот на уровне невербального поведения в достаточной степени точно соответствует чувству страха [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Проблема страха, хотя и уходит корнями в далекое прошлое, все еще остается актуальной и всегда будет ей оставаться, ведь пока существует человек, вместе с ним, в нем самом будет существовать и страх. Конечно, по мере развития общества и цивилизации он будет приобретать новые формы, а люди будут изобретать новые способы борьбы с ним. И если общество и дальше будет развиваться как авторитарно-механистическое, то страх всегда будет жить в душе человека.

     Неизбежен ли страх, можно ли от него избавиться навсегда?  Необходим ли он для существования человека как, например, боль, сможет ли человек существовать без страха? Скорее всего, нет. Любой человек, совершенно лишенный чувства страха, лишен и всяческой ответственности и обязанности и не способен сосуществовать с другими человеческими индивидами. Поэтому страх не только неизбежен, но и необходим. Как известно, страх положительное качество, когда он  мобилизует нас на какое-то действие или останавливает нас. Другое дело, что страх может иметь и отрицательные качества и направлять действия людей в деструктивное русло. Например, одним из самых действенных приемов вытеснения страха является агрессивность. Если человек находит в себе силы из пассивного состояния страха перейти в нападение, то мучительное чувство страха исчезает. Так возникают войны, происходят убийства и т. д. Также, страх, господствующий в обществе, приводит к психологической замкнутости людей, деформации человеческих отношений, деморализации общества. Решение этой проблемы может проявиться и в таких формах, как садизм, мазохизм, нарциссизм и последняя, злокачественная форма - деструктивность, то есть желание уничтожить всех людей.  Человечество должно обуздать излишние страхи, нам необходимо посмотреть своим страхам в глаза и научится жить с этим неизбежным спутником любой высокоорганизованной жизни. Для этого необходимо изучать страх, ибо кто предупрежден, тот вооружен.  Человек начинает бояться, как только появляется на свет, страх усиливается в несколько раз, когда человек учится мыслить, понимает противоречивость своего бытия, которое состоит в том, что природа наделила человека сознанием, оставив его при этом  частью себя.  Всю жизнь страхи только усиливаются; когда человек думает, что наконец-то поборол свой страх, тут же возникает новый, и он начинает искать другие средства и мероприятия против него, и, кажется, что в этом только и состоит смысл жизни.

     С развитием техногенной цивилизации, которая разрушала биологическую основу деятельной личности на протяжении нескольких тысячелетий, нагрузка страха на человека постоянно увеличивается, человек вопреки логике не освобождается от биологических древних страхов, а наоборот, усиливает их и постоянно создает новые. Человеческая цивилизация идет путем страха, а это неизбежно тупиковый путь. 

     Чем дальше развивается цивилизация и сильнее становится интеллектуальная мощь человечества, тем глубже оказывается бездна, в которую скатывается род людской.

Такая цивилизация превращает людей  в массы, массовым становится и страх, он усредняется, становится единым для  всего человечества. Этот процесс  только начинается.  Не столкнемся ли  мы с положением глобальной стандартизации страха и образованием массы людей, равной по численности всему человечеству? Этот вопрос уже сегодня должен интересовать идеологов глобализации мировых  экономических и социальных процессов.

  Итак, мы видим, что страх  глубоко коренится в биологической  структуре человека. Но, тем не  менее, эта структура не является  врожденной; она сформировалась  в процессе исторического развития  и в принципе поддается изменению.  Человек может любить других  людей, но для этого он сам  должен быть независимой и  творческой личностью. Истинный  гуманизм может победить страх,  но, к сожалению, пока тенденций  к его преодолению не наблюдается.  Чтобы изменить общество, нужно  изменить цивилизацию, а долгий  и трудный процесс, который  не всегда осуществим.

                           Список литературы

 

  1. Андрусенко В. Н. Социальный страх. Свердл., 91 г.
  2. Выцлан М. Культ героя и культ толпы. // Наука и жизнь 1993-№10
  3. Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. – 1958. -№3. –с. 125 -134.
  4. Выготский Л. С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т. 4. – М., 1984. – с. 90 – 318.
  5. Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? М., 89 г.
  6. Гуревич П. С. Современный апокалипсис. // Философские науки 1992 -№2
  7. Джемс В. Психология. Ч. II. СПб., 1911
  8. Дарвин Ч. О. Выражение эмоций у человека и животных. – СПб.: Питер 2001.
  9. Дьяченко М. И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. – 1990 - № 1. – с. 106 – 113.
  10. Зинченко, Мещериков // Психологический словарь. М., 99 г.
  11. Изард К.Э. Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер-Прес,1999
  12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб., Питер, 2002. – (Серия «Мастера психологии»).
  13. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия - М., 1998
  14. Камю А. Чума. М., 93 г.
  15.   Кеклидзе З. И. // Свет 2001-№1
  16. Кузминкин В. Кого и чего мы боимся. // Вечерний Новосибирск от 13 окт.2001 г.
  17. Леви В.Л., Приручение страха – М.: Метафора, 2003
  18. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. – М.,1971.
  19. Линдслей Д. Б. Эмоции // Экспериментальная психология / Под редакцией С. С. Ственса. – М., 1960 – с629 – 684.
  20. Московичи С. Век толп. М., 93 г.
  21. Ожегов С. И., Словарь русского языка – М..: Рус. яз., 1986.
  22. Ольшанский Д. Страх. // Диалог 1991 -№5
  23. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 89 г.
  24. Райх В. Психология масс и фашизм. М., 95 г.
  25. Ромек В.Г.  Поведенческая терапия страхов – Журнал практической психологии и психоанализа, №1, 2002
  26. Риман Ф. Основные формы страха. М., 98 г.
  27. Словарь психолога – практика/Сост. С. Ю Головин. – 2е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
  28. Спиноза Б. Собрание сочинений в 2-х т. М., 57 г.
  29. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. Одесса: Государственное издательство Украины, 1926
  30. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. Ред., авт. Вступ. Ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990.
  31. Фадин А. Страх –2. // Юность 1989 -№10
  32. Фромм Э.  Анатомия человеческой деструктивности. М., 94 г.
  33. Фромм Э. Душа человека. М., 93 г.
  34. Хевеши М. А. Политика и психология масс. // Вопросы философии 1999 -№12
  35. Шубкин В. Н. Страхи в России. // Социологический журнал 1997 -№3
  36. Щербатых Ю.В. Ивлева Е.И. «Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий». Воронеж. Истоки. 1998. 
  37. Материалы сайта  http://sprite.sitecity.ru/

Информация о работе Психология мотиваций и эмоций. Психология страха и фобий