Психология мотиваций и эмоций. Психология страха и фобий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:21, реферат

Описание работы

Страх рассматривается в современной психологической науке в контексте одного из ее перспективных направлений - психологии эмоций.
В "Философском энциклопедическом словаре" утверждается, что "страх в психологии - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т.д.)". [6]

Работа содержит 1 файл

Психология мотиваций и эмоций. Психология страха и фобий.docx

— 42.01 Кб (Скачать)

Введение 

     Страх рассматривается в современной психологической науке в контексте одного из ее перспективных направлений -  психологии эмоций.

      В "Философском энциклопедическом словаре" утверждается, что "страх в психологии - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т.д.)". [6]

     В "Кратком психологическом словаре" страх трактуется как "эмоция, возникшая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности". [10]

      Фобии традиционно рассматривались в рамках навязчивых состояний, относящихся к расстройствам мышления. Навязчивые состояния - это такого рода переживания, когда у человека помимо его воли возникают («навязываются») какие-то страхи, сомнения, мысли, влечения, действия. Несмотря на критическое отношение к подобным явлениям, избавиться от них человек не может. Навязчивые состояния не обязательно свидетельствуют о психическом расстройстве, они могут встречаться и у здоровых людей, например, каждому из нас знакомо навязчивое повторение каких - либо слов (так называемых «слов - паразитов»), навязчивое напевание понравившейся мелодии и т. д.

     Страхи (фобии) делятся на 3 типа: простые, социальные и агорафобии. Люди с простыми фобиями испытывают смертельный страх перед определенным предметом, местом или ситуацией. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много народу, например, вечеринок, потому что они боятся что-либо сделать, чтобы себя не скомпрометировать. А страдающие агорафобией являются жертвой сложного феномена, основанного на страхе перед незнакомыми местами.

     Ведущим симптомом в клинической картине фобий является приступообразно возникающее чувство страха. В попытке предотвратить мучительное переживание страха больные стараются избегать ситуаций, провоцирующих его возникновение. Обычно, при фобиях критическое отношение к своему болезненному состоянию сохраняется, что является дифференциально - диагностическим признаком невротического уровня расстройств. Только на высоте аффекта страха на короткий период критика может утрачиваться, и тогда больной, действительно, уверен, что "немедленно умрет от инфаркта",  "скончается от кровоизлияния в мозг" или "погибнет от заражения крови". Вот потому проблема изучения природы страхов и фобий очень актуальна. [22]

 

  1. Теоретические подходы к понятию фобий и страхов.

 

     Несмотря на то, что изучением страха и связанных с ним физиологических процессов психологи занимаются уже давно, надежных критериев страха до сих пор не обнаружено. Обычное для психологии и психопатологии выделение физиологических, поведенческих и когнитивных проявлений страха указывает скорее на комплексность феномена, чем свидетельствует о ясности его понимания.

     Первоначально все три формы проявления страха рассматривались психологами как тесно связанные друг с другом. Эта теория, с легкой руки Рахмана  именуемая «теорией глыбы» долгое время служила фундаментом для множества как теоретических, так и психотерапевтически ориентированных исследований. Предполагалось, что поведенческие, психические и физиологические проявления страха образуют некоторое единство, и в страшной ситуации у человека можно обнаружить все эти три компонента.

     Многие авторы касаются темы страха в своих работах. Например, Вильгельм Райх в своей книге «Психология масс и фашизм» говорит о том, что фашизм служит выражением иррациональной характерологической структуры обычного человека, первичные биологические потребности которого подавлялись на протяжении многих тысячелетий. В книге содержится подробный анализ социальной функции такого подавления и решающего значения для него авторитарной семьи и церкви. С точки зрения характера человека "фашизм" представляет собой основное, эмоциональное отношение "подавленного" в человеке к нашей авторитарной, машинной цивилизации и ее механистически-мистическому пониманию жизни. Страх здесь рассматривается как способ социального подавления сексуальности детей, подростков и взрослых.  [24]                    

      Значение этой работы трудно переоценить в наше время, так как характерологическая структура личности, служившая основой возникновения фашистских движений, не прекратила своего существования и по-прежнему определяет динамику современных социальных конфликтов.

     Эрих Фромм в книге «Анатомия человеческой деструктивности» отмечал, что человек обычно подавляет в себе иррациональные страсти – влечение к разрушению, ненависть, зависть и месть. В основе этих комплексов лежит бессилие и изоляция индивидов. Именно в таких условиях человек может избавиться от чувства собственного ничтожества, разрушая окружающий мир. Это последняя отчаянная попытка не дать миру расправиться с ним.

      В этой книге  Фромм описывает виды агрессии, разделяя последнюю на «доброкачественную» и «злокачественную». Первая отчасти восходит к миру человеческих инстинктов, вторая коренится в человеческом характере, человеческих страстях. Человеческие страсти возобновляются в каждом поколении и вместе с тем сохраняют свою цельность на фоне любой эпохи. Любовь, страх, вера, фанатизм, - не они ли правят миром? Фромм исследует сущности и причины агрессии, и из этих исследований мы можем видеть, что в основе агрессивности лежит также и страх.

       Тема агрессивности  и страха также затронута Фроммом в книгах «Бегство от свободы» и «Душа человека».

        Попытку определить  и описать формы страха сделал  Фриц Риман  в своей книге  «Основные формы страха». Он  говорит, что существуют два  взаимоисключающих или взаимодополняющих импульса, которые поддерживают нашу мировую систему – это вращение Земли вокруг Солнца и одновременное вращение Земли вокруг своей оси. На основе этого он выделяет четыре формы страха:

  1. Страх перед самоотвержением, переживаемый как утрата «Я» и зависимость.
  2. Страх перед самостановлением, переживаемый как беззащитность и изоляция.
  3. Страх перед изменением, переживаемый как изменчивость и неуверенность.
  4. Страх перед необходимостью, переживаемый как окончательность и несвобода.

       Преобладание одной из 4-х форм страха приводит нас, по Риману, к четырём типам личностной структуры или к 4-м способам существования в мире. Это шизоидная, депрессивная, навязчивая и истерическая личности. [31; 32; 34]

       Андрусенко в книге “Социальный страх” дал подробный анализ становлению, развитию социального страха личности, рассмотрел страх в структуре духовного мира человека, страх диктатуры как форму социального страха.  [1] Другие российские авторы, Л. А. Гордон и Э. В. Клопов, в книге “Что это было?” говорят о том, что страх – неотъемлемая часть тоталитарного политического режима. С его помощью руководству партии удавалось манипулировать общественным сознанием. Террор и рождаемый им привычный страх оказывались очень эффективным средством уничтожения критического духа советского сознания и политической культуры. [5]

      Следует сказать,  что, хотя тема страха не  нова в историко-философском отношении,  проблеме страха как социального  явления уделено не так уж  много внимания, поэтому многие  вопросы остаются нерассмотренными. 

 

  1. Страх в психологической структуре человека

        Многие мудрецы прошлого и современные ученые считали, что страх – это болезнь, которую надо лечить. Издавна это состояние человека изучали психологи, толкуя страх как отрицательную эмоцию, которая обнаруживает себя, когда возникает реальная или мнимая опасность.

     Эмоции – особый  класс психических процессов  и состояний, связанных с инстинктами,  потребностями, мотивами, отражающих  в форме непосредственного переживания  значимость действующих на индивида  явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [5, 419].

     Страх – это эмоция, возникающая в случаях реальной  или воображаемой угрозы существованию  организма, индивида, его ценностям,  идеалам и принципам и направлена на источник опасности [5, 697].

       Страх парализует  волю. Героем считали того, кто  способен силой воли побороть  в себе чувство страха. «Отправляясь  на битву, А. Македонский приносил  жертвы демону страха. Гостилий построил храмы этому божеству и приставил жрецов к его алтарям. В Туринском музее и сегодня можно видеть римские медали, на одной из которых вычеканена женщина в состоянии ужаса, а на другой мужчина, объятый страхом. Они были выбиты консулами в память тех обетов, которые были даны для умилостивления страха» [4, 43].

       Страх является  эмоцией большой силы, которая  оказывает заметное влияние на  восприятие, мышление и поведение  индивида. Страх, в зависимости  от своей интенсивности, переживается  как предчувствие, неуверенность,  полная незащищенность. Появляется  чувство недостаточной надежности, опасности и надвигающегося несчастья.  Интенсивный страх является наиболее  опасной из всех эмоций.

       Существуют как  врожденные, так и приобретенные  причины или стимулы для страха. Врожденные или естественные  причины для страха включают  одиночество, незнакомость, высоту, неожиданное приближение, неожиданное изменение стимула и боль. Многие из приобретенных или социокультурных факторов, которые вызывают страх или оказывают на него влияние, связаны с врожденными причинами. Например, “взрослый может рационализировать свою боязнь грома на основе того, что он сигнализирует о возросшей вероятности подвергнуться удару молнии” [6, 92]. Страхи, вызываемые социокультурными причинами, могут быть приобретены в процессе травматического обусловливания или же путем подражания взрослому, который выступает в качестве модели страха. Взрослый находится под значительным влиянием того, каким образом социализируется страх в детстве. При гуманистической социализации переживания страха сводятся к минимуму, родители воздерживаются от запугивания ребенка и обучают его терпимости к страху и способам противодействия ему. При нормативной социализации страха родители передают свой страх ребенку, вредность страха занижается, и родители могут намеренно запугивать ребенка, не компенсируя детский страх.

      Взаимодействие страха  с другими эмоциями может также  оказывать большое влияние на  личность и поведение. Взаимодействие  между страхом и страданием  может усилить проблемы, возникающие  при формировании личности и  затормозить ее развитие. Сильная  связь между страхом и страданием  может снизить способность человека  сочувствовать страданию других  людей. Взаимодействие страха  и презрения может привести  к неверию в себя и даже  боязни себя. Сильная связь между  страхом и стыдом может привести  к параноидальной шизофрении.

      Сегодня в научном  лексиконе употребляются такие  модификации страха, как волнение, беспокойство, опасение, тревога, боязнь, испуг, ужас. Предпринимаются попытки  классифицировать эти модусы. В  частности, З. Фрейд предлагает  такой вариант соотнесния испуга, страха и боязни: « Испуг, страх, боязнь неправильно употребляются как синонимы. В их отношении к опасности их легко разграничить. Страх означает определенное состояние ожидания опасности и приготовления к последней, если она даже и неизвестна; боязнь предполагает определенный объект, которого боятся; испуг имеет в виду состояния, возникающие при опасности, когда субъект оказывается к ней неподготовлен, он подчеркивает элемент неожиданности» [17, 386].

  1. Функции страха.

     Что касается функций страха, то они должны совпадать с основными функциями эмоций. Андрусенко, ориентируясь на анализ функций эмоций, осуществленный В.К.Вилюнасом, попытался определить основные функции страха.

     Оценочная функция страха. Ее можно рассмотреть в трех аспектах: а) определение самодостаточности качества человека для осуществления активной экспансии этого качества на окружающий социум; б) образное представление силы иного позволяет человеку определить меру своей зависимости от иного; в) страх выступает – будь то неосознанная или осознанная его форма – предварительной оценкой иррациональных модусов внутренней или внешней рефлексии.

     Синтезирующая функция – особенность страха выступать синтезирующей основой для целостного и структурированного  отражения всего комплекса ситуации страха.

     Сигнализирующая функция – определяет пути аналитической работы отражательного механизма по фильтрации отраженных вариантов ситуации страха в зависимости от степени их значимости для человека.

Суть регулирующей функции заключается  в мобилизации отражательных  ресурсов на наиболее угрожающих участках, в обеспечении оптимального состояния  психофизиологического комплекса  человека в целом и его подструктур  в частности, в выборе соответствующих  форм реагирования, предполагающих в  случае недостатка собственных ресурсов для преодоления ситуации страха сообщить об этом окружающему сообществу.

     Поскольку страх органически «вписан» в духовную жизнь человека, пронизывая ее бессознательный, подсознательный и сознательный уровни, возникновение реакции страха не может не сказаться на состоянии других форм духовности. В этом видится необходимость выделения организующе-дезорганизующей функции страха. В предельном случае страх даже может стать причиной смены жизненного ориентира человека или его смерти. С другой стороны, страх потери определенных форм духовности (надежды, любви, свободы) может способствовать духовному росту человека.

Информация о работе Психология мотиваций и эмоций. Психология страха и фобий